Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р. И. Мартынова




Р.И. Мартынова

О психолого-педагогических

особенностях детей-дислаликов

и дизартриков

Дифференцированное изучение дислалий и дизартрии показывает различие между этими дефектами не только в медицинском плане. Проведенное исследование показало определенное различие между этими речевыми дефектами и в психолого-педагогическом отношении. В процессе иссле­дования было установлено, что дислалий (за исключением механической) связаны с функциональными расстройства­ми в речедвигательном анализаторе. Они возникают глав­ным образом у детей ослабленных, перенесших инфекции в раннем детском возрасте. Дизартрии связаны с поражени­ем центральной нервной системы. Возникают они после пе­ренесенных мозговых заболеваний — энцефалитов, травм и др. В неврологическом статусе у детей-дислаликов, в боль­шинстве случаев, органических поражений центральной не­рвной системы мы не отмечали.

При дизартриях (за исключением стертых форм) заметно выступает неврологическая симптоматика. Дети со стертой формой дизартрии напоминают дислаликов. Однако при тщательном обследовании обнаруживаются неблагоприят­ные факторы в анамнезе, органическая микросимптомати­ка в неврологическом статусе, а также затруднения при про­ведении логопедических мероприятий. Если при дислалий речевой дефект связан с неправильным произношением от­дельных звуков или групп, то при дизартриях страдает не только звукопроизношение, но и голос, темп, плавность, модуляция, дыхание и т. д.

Целым рядом наблюдений было установлено, что дети, страдающие неясной, непонятной, а иногда и смазанной ре­чью, на первый взгляд как бы имеют тождественные дефек­ты. Однако более глубокое изучение позволило выделить сРеди этих детей две группы (дизартрии и дислалий), имею­щие совершенно различную природу речевого дефекта.




Изучением различных форм речи занимались многие ав­торы: А. Куссмауль, проф. Гутцман, Фрешельс, СМ. Добра-гаев, М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Ю.А. Фло­ренская, Н.А. Власова, A.M. Смирнова, М.Б. Эйдинова и др. Однако более дифференцированный характер отдельных форм речевых расстройств в медико-педагогическом аспек­те все же недостаточно выявлен.

Основной задачей настоящего исследования было выяснить специфику психолого-педагогических особенностей этих де­тей, поскольку у одной группы имеют признаки органичес­кого поражения центральной нервной системы, а у другой этого нет. <...>

Психолого-педагогическое изучение процессов восприя­тия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и характера испытуемых детей проводилось в срав­нительном плане. Большое внимание уделялось также ис­следованию речевого статуса.

Естественно, изучение отдельных звеньев познавательно­го процесса носило несколько условный характер, посколь­ку все процессы высшей нервной деятельности тесно взаи­модействуют между собой.

При изучении психолого-педагогических особенностей детей-дислаликов и дизартриков мы в значительной степе­ни опирались на учение И.П. Павлова о высшей нервной де­ятельности, взяв за основу положение о том, что процессы обучения и воспитания формируются на базе условно-реф­лекторной деятельности коры больших полушарий.

Сравнивая детей-дислаликов и дизартриков в психологи­ческом отношении, мы отметили ряд специфических и от­личительных особенностей, присущих той или иной форме речевых расстройств.

Дети-дислалики.

1. Большинство обследованных детей-дислаликов имеет
нормальный интеллект, за исключением отдельных случа­
ев задержки психического развития. (Иногда встречались
дислалики с чертами инфантилизма.)

2. У дислаликов мы не встречали выраженных патологи­
ческих изменений эмоционально-волевой сферы и характе­
ра. Поведение и настроение их в отделении и на логопеди­
ческих занятиях были правильными, за исключением





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.