Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика логопедической работы при нарушениях звукопроизношения 177




I

К

О. В. Правдина


3. При воспроизведении правильного уклада включается голосовыдыхательная струя, и ребенок неожиданно для себя воспроизводит нужный звук. Слуховое внимание привлекает­ся только после некоторого закрепления правильного про­изношения. Затем предъявляется и прямое требование про­изнести нужный звук. После безошибочного многократного воспроизведения звука постановка его может считаться за­конченной.

В тех случаях, когда одни звуки заменяются другими, сходными с ними, близкими по артикуляции (например, к на т, л на в и т. д.), правильный уклад оказывается час­тично уже сформированным в дефектном произношении звука. Можно и должно использовать готовые механизмы. В этих случаях уже на этапе постановки включается час­тично работа по дифференциации (разделению) двух сход­ных звуков.

Для иллюстрации разберем два примера.

1. Звук к заменяется звуком т. Проанализируем оба зву­ка в их нормальном произношении:



 

— согласный

— ротовой

— взрывной

— заднеязычный

— глухой

— твердый


т


 

— согласный

— ротовой

— взрывной

— переднеязычный

— глухой

— твердый


Разница в артикуляции этих звуков заключается в месте их образования, все остальное совершенно одинаково. Зада­чей логопеда будет передвинуть преграду, образуемую язы­ком, из передней части ротовой полости в заднюю.

2. Звук л заменяется звуком в:


— согласный

— ротовой

— щелевой

— губно-зубной

— звонкий

— твердый


 

— согласный

— ротовой

— смычно-проходной

— переднеязычный

— звонкий

— твердый



Различие в артикуляции этих двух звуков не только по месту образования, но и в способе образования. Задачей ло­гопеда будет затормозить подтягивание нижней губы к вер­хним резцам (дающее щель между ними) и включить поло­жение языка, дающее смычку середины передней части языка с верхними альвеолами (смычно-проходной звук). Де­ятельность голосовых связок и мягкого нёба остается той же, что и в звуке заменителе.

Во многих случаях используются еще более сокращенные приемы постановки звуков, основанные на "использовании близких по артикуляции звуков, хотя в речи они и не заме­няют дефектного звука.

Эти примеры излагаются при описании методики поста­новки различных звуков.

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной де­ятельности есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи — речевого звука в более слож­ные последовательные речевые структуры — слова и фразы, в которых данный звук или опускается совсем, или произ­носится неправильно.

Работу на этом этапе следует рассматривать как заторма­живание старых, неправильных, динамических стереотипов и выработку новых. Как известно, эта работа трудна для не­рвной системы и требует очень большой осторожности и по­степенности. Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала: переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог — закрытый слог — звукосочетания типа ana, ама, омо, уму в сочета­нии с автоматизируемым звуком), слоги со стечением со­гласных (спа, ста, ска), затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развер­нутой речи. Необходимость тренировки звука в различных сочетаниях объясняется тем, что артикуляция звука несколь­ко видоизменяется в зависимости от влияния предыдущего и последующего звука и от структуры и длины слова.

При автоматизации звука в слогах очень полезно упраж­нять в повторении нужных прямых слогов с соблюдением определенного ритма: тб-та, тб-та...; или та-тб, та-тб; тб-tna-ma, тб-та-та...; та-тб-та, та-тб та...; или та-та-тб,






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.