Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие системы народного образования в СССР с 1958 по 1991. Реформы школьного образования




Белорусская школа в период немецко-фашистской оккупации.

На временно оккупированной территории Беларуси гитлеровские захватчики установили режим беспорядка,разбоя. Выполняя планы уничтожения людей,они не останавливались перед убийством детей и подростков. В одном из приказов германского командования утверждалось: «особенно безжалостно необходимо уничтожать молодёжь,т к она свирепа в своей ненависти». В период оккупации фашисты вывозили молодёжь Беларуси в Германию на работу. Дети республики ощутили на себе во всей полноте ужас рабства. Однако,воспитанные в духе преданности своей Родине,они под руководством своих учителей внесли вклад в дело освобождения Беларуси. Так же нельзя не говорить о подвигах советских учителей,которые в условиях оккупации продолжали учить детей,создавая так называемые «тайные,или лесные» школы. Их посещало небольшое кол-во детей. Фашистские захватчики разрушили 6808школ,уничтожили более 200 миллионов экземпляров лит-ры. Уже с лета 1944г началось строительство и ремонт школ,начинались занятия. В 1946/47 учеб году в Беларуси работало 11300школ. За 1951-54гг произошло постепенное расширение среднего образования.

Били однако недостатки и в школьном строительстве. Большое кол-во школ не имели своих помещений,спортивных залов, специализированных кабинетов,оснащённых должным оборудованием. На низком профессиональном уровне велось преподавание учебных дисциплин.

В республике проводилась работа по возраждению и обновлению высшего образования. Уже в 1945г начали работу 22вуза из 25 довоенных.

В конце 50-х — 60-е годы наша страна вступила в период развитого социализма.
Вступление СССР в период развитого социализма и постепенного перехода к коммунизму обусловило возрастающие потребности общества в повышении культурного и общеобразовательного уровня всего советского народа. Это поставило перед школой и педагогикой нашей страны новые важные задачи.
Эти задачи были сформулированы в решениях съездов КПСС, в материалах сессий Верховных Советов СССР, в специальных постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства о школе.
В 1958 году Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», который установил в нашей стране всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Большая работа, которую провели органы народного образования по реорганизации школьной сети и расстановке педагогических кадров, позволила уже к 1962/63 учебному году все семилетние школы реорганизовать в восьмилетние. Значительно усилилось политехническое направление полной средней школы (IX—XI классы); были предусмотрены меры по развитию школ для работающей молодежи. Особое внимание уделялось работе городских и сельских профессионально-технических училищ. Принятая в 1961 г. на XXII съезде партии Программа КПСС поставила задачу перехода к всеобщему среднему образованию, что позволило бы значительно поднять общий культурный уровень всего советского народа. В Программе подчеркивалось, что “особое значение партия придает воспитанию подрастающего поколения.

В 1966 г. Академия педагогических наук РСФСР была преобразована в общесоюзный научный центр — Академию педагогических наук СССР. Этим мероприятием подчеркивалась, большая роль педагогической науки в развитии советского общества, в решении важнейшей задачи, стоящей перед всеми педагогами страны,— воспитании строителей коммунизма, повышении культурного и образовательного уровня советских людей. Состоявшийся в 1971 г. XXIV съезд КПСС наметил переход к новому этапу осуществления всеобщего обучения в стране. 1972 г.— введение всеобщего среднего обязательного образования. Основные принципы организации и деятельности учреждений системы народного образования СССР "были закреплены в утвержденных в 1973 г. и введенных в действие с 1 января 1974 г. “Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании”.XXVI съезд КПСС, состоявшийся в феврале — марте 1981 г., поставил перед советским народом задачу “обеспечить дальнейшее развитие системы народного образования, более полное удовлетворение потребностей страны в специалистах и квалифицированных рабочих”. Особое внимание съезд уделил совершенствованию форм и методов трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Перед органами народного образования поставлена задача создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. Предусмотрено к 1986 г. довести число учащихся в школах (группах) с продленным днем до 13, 5—14 млн. Завершится обеспечение бесплатными учебниками учащихся общеобразовательных школ. В одиннадцатой пятилетке предусматривается дальнейший рост системы профессионально-технического обучения: за 1981— 1985 гг. в этих учебных заведениях планируется подготовить 13 млн. квалифицированных рабочих. Число учащихся в ПТУ, дающих наряду с профессиональным и среднее образование, увеличится на 1, 6 раза. Запланировано подготовить примерно 10 млн. специалистов со средним специальным и высшим образованием.

С 1989-1990 гг. меняется направленность общественно-педагогического движения. Ситуация в стране в эти годы становится критической. Возникает угроза развала экономики, обостряются социальные и нац. конфликты, ставится под вопрос целостность Советского государства. Проблемы образования все больше отодвигаются на задний план. Оказывается, что одна лишь творческая активность учителя не может вывести школу из кризиса. Творчество и свобода нуждаются в политической и экономической стабильности, в социальном и материальном фундаменте. Конечно, творчество педагогов школы не заглохло, оно продолжается. Но главной проблемой становится социальная защита школы и образования в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.