Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правотворчество 1 страница




Тема 15

Учебники и учебные пособия

1. Бабаев, В. К. Теория права и государства в схемах и оп­ределениях: учеб. пособие / В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. А. Толстик. - М.: Юристъ, 2005. - 252 с.

2. Васильев, А. В. Теория права и государства: учебник / А. В. Васильев. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Флинта: МПСИ, 2005.-440 с.

3. Головистикова, А. Н. Теория государства и права: учеб­ник / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2005. -590 с. - (Российское юридическое образование).

4. Дробязко, С. Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. - Минск: Амалфея, 2005. — 464 с.

5. Макуев, Р. X. Теория государства и права: учебник / Р. X. Макуев. - М.: Юристъ, 2006. - 572 с.

6. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана,2005.-544с.

7. Теория государства и права: учебник / отв. ред.

A. В. Малько. - М.: КноРус, 2006. - 400 с.

8. Теория государства и права: учебник / под ред. В. К. Ба­баева. -М.: Юристъ, 2005. - 592 с.

9. Червонюк, В. И. Теория государства и права: учебник /

B. И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 704 с.


Эта тема связана с характеристикой деятельности по созданию норм права. При этом мы будем говорить о создании норм только позитивного права, поскольку нормы естественного права целена­правленно не создаются, а возникают спонтанно, сами по себе. Рас­сматривая данную тему, мы выясним, что понимается под право­творчеством и как оно соотносится с правообразованием, на каких принципах основывается эта деятельность, кто может быть ее субъ­ектом, в каких формах она осуществляется и как протекает. Кроме того, в рамках данной темы мы рассмотрим вопросы правотворче­ской (законодательной) техники, которая является важнейшей раз­новидностью юридической техники и играет немаловажную роль в подготовке наиболее совершенных нормативных правовых актов. Исходя из сказанного, определим предмет нашего разговора. Его составят следующие вопросы: 1. Понятие и признаки правотворче­ства. Правотворчество и правообразование; 2. Принципы право­творчества; 3. Формы (виды) правотворчества; 4. Правотворческий процесс и его стадии; 5. Понятие и содержание правотворческой (законодательной)техники.

1. Понятие и признаки правотворчества. Право­творчество и правообразование. Термин «правотворчест­во» буквально означает не что иное, как процесс творчества, создания права. Поэтому данным термином принято обозначать деятельность, связанную с созданием права, правовых норм. Но можно ли искусственно создать право или же оно возникает само по себе, естественным путем? На этот вопрос представители раз­личных правовых школ отвечают по-разному. Так, например, сторонники естественно-правовых теорий считают, что право не создается теми или иными субъектами, в частности органами государства, а только возводится ими в закон, поскольку право складывается естественным путем, независимо от государства.


Сторонники же позитивистских теорий, напротив, исходят из того, что право создается государством, его органами.

В отечественной юриспруденции термин «правотворчество» используется давно и, как правило, не вызывает особых вопро­сов. Вместе с тем в связи с широким распространением в совре­менной отечественной теории государства и права идей естест­венного права некоторые авторы стали сомневаться в правомер­ности использования термина «правотворчество» и предлагают заменить его термином «законотворчество», исходя из того, что государство творит не право (право складывается естественным путем), а законы, в которых и должно закрепляться право. Дума­ется, определенный смысл в подобных сомнениях есть. Если признавать право как данность, которая складывается в обществе независимо от государства, то государство, действительно, не может творить право. Оно лишь фиксирует его в своих законах, т. е. в нормативных правовых актах. Но если наряду с естествен­ным правом признавать право позитивное и под правотворчест­вом понимать создание позитивного права, то всякие сомнения относительно использования термина «правотворчество» оказы­ваются беспочвенными. К тому же термин «правотворчество» достаточно прочно вошел в научный оборот и вряд ли от него нужно отказываться.

Итак, исходя из того, что наряду с естественным правом существует также право позитивное, под правотворчеством мы будем понимать деятельность по созданию позитивного права, т. е. норм, которые устанавливаются или санкционируются госу­дарством.

Но только ли установление и санкционирование правовых норм охватывается понятием «правотворчество»? В отечествен­ной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, многими авторами отмечается, что правотворчество — это деятельность не только по установлению (принятию) право­вых норм, но также их изменению и отмене. То есть под право­творчеством совершенно обоснованно понимается деятельность как по установлению новых, так и по изменению и отмене уже действующих норм права. Кроме того, к правотворчеству, по справедливому замечанию отдельных исследователей, следует


отнести также деятельность по санкционированию неправовых норм (например, обычаев или корпоративных норм).

В ряде учебников по теории государства и права правотвор­чество определяется как деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов1. Думается, что подобное определение сужает содержание правотворчества, поскольку ограничивает его созданием лишь одного вида источ­ников права — нормативного правового акта. Между тем к право­творчеству следует относить создание и других источников пра­ва (санкционированного обычая, юридического прецедента, нормативного договора и т. д.), поскольку устанавливаемые го­сударством нормы позитивного права закрепляются и приобре­тают внешнее выражение не только в нормативных правовых актах, но и в других источниках права. С учетом сказанного пра­вотворчество можно определить как осуществляемую управо-моченными на то субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неправовых норм в каче­стве правовых.

Исходя из данного определения, можно выделить следую­щие признаки правотворчества.

Во-первых, правотворчество представляет собой опреде­ленную деятельность. Это интеллектуально-мыслительная дея­тельность, которая связана с созданием правовых норм и ор­ганизацией правового регулирования соответствующих обще­ственных отношений. Она носит творческий, организующий характер и относится к производству таких духовных ценно­стей, как право. Поскольку правотворчество является опреде­ленной деятельностью, его очень часто именуют правотворче­ской деятельностью.

Во-вторых, правотворчество - это государственная дея­тельность, одна из ее форм. Правотворчество выступает важ­нейшим средством государственного управления обществом и является прерогативой, т. е. исключительным правом, государст-

1 См., например: Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. М., 2005. С. 253.


ва. В сущности, лишь государство в лице своих органов может создавать нормы позитивного права, хотя в отдельных случаях такую возможность оно предоставляет и некоторым другим субъектам (например, негосударственным организациям).

В-третьих, это деятельность, связанная с возведением госу­дарственной воли в закон, в общеобязательные правила пове­дения (нормы права). Через правотворчество государство пре­творяет свою волю в жизнь, определяя, какие общественные от­ношения и как должны регулироваться с помощью норм права. Иначе данный признак интерпретируется сторонниками теории естественного права. Они считают, что с помощью правотворче­ства в закон возводится не государственная воля, а право. Дума­ется, что подобный подход несколько идеализирует правотвор­ческую деятельность. Конечно, возводимая в закон государст­венная воля не должна быть выражением волюнтаристского произвола государства (хотя от этого не застрахован никто даже в демократическом государстве). Государство, создавая право, в принципе, должно исходить из объективных потребностей обще­ственного развития, учитывать интересы населения, опираться на сложившееся в обществе естественное право. Как отмечал К. Маркс, «законодатель... должен смотреть на себя как на естест­воиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положитель­ных законах внутренние законы духовных отношений. Мы должны были бы бросить упрек законодателю в безграничном произволе, если б он подменил сущность дела своими выдумка­ми»1. Вместе с тем не следует отрицать и того, что в позитивном праве могут закрепляться установления, идущие вразрез с инте­ресами общества и не согласующиеся с требованиями естествен­ного права. Тем более что на правотворческую деятельность ока­зывают влияние самые различные группы давления (лобби), вы­ражающие интересы тех или иных социальных слоев общества.

В-четвертых, это деятельность, направленная на создание норм права в целях урегулирования, упорядочения соответст­вующих общественных отношений. Создание норм права, как

1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 162.


известно, не является самоцелью. Право создается не для укра­шения государственного фасада, а для регулирования общест­венных отношений и утверждения в обществе определенного порядка. Это является основной целью и предназначением пра­вотворчества. Вместе с тем правотворческая деятельность пре­следует и некоторые другие цели. Например, совершенствование действующего законодательства и в целом системы права.

В-пятых, это деятельность, связанная как с установлением, изменением и отменой норм права, так и с санкционировани­ем неправовых норм в качестве правовых. Творить - значит создавать что-то новое. Поэтому правотворчество связано, преж­де всего, с разработкой и установлением новых норм права. Но, как уже было отмечено, понятием «правотворчество» охватыва­ется также деятельность, связанная с изменением и отменой дей­ствующих правовых норм. Практика реализации правовых норм, а также изменения, происходящие в общественной жизни, не­редко требуют внесения соответствующих изменений в дейст­вующие нормы права, а нормы, переставшие быть эффективны­ми или утратившие свою актуальность, подлежат отмене. Изме­нение и отмена правовых норм, как и их установление, осуществляется правотворческими органами.

В содержание правотворческой деятельности наряду с уста­новлением, изменением и отменой норм права входит также санкционирование неправовых норм в качестве правовых, что, к сожалению, не всегда отмечается в литературе. При поверхност­ном взгляде может показаться, что санкционирование не являет­ся правотворчеством, поскольку никаких новых норм в результа­те санкционирования не создается. Государство просто объявля­ет уже существующие неправовые нормы правовыми и придает им юридическую силу. Однако следует иметь в виду, что сами по себе неправовые нормы нормами позитивного права не стано­вятся. Таковыми их делает государство, в том числе его право­творческие органы. Поэтому не только установление, изменение и отмена норм права, но и санкционирование неправовых норм в качестве правовых входит в содержание правотворчества.

В-шестых, это деятельность, которая осуществляется упра-вомоченными на то субъектами или народом. Правотворчест-


во - государственная деятельность, а значит, этой деятельностью не может заниматься кто угодно. Субъектов правотворчества определяет государство. Ими становятся, прежде всего, государ­ственные организации (органы государственной власти, госу­дарственные учреждения и государственные предприятия). При­чем основными субъектами правотворчества являются высшие органы государственной власти (парламент, президент, прави­тельство). Определяя государственные организации в качестве первостепенных субъектов правотворчества, государство наде­ляет их соответствующей правотворческой компетенцией, т. е. кругом полномочий по созданию тех или иных норм права. Вследствие этого каждая государственная организация может решать только определенный круг вопросов и принимать по этим вопросам правотворческие акты только определенного вида и определенной юридической силы. Так, согласно ст. 105 Кон­ституции РФ федеральные законы в Российской Федерации, т. е. нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отноше­ния, принимаются Государственной Думой.

Государственные организации составляют первую и наибо­лее важную группу субъектов правотворчества. Но это не един­ственная группа субъектов правотворчества. В отдельных случа­ях государство может наделять правотворческими полномочия­ми и негосударственные организации. Например, для надлежащего решения вопросов местного значения соответст­вующими правотворческими полномочиями наделяются органы местного самоуправления. Так, в части 1 ст. 132 Конституции РФ говорится: «Органы местного самоуправления самостоятель­но управляют муниципальной собственностью, формируют, ут­верждают и исполняют местный бюджет, устанавливают мест­ные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного по­рядка, а также решают иные вопросы местного значения». Более подробно круг вопросов, решаемых теми или иными органами местного самоуправления, определен в гл. 3 Федерального зако­на от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации».


Наконец, в качестве субъекта правотворчества может вы­ступить также народ (например, в порядке референдума, прини­мая тот или иной закон государства).

В-седьмых, это деятельность, носящая властный характер. Правотворческая деятельность, какими бы субъектами она не осуществлялась, всегда выступает как проявление их властных полномочий. Особенно наглядно это выражено в том, что приня­тые правотворческими органами и вступившие в силу акты (на­пример, нормативные правовые акты), должны соблюдаться и исполняться всеми, кто окажется в сфере их действия. В против­ном случае последуют предусмотренные ими меры государст­венного принуждения.

В-восьмых, это деятельность, которая регламентируется законодательством и протекает в рамках установленных им процедур. Особенно это касается такой формы правотворчества, как законотворчество, т. е. принятие законов. Законы, как уже отмечалось ранее (см. тему 8), принимаются в особом порядке и процесс их принятия детально регламентируется законодатель­ством, включая конституцию страны.

Теперь рассмотрим соотношение правотворчества и право-образования, тем более что в отечественной теории государства и права по данному вопросу нет единой точки зрения. В частно­сти, одни считают, что правотворчество и правообразование -это, в принципе, одно и то же. По мнению же других (а этой точ­ки зрения придерживается большинство исследователей) - это не совсем совпадающие понятия. Но что такое правообразование? Обычно под правообразованием понимают весь процесс форми­рования права (позитивного права), с момента его зарождения и до официального юридического оформления. Этот процесс охва­тывает не только непосредственную деятельность правотворче­ских органов по созданию норм права, но и возникновение (за­рождение) экономических, политических и других социальных предпосылок, которые обусловливают необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Как представляется, процесс формирования права (правооб-разования) в своем развитии проходит три основных этапа. Пер­вый этап характеризуется возникновением объективной потреб-


ности в правовом регулировании каких-то общественных отно­шений. Это могут быть только что возникшие общественные от­ношения, объективно нуждающиеся в правовом регулировании, или отношения, которые прежде правом не регулировались, но в силу опять-таки объективных причин потребовали правового регулирования, или отношения, которые регулировались правом, но опять же объективно потребовали изменения их правового регулирования. На этом этапе, разумеется, никакого позитивного права еще нет. Здесь появляется только потребность в правовом регулировании (или изменении правового регулирования) соот­ветствующих общественных отношений. Второй этап связан с выявлением потребности в правовом регулировании соответст­вующих общественных отношений и осознанием необходимости такого регулирования. На этом этапе позитивное право тоже еще не появляется, но здесь формируется правосознание - опреде­ленные правовые взгляды, идеи относительно того, как и какими правовыми средствами должны быть урегулированы обществен­ные отношения, объективно нуждающиеся в этом. Осознание необходимости правового регулирования тех или иных общест­венных отношений проявляется как в деятельности самих право­творческих органов, так и в деятельности других субъектов. Так, на формирование правосознания относительно необходимости правового регулирования тех или иных общественных отноше­ний значительное влияние оказывают деятельность политиче­ских партий и других общественных объединений, юридическая наука, средства массовой информации, общественное мнение. Наконец, третий, заключительный этап правообразования свя­зан уже с правотворческой деятельностью. После того как на­ступило осознание потребности в правовом регулировании (или в его изменении) определенных общественных отношений, про­цесс правообразования переходит в плоскость разработки и при­нятия соответствующих норм права соответствующими право­творческими органами. Иными словами, заключительный этап правообразования связан с правотворчеством.

Таким образом, правообразование - понятие более широкое, чем правотворчество. И хотя правотворчество является главным этапом в процессе правообразования, поскольку именно на этом


этапе создается право как таковое, тем не менее - это только часть данного процесса.

2. Принципы правотворчества. Принципы правотвор­чества можно определить как руководящие идеи, начала, на которых должна основываться правотворческая деятель­ность и которые должны составлять ее основное содержание.

В различных государствах действуют самые разные принципы правотворчества, однако многим из них, в частности демократи­ческим государствам, присущи такие принципы, как демокра­тизм, гласность, законность, научность, профессионализм, связь с практикой и оперативность.

Демократизм правотворчества проявляется, прежде всего, в участии народа в правотворческой деятельности. Участие народа в правотворчестве может приобретать самые различные формы. Так, народ может быть непосредственным субъектом правотвор­чества в порядке референдума и участвовать в голосовании за тот или иной законопроект. Правда, возможности использования такой формы крайне ограничены, поскольку референдум - дос­таточно дорогостоящее мероприятие, и проводится он для при­нятия только наиболее важных законов (например, конститу­ции). Далее, народ может принимать участие в обсуждении зако­нопроектов и проектов других нормативных актов в средствах массовой информации, трудовых коллективах, общественных объединениях. Кроме того, граждане могут обращаться в право­творческие органы с предложениями, пожеланиями, замечания­ми относительно принятия тех или иных нормативно-правовых актов или совершенствования уже действующих.

Демократизм правотворчества проявляется также в том, что правотворческие органы, устанавливая нормы права, должны исходить из интересов и потребностей общества. Особенно это относится к высшим представительным (законодательным) орга­нам государственной власти, которые, как известно, принимают законы - нормативные правовые акты, обладающие высшей юридической силой и содержащие первичные нормы права.

Гласность правотворчества тесно связана с его демокра­тизмом, в связи с чем некоторые авторы не выделяют ее в каче-


стве самостоятельного принципа правотворчества, а рассматри­вают в составе принципа демократизма. Между тем, будучи тес­но связанной с демократизмом, гласность в правотворческой деятельности имеет самостоятельное значение. Этот принцип проявляется в первую очередь в том, что деятельность право­творческих, в особенности законодательных органов, должна освещаться в средствах массовой информации, чтобы население имело представление о принимаемых правотворческими органа­ми законах и других нормативных правовых актах.

Другое проявление принципа гласности состоит в том, что принимаемые правотворческими органами нормативно-правовые акты, как правило, подлежат обязательному опубликованию. Так, в части 3 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Законы под­лежат официальному опубликованию. Неопубликованные зако­ны не применяются. Любые нормативные правовые акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Кроме того, в каждом государстве действует презумпция знания закона, согласно которой считает­ся, что граждане и другие лица должны знать действующие в стране нормы права, особенно, если возникает вопрос о юриди­ческой ответственности. Вследствие этого незнание закона не освобождает от ответственности. Данная презумпция лишний раз подтверждает необходимость опубликования принимаемых правотворческими органами нормативных правовых актов. Ис­ключение составляют лишь нормативные правовые акты, содер­жащие государственную или военную тайну.

Законность правотворческой деятельности тоже имеет не­сколько аспектов. Во-первых, она проявляется в том, что право­творческие органы должны осуществлять свою деятельность, как правило, в пределах предоставленной им правотворческой ком­петенции. Исключение составляют случаи так называемого деле­гированного правотворчества, когда те или иные органы или ор­ганизации осуществляют правотворческую деятельность в связи с передачей им другими субъектами определенных правотворче­ских полномочий. Но и в этих случаях действует принцип закон-


ности, поскольку такая передача производится на вполне закон­ных основаниях.

Во-вторых, согласно принципу законности правотворчество должно осуществляться в строгом соответствии с установленной законодательством процедурой подготовки, обсуждения, приня­тия и опубликования нормативных правовых актов, устанавли­вающих, а также изменяющих или отменяющих нормы права.

В-третьих, нормативные и иные правовые акты должны приниматься в соответствующей, установленной законом форме (закона, указа, договора и т. д.) и с указанием всех необходимых реквизитов.

В-четвертых, вновь принятые нормативные правовые акты, содержащие нормы права, не должны противоречить конститу­ции страны, ее законам, общепризнанным принципам и нормам международного права.

Научность как принцип правотворчества проявляется в ис­пользовании данных науки и, прежде всего, юридической при подготовке и принятии нормативных и иных правовых актов. «Выработанные в результате аналитических проработок научные обобщения, определения, сравнительные характеристики, клас­сификации, - отмечает С. С. Алексеев, - нередко воспринимают­ся законодателем, переносятся в законы, особенно в кодексы, иные кодифицированные акты, воспринимаются судебной прак­тикой, становятся нормативными обобщениями»1. И хотя на правотворческую деятельность оказывают влияние различные политические и иные силы, а принятие некоторых законов и под­законных нормативно-правовых актов обусловлено подчас конъюнктурными соображениями, принцип научности должен рассматриваться в качестве одного из ведущих начал современ­ного правотворчества. Вследствие этого вновь принимаемые нормы права в процессе их подготовки должны опираться на данные науки и проходить научную экспертизу.

Профессионализм в правотворческой деятельности выра­жается в том, что подготовкой и созданием нормативных и дру­гих правовых актов нормативного характера должны заниматься

1 Алексеев С. С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001. С. 20.


квалифицированные специалисты, обладающие специальными познаниями в соответствующей области общественной жизни. Это не значит, что такими специалистами обязательно должны быть юристы, но без участия юристов, в общем-то, не должна обходиться ни одна правотворческая деятельность.

Связь правотворчества с практикой. Суть этого принци­па состоит главным образом в том, что правотворческая деятель­ность должна быть жестко привязана к практике, к практическим потребностям общества. Нормы права - это регуляторы общест­венных отношений, и чем больше они опираются на практику и учитывают практические потребности общества, тем эффектив­нее они выполняют свое предназначение. Поэтому при создании норм права всегда должна учитываться их практическая обосно­ванность. Нормы, не опирающиеся на практику, не учитываю­щие практических потребностей общества, не приносят ожидае­мого результата и, как правило, попадают в разряд мертворож­денных норм, лишь захламляющих систему права.

Принцип связи правотворчества с практикой имеет и дру­гую сторону, которая выражается в так называемой обратной связи. Правотворческие органы в своей деятельности должны не только учитывать практические потребности общества, но и опираться на практику действия и реализации норм права, кото­рая сигнализирует о том, насколько эффективны действующие нормы права и не нуждаются ли они в изменении или отмене.

Оперативность правотворчества предполагает своевремен­ное установление новых норм права и внесение соответствую­щих изменений в действующую систему права. Жизнь, как из­вестно, на месте не стоит, и изменения в системе общественных отношений нередко вызывают необходимость в создании новых норм права, изменении или отмене уже действующих. Право­творческие органы должны своевременно реагировать на подоб­ные изменения и вносить коррективы в действующую систему права. Это позволит повысить эффективность правового регули­рования и избежать социальной напряженности в той или иной сфере общественной жизни. Оперативность правотворчества предполагает также своевременное устранение пробелов в дей­ствующем законодательстве, поскольку пробельное законода-


тельство создает определенные сбои в правовом регулировании и снижает его эффективность.

Помимо рассмотренных в литературе называются и некото­рые другие принципы правотворчества (гуманизм, справедли­вость, системность и т. д.).

3. Формы (виды) правотворчества. Вопрос о формах правотворчества не имеет на сегодняшний день однозначного решения. Различные авторы выделяют самые разные формы пра­вотворчества. При этом нередко не выдерживаются основания классификации, в связи с чем в одном ряду выделяются разнопо­рядковые, подчас взаимоисключающие формы правотворчества. Между тем формы правотворчества есть не что иное, как опре­деленные разновидности правотворческой деятельности. А это значит, что для выделения тех или иных форм правотворчества нужна классификация, которая может быть проведена по раз­личным основаниям. Как представляется, классификацию право­творческой деятельности и, следовательно, выделение соответ­ствующих форм (видов) правотворчества можно провести по следующим основаниям: в зависимости от создаваемых право­творческими органами источников права, по субъектам пра­вотворчества, по способу установления правовых норм, ис­ходя из правотворческой компетенции субъектов правотвор­чества, с учетом юридической силы принимаемых нормативно-правовых актов, с учетом принципа разделения властей, с учетом федеративного устройства государства. Те­перь рассмотрим, какие же формы (виды) правотворчества могут быть выделены по названным основаниям.

В зависимости от создаваемых правотворческими органами источников права можно выделить такие формы правотворче­ства, как принятие нормативных правовых актов, заключе­ние нормативных правовых договоров, создание юридиче­ских прецедентов, санкционирование обычаев, признание юридической доктрины.

Наиболее распространенной формой современного право­творчества является принятие нормативных правовых актов. Принятие нормативных правовых актов (законов и подзаконных


нормативных актов) характерно преимущественно для право­творческих органов тех государств, в которых сформировалась романо-германская правовая система, в том числе и для право­творческих органов Российской Федерации, поскольку в таких государствах основным источником права являются норматив­ные правовые акты. В то же время данная форма правотворчест­ва имеет известное распространение и в государствах с англо­саксонской правовой системой (например, в США). Норматив­ные правовые акты как источники права принимаются в основном законодательными и исполнительными органами госу­дарственной власти, в некоторых случаях - народом (путем ре­ферендума).

Заключение нормативных правовых договоров тоже от­носится к числу достаточно распространенных современных форм правотворчества. Нормативные правовые договоры, как уже отмечалось (тема 8), заключаются между государствами (международные договоры), между государственными органами, а также между государственными и негосударственными орга­нами (внутригосударственные договоры публично-правового характера).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.