Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые системы современности 1 страница




Тема 22

Данная тема является заключительной в курсе теории государ­ства и права, читаемом в Юридическом институте Иркутского госу­дарственного университета. В ней мы рассмотрим различные пра­вовые системы современного мира. Правовые системы, сущест­вующие практически в каждом государстве, обладают своими, только им присущими чертами. В то же время правовым системам отдельных государств присущи какие-то общие черты, что позволяет объединять их в правовые семьи, которые тоже называют правовы­ми системами. В современном мире насчитывается несколько таких правовых систем. О них и пойдет речь в настоящей теме. Но пред­варительно мы рассмотрим общее понятие правовой системы и ее структуру, а также поговорим о национальных правовых системах, правовых семьях и типах права. Вследствие этого предметом наше­го разговора станут следующие вопросы: 1. Понятие и структура правовой системы; 2. Национальные правовые системы, правовые семьи и типы права; 3. Романо-германская правовая система; 4. Англосаксонская правовая система; 5. Мусульманская правовая система.

1. Понятие и структура правовой системы. В отече­ственной теории государства и права понятие «правовая систе­ма» как научная категория стало фигурировать с 80-х гг. про­шлого столетия. Введение данной категории в научный оборот было обусловлено несколькими причинами. Как утверждалось в литературе тех лет, во-первых, она позволяет дать целостное на­учное видение правовых явлений в их взаимосвязях и единстве. Во-вторых, может быть использована для характеристики права и связанных с ним правовых явлений каждой отдельно взятой страны, т. е. для характеристики национальной правовой систе­мы. В-третьих, с ее помощью можно охарактеризовать нацио-


нальные правовые системы, обладающие родственными призна­ками, т. е. правовые семьи.

В современной юридической литературе, равно как и в ли­тературе прошлых лет, мы не встретим однозначного понимания правовой системы. Ее трактуют либо широко, либо узко. Со­гласно широкой трактовке, которой придерживаются многие ис­следователи и которая представляется более предпочтительной, под правовой системой понимаются взятые в единстве и взаи­мосвязи все правовые явления общества. Это и само позитив­ное право, и правосознание, и правовая культура, и правотворче­ство, и правоприменительная деятельность, и законность, и пра­вопорядок, и все остальные правовые явления общественной жизни. Все вместе они образуют определенную систему, посколь­ку находятся в единстве и так или иначе связаны между собой. При узкой трактовке понятием «правовая система» охватываются не все, а лишь некоторые правовые явления. Это позитивное пра­во, господствующая в обществе правовая идеология и юридиче­ская практика. Прежде в литературе можно было встретить и дру­гие узкие трактовки правовой системы, когда под правовой систе­мой понимались либо система права, либо система законодательства. И в настоящее время некоторые авторы исходят из того, что система права и правовая система — это в принципе одно и то же. Как считает, например, В. С. Нерсесянц, в результа­те русского перевода работы известного французского ученого Р. Давида «Основные правовые системы современности» слова «система права» переведены в виде «правовой системы», вследст­вие чего многие авторы стали толковать «систему права» и «пра­вовую систему» в качестве различных правовых категорий, рас­сматривая «правовую систему» как некое более широкое правовое явление, чем традиционное понятие «система права»1. Между тем большинство исследователей исходит в настоящее время все-таки из того, что правовую систему не следует отождествлять с систе­мой права, хотя эти понятия в отечественной теории государства и права долгое время рассматривались как идентичные. Термин «система права» характеризует, как уже говорилось в теме 7, само

1 См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2000. С. 449.


позитивное право как систему и раскрывает его внутреннее строе­ние. В понятии же «правовая система» отражается не только пози­тивное право, но и все другие правовые явления общества, как находящиеся в единстве и взаимосвязи. Поэтому понятие «право­вая система» значительно шире, чем понятие «система права», поскольку охватывает практически все правовые явления общест­ва, включая и само позитивное право.

Поскольку правовая система является системой, она, как и всякая система, имеет свою структуру, т. е. внутреннее строение. Вопрос о структуре правовой системы не имеет в отечественной теории государства и права единообразного решения. Так, сто­ронники узкой трактовки правовой системы выделяют в ее структуре такие элементы, как позитивное право, господствую­щую правовую идеологию и юридическую практику, так как именно эти правовые явления и образуют, по их мнению, право­вую систему общества. Иначе рассматривают структуру право­вой системы сторонники широкой ее трактовки. Как правило, они выделяют большее число элементов, но их точки зрения в 0 этом вопросе не совпадают. Не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов относительно структуры правовой системы, считаю возможным выделить в правовой системе общества три подсис­темы, которыми, как представляется, можно охватить все право­вые явления общества: это нормативно-регулятивная, интел­лектуально-идеологическая и организационно-деятельност-ная подсистемы.

В нормативно-регулятивную подсистему входят: нормы права, в своем единстве составляющие позитивное право; источ­ники права, включая законодательство; индивидуальные право­вые предписания; индивидуальные правовые акты (индивиду­альные правовые договоры и акты применения права), акты тол­кования права. Данная подсистема является центральной, составляющей основу правовой системы общества. К интеллек­туально-идеологической подсистеме относятся: правосознание, правовая культура, юридическая наука, юридическое образова­ние, правовое воспитание. Организационно-деятельностную подсистему составляют: субъекты права и правоотношений, са­ми правоотношения, правотворчество, реализация и применение


права, толкование права, правовое поведение, юридическая от­ветственность, законность, правопорядок.

2. Национальные правовые системы, правовые семьи и типы права. Каждое государство имеет не только собственное право, но и собственную правовую систему. Право­вую систему каждого отдельно взятого государства принято именовать национальной правовой системой. В современном мире насчитывается около двухсот правовых систем, т. е. ровно столько, сколько государств. Каждая национальная правовая система по-своему оригинальна, специфична, имеет свои непо­вторимые черты, так как в ней отражаются социально-экономические, политические, культурные и иные особенности общества, страны, в которой существует и функционирует дан­ная правовая система. Вместе с тем правовые системы различ­ных государств могут иметь определенные общие черты, что по­зволяет объединять их в отдельные группы. Такие группы пра­вовых систем принято именовать правовыми семьями. В научной литературе нет единых критериев для выделения тех или иных правовых семей. За основу могут приниматься идеоло­гические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии. Однако чаще всего во вни­мание принимаются общность источников, структуры и истори­ческого пути формирования права. Вследствие этого под право­вой семьей многие понимают совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права.

Исходя из общности источников, структуры и историческо­го пути формирования права, а также некоторых других крите­риев, различные исследователи выделяют разное число правовых семей. Так, известный французский ученый, один из крупней­ших исследователей в области компаративистики (сравнительно­го правоведения) Р. Давид выделял три правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, к которым, по его мнению, примыкает остальной юридический мир под на-


званием «религиозные и традиционные системы»1. Германские исследователи К. Цвайгерт и X. Кетц, исходя из такого критерия, как «правовой стиль», который складывается из нескольких фак­торов (происхождения и эволюции правовой семьи, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, идеоло­гии), различает семь правовых семей (по терминологии авторов -«правовых кругов»): романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, исламскую и индус­скую2. Нет единства мнений и среди российских исследователей. Не вдаваясь в подробности, представляется возможным выде­лить в современном мире четыре основных правовых семьи: ро-мано-германскую, англосаксонскую, религиозно-традици­онную и социалистическую. В свою очередь, в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить такие правовые се­мьи (подсемьи), как романскую, германскую, скандинавскую, славянскую и латиноамериканскую, а в рамках религиозно-традиционной - религиозную, к которой относятся мусульман­ская, индусская и иудейская правовые системы, и традиционную. В дальнейшем более подробно мы остановимся только на рома-но-германской, англосаксонской и мусульманской правовых системах и рассмотрим исторические пути их формирования, структуру и источники.

С понятием «правовая семья» известным образом связано и такое понятие, как «тип права». В советской теории государства и права правовые семьи принято было выделять в рамках типов права, которые именовались историческими типами права. Так, в рамках буржуазного типа права выделялись романо-германская и англосаксонская правовые семьи, а в рамках социалистическо­го типа права - советская правовая семья, правовая семья стран народной демократии и правовая система республики Куба, ко­торая считалась самостоятельной правовой семьей, несмотря на то, что была представлена в единственном числе. В настоящее

1 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988; Давид
Р., Жоффре-Спинози К.
Основные правовые системы современности. М., 1996.

2 См.: Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере
частного права. М., 1995. Т. 1.


время соотношение между типами права и правовыми семьями рассматривается несколько иначе. Обусловлено это тем, что ти­пология права, которая имела место в советской теории государ­ства и права, носила односторонний характер, поскольку осно­вывалась лишь на одном критерии - способе производства мате­риальных благ. Современная же российская теория государства и права исходит из множественности критериев типологии права и возможности использования разных подходов.

Прежде всего, в типологии права, как и в типологии госу­дарства, используется формационный подход, разработанный, как известно, советской теорией государства и права. Согласно этому подходу выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы пра­ва, каждый из которых существует в рамках соответствующей общественно-экономической формации и обусловлен опреде­ленным способом производства материальных благ. В современ­ной теории государства и права отдельные авторы наряду с на­званными типами права выделяют также восточный тип права, рассматривая его в качестве исторически первого типа права.

По мнению О. Э. Лейста, «типизация права по формациям уязвима тем, что описывает более черты того общества, в кото­ром действует право, чем качества самого права, действующего в том или ином обществе»'. В этой связи автор считает, что «дей­ствительная типизация правовых систем - это не их перечень с добавлением наименований общественно-экономических фор­маций, а исследование качеств этих правовых систем в их обу­словленности особенностями обществ»2. Исходя из качествен­ных особенностей права той или иной общественно-экономической формации, О. Э. Лейст выделяет три типа (исто­рических типа) права: сословное право, формальное право и социальное право.

Сословное право соответствовало, как считает О. Э. Лейст, азиатскому способу производства, рабовладельческому и фео-

1 Лейст О. Э. Сущность и исторические типы права // Вестн. МГУ. Сер. Право.
1992. № 1.С. 3.

2 Там же.


дальному обществам. Оно отражало и закрепляло структуру об­ществ, состоявших из классов-сословий, и выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а не­редко - и для социальных групп внутри сословий.

Формальное (абстрактно равное) право - это право буржу­азного общества. Оно является правом всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы и качественно отлича­ется от сословного права. С приходом формального права отме­няются сословные привилегии, учреждается равенство всех лю­дей перед законом, закладываются основы гражданского обще­ства.

Социальное право - это право, которое возникает в XX в. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи обще­государственной системы гарантий, особенно льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества. «Со­циальные и демократические движения новейшего времени, -пишет О. Э. Лейст, - достигли заметных успехов в переходе от существовавшей долгие века системы привилегий господствую­щих высших сословий за счет низших к системам льгот и приви­легий для низших слоев общества за счет имущих классов»1.

В современной отечественной теории государства и права используется также типология права, в основе которой лежит типология правовых систем. При таком подходе каждая право­вая семья, выделяемая в процессе типологии правовых систем, рассматривается и как соответствующий тип права. Поэтому вы­деленные выше в качестве основных романо-германская, англо­саксонская, религиозно-традиционная и социалистическая пра­вовые семьи могут рассматриваться и как соответствующие ти­пы права.

3. Романо-германская правовая система. Романо-германская правовая система (семья) возникла в XIII в. (по от­дельным источникам - в ХИ-ХШ вв.) в странах континенталь­ной Европы. Вследствие этого данную правовую систему неред-

1 Там же. С. 5.


ко называют также континентальной правовой системой. Своим появлением романо-германская правовая система обязана евро­пейским университетам, поскольку сложилась «на основе изуче­ния римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку»1.

По мнению известного французского ученого Р. Давида, романо-германская правовая система в своем развитии прошла три периода: период становления, период рецепции римского права и период усиленного развития и кодификации законода­тельства2.

Первый период, который предшествовал возникновению романо-германской правовой системы, характеризуется господ­ством обычного права. После распада Римской империи на ее бывшей территории определенное время еще продолжало дейст­вовать римское право (Кодекс, Дигесты, Институции Юстиниана и некоторые другие источники). Однако римские компиляции оказались слишком сложными для варваров. Начиная с VI в., большинство германских племен уже имело свои законы («зако­ны варваров»). Процесс создания этих законов продолжался до XII в., охватывая различные нордические и славянские племена. Однако «законы варваров» регулировали незначительную часть общественных отношений и были весьма разрозненными. Не было их единого собрания, не предпринимались даже попытки их систематизации и комплексного обобщения. Право в этот пе­риод существовало лишь формально. Реальное его господство прекратилось, а сама идея права была отброшена.

Второй период связан с рецепцией римского права и его дальнейшим совершенствованием. К XIII в. в Европе сформиро­вался ряд предпосылок рецепции римского права и становления романо-германской правовой системы. Прежде всего, это эконо­мические предпосылки. Развитие торговли, ремесел, рыночных

Саидов А. X. Введение в основные правовые системы современности. Таш­кент, 1988. С. 73. 2 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 50-51.


отношений, рост городов потребовали иной системы норматив­но-правового регулирования, которая в отличие от феодального права основывалась бы на формальном равенстве и независимо­сти участников рыночных отношений. Такой системой, отве­чающей данным идеям, оказалось римское право. Определенную роль в становлении романо-германской правовой системы сыг­рало и городское право, которое возникло в результате развития торговли, ремесел, росте городов и основу которого составляли городские статуты и хартии, состоящие из местных обычаев.

Немаловажную роль сыграли и социально-культурные предпосылки. Как известно, XIII-XIV вв. - начало эпохи Возро­ждения. Возрождение, символизировавшее собой обращение к культурному наследию античности, проявлялось в разных облас­тях: образовании, искусстве, культуре, юриспруденции. Новое общество осознало необходимость права и начало понимать, что только право способно обеспечить порядок. Развитие образова­ния, искусства, культуры подготовили почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, конструкций, поня­тий. Важнейшую роль в этом процессе сыграли европейские университеты и, прежде всего, Болонский университет в Италии. Изучение права в университетах прошло процесс смены одних школ другими. Самыми значительными из них, оказавшими влияние на формирование романо-германской правовой систе­мы, были школа глоссаторов, школа постглоссаторов и школа естественного права.

Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви и появление канони­ческого права. На протяжении многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, но благодаря авторитету Фомы Аквинского такое отношение к римскому праву было преодоле­но. В XII-X1II вв. окончательно сформировалось каноническое право. Оно использовало исходные положения римского частно­го права, нередко прямо их заимствуя (нормы о владении, насле­довании по завещанию, о распоряжении недвижимостью и др.). Каноническое право изучалось в европейских университетах на­ряду с римским правом и тоже оказало большое влияние на фор­мирование романо-германской правовой системы.


Третий период - период усиленного развития и кодифика­ции европейского законодательства - связан с формированием национальных правовых систем. Начиная с XIX в., во Франции, в Германии, Швейцарии и других странах Европы вначале появ­ляются гражданские, а затем и другие кодексы. Например, во Франции за довольно короткий период (с 1804 по 1810 гг.) были приняты Гражданский, Гражданский процессуальный, Торговый, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы.

Возникнув и сформировавшись в странах континентальной Европы, романо-германская правовая система распространилась затем на многие другие страны и континенты. Распространение романо-германской правовой системы проходило двумя путями: путем колонизации и путем добровольной рецепции. Так, в стра­нах латинской Америки и ряде африканских стран романо-германская правовая система утвердилась в результате колони­зации, а в России, Турции и некоторых других странах - в ре­зультате добровольной рецепции.

Теперь поговорим о структуре, т. е. внутреннем строении, романо-германского права и выясним наиболее характерные его особенности.

Первое, что необходимо здесь отметить, так это четкое де­ление романо-германского права на публичное и частное. Такое четкое деление права присуще по сути дела только романо-германской правовой системе. Ни в англосаксонской, ни в му­сульманской правовой системе такой четкости деления права на частное и публичное мы не находим. Если в англосаксонском праве имеет место деление на общее право и право справедливо­сти, которое не совсем адекватно отражает деление романо-германского права на публичное и частное, то в мусульманском праве преобладает в основновном частное право.

Деление романо-германского права на публичное и частное идет от римского права, поскольку в основе романо-германской правовой системы лежит римское право, и романо-германская правовая система явилась результатом его рецепции. Именно в римском праве право впервые было разделено на публичное и частное. Правда, такое деление носило по большей части декла­ративный характер, поскольку публичное право как таковое


сформировалось лишь в процессе развития романо-германской правовой системы.

Другая характерная особенность структуры романо-германского права состоит в четком делении права на институты и отрасли. Хотя в национальных правовых системах этой право­вой семьи имеются некоторые особенности, в целом наблюдает­ся сходство во многих институтах и отраслях как публичного, так и частного права. В рамках данной правовой семьи обычно выделяются такие отрасли права, как конституционное, админи­стративное, гражданское, уголовное, гражданское процессуаль­ное и уголовно-процессуальное право. В некоторых странах вы­деляются также торговое, коммерческое и некоторые другие от­расли права.

Третья особенность структуры романо-германского права связана с характеристикой правовых норм этой системы. Нормы романо-германского права - это правила поведения общего ха­рактера. Они не создаются судьями, как это имеет место в англо­саксонской правовой системе. Их устанавливают соответствую­щие правотворческие органы. Вместе с тем нормы романо-германского права, как считает Р. Давид, не должны быть слиш­ком общими, так как в этом случае они перестанут быть надеж­ным руководством для практики. В то же время они должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определен­ный тип отношений, а не применяться подобно судебному реше­нию лишь к конкретной ситуации1.

Концепция правовой нормы, преобладающая в странах ро­мано-германской правовой системы, обусловливает, по мнению Р. Давида, существование значительно меньшего числа норм, чем в странах англосаксонской правовой системы. Однако эта концепция, отмечает он, делает норму права менее точной, что увеличивает роль судьи в ее толковании и предоставляет ему широкие дискреционные полномочия в ее применении. Кроме того, стремясь укрепить стабильность правопорядка, судебная практика пытается уточнять нормы, сформулированные наибо­лее общим образом, что приводит к созданию так называемых

1 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 99.


вторичных норм, т. е. норм, создаваемых судебной практикой. Вследствие этого норма, установленная законодателем, - это не более чем ядро, вокруг которого вращаются вторичные правовые нормы1.

Что касается источников романо-германского права, то для них характерно следующее. На первом месте здесь стоит норма­тивный правовой акт и, прежде всего, закон. При этом соблю­дается строгая иерархия нормативных правовых актов. Верхнюю позицию занимают конституция и конституционные законы, да­лее идут обыкновенные законы, среди которых ведущую роль играют кодифицированные законы, и затем сообразно юридиче­ской силе - подзаконные нормативные акты. На втором месте находятся международные договоры, которые, как правило, обладают верховенством по сравнению с внутренними законами. Этот принцип закреплен в конституциях таких стран, как Нидер­ланды, Россия, Франция, ФРГ и многих других. К источникам романо-германского права относятся также правовые обычаи, которые имеют некоторое распространение в области торговли, судебная и административная практика, общие принципы. Судебная и административная практика, хотя и не является основным источником права, играет далеко не последнюю роль. Во многих странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ, Испания, Италия, Швей­цария, Турция) издаются официальные сборники судебной практики, на которые опираются судьи при решении конкретных дел. Судебный пре­цедент использовать не обязательно, но существуют и обязательные пре­цеденты (например, решения конституционных и верховных судов в ФРГ, Аргентине, Швейцарии). В течение длительного времени основным источником романо-германского права была правовая доктрина. Одна­ко с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины бы­ло, по выражению Р. Давида, заменено первенством закона, и доктрина стала играть роль лишь косвенного источника права2. Что касается общих принципов, то к ним относят принципы как предусмот-

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 101— 102. 2 См.: Там же. С. 259.


ренные, так и не предусмотренные законом. К принципам, не преду­смотренным законом, обычно относят моральные принципы.

4. Англосаксонская правовая система. Англосаксон­ская правовая система в отличие от романо-германской возникла несколько раньше - в XI веке. Ее возникновение и формирова­ние связано с историей английского права, поскольку вплоть до XVIII в. история англосаксонского права - это история англий­ского права. По мнению Р. Давида, в истории английского права можно выделить четыре основных периода: период англосаксон­ского права, период становления общего права, период расцвета общего права и его соперничества с правом справедливости и период развития и систематизации законодательства1.

Первый период - период англосаксонского права (с V в. до 1066 г.) - характеризуется наличием многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения (анг­лов, саксов, датчан и др.). Римское господство, длившееся в Анг­лии четыре столетия (от императора Клавдия до начала V в.), не оказало какого-либо заметного влияния на право Англии. После ° прекращения римского господства обосновавшиеся в Англии варварские племена не имели общего для всех права. В стране действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные обычаи. После обращения Англии в христи­анство (596 г.) составлявшиеся в ней законы, такие, как Правда Этельберта (около 600 г.), Правда Инэ (около 690 г.), Правда ко­роля Альфреда (около 890 г.), Законы Этельстана (первая поло­вина X в.), регулировали очень ограниченный круг обществен­ных отношений. В 1017 г. датский король Кнут (Канут), захва­тивший Британию, издал общие для всего государства законы. Тем не менее, действующее право по-прежнему оставалось сугу­бо местным.

Второй период - период становления общего права - начи­нается с 1066 г., с нормандского завоевания Англии Вильгель­мом I Завоевателем, и длится до 1485 г., до установления дина­стии Тюдоров. После нормандского завоевания в стране про-

См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 143.


должали действовать старые англосаксонские обычаи, поскольку Вильгельм Завоеватель и его преемники неоднократно подтвер­ждали, что будут соблюдать старые «добрые» законы и обычаи. И надо заметить, что английские юристы и судьи до сих пор упоминают и даже применяют тот или иной закон англосаксон­ской эпохи. Вместе с тем нормандское завоевание Англии оказа­ло серьезное влияние на развитие английского права. В стране установилась сильная централизованная власть короля, и одним из направлений ее усиления стало расширение юрисдикции ко­ролевских судов. Во второй половине XII в. в Англии возникает институт разъездных судей, которые при разрешении дел на мес­тах руководствовались законодательными актами королей, мест­ными обычаями и практикой местных судов. По возвращении в свою резиденцию они обобщали судебную практику и на ее ос­нове вырабатывали общие нормы права, которыми руководство­вались королевские суды при рассмотрении дел как в центре, так и во время выездов на места. Так постепенно усилиями королев­ских судов было создано так называемое «общее право» (Com­mon Law). С середины XIII и до середины XIV вв. зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего суда является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Позднее этот принцип полу­чит название судебного прецедента.

Третий период - период расцвета общего права и его сопер­ничества с правом справедливости - начался с 1485 г. и про­длился до 1832 г. В этот период наряду с общим правом сформи­ровалось и так называемое право справедливости. Начиная с XIV в., частные лица, не имея возможности добиться решения в коро­левских судах или будучи недовольными решением, вынесен­ным по их делу, обращались к королю и просили его из милости решить их дело «по совести», «по справедливости». Такое обра­щение обычно проходило через лорд-канцлера, который являлся духовником и исповедником короля. Лорд-канцлер передавал, если считал целесообразным, жалобу королю и тот ставил ее на рассмотрение в своем совете. Со временем обращение к королю приняло общий характер и превратилось в обычное обжалование решений судов и даже в способ полностью или частично обойти


королевские суды. В XV в. лорд-канцлер становится все более и более автономным судьей, единолично решающим дела от име­ни короля и совета, делегировавших ему эти полномочия. Появ­ляется суд канцлера («суд справедливости»), а сам канцлер пере­стает быть духовником и исповедником короля и превращается в настоящего судью. Судопроизводство осуществлялось канцле­ром единолично и в письменной форме, однако в отличие от ко­ролевских судов без тех процедур, которые предусматривало общее право. Лорд-канцлер при вынесении решений руководствовался не нормами права, а своей совестью, т. е. внутренним убеждением. Вместе с тем при вынесении ре­шений канцлеры опирались также на принципы римского и ка­нонического права. Так появилось право справедливости, кото­рое было более гибким и более подвижным, чем общее право. Формально оно дополняло общее право и восполняло его пробе­лы, однако к XVII в. оно получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию общего права. Конфликт, воз­никший между общим правом и правом справедливости, привел „ в начале XVII в. к соглашению, согласно которому юрисдикция лорд-канцлера продолжает существовать, но она не должна рас­ширяться за счет судов общего права и канцлерский суд будет осуществлять юрисдикцию не произвольно, а в соответствии с прецедентами права справедливости. Кроме того, с 1621 г. был разрешен контроль палаты лордов за решениями суда канцлера. Так возник дуализм английского права, который сохранился до наших дней и стал одной из характерных черт англосаксонской правовой системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.