КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, сущность и назначение права 1 страницаТема 6 Формы государственного устройства.Вопрос о формах государственного устройства не имеет такого единообразного решения, как вопрос о формах правления. В учебниках по теории государства и права можно встретить самые различные мнения относительно форм государственного устройства, однако наиболее обоснованной представляется точка зрения, согласно которой следует различать две основные формы государственного устройства: унитарнуюи федеративную. Унитарная форма (от лат. «.unitas» - единство) является наиболее простой и характеризуется следующими признаками. Во-первых, унитарное государство - это государство, в составе которого нет каких-либо государственных образований, что всегда ' присуще федеративным государствам. Территория унитарных государств обычно делится на административно-территориальные единицы (края, области, губернии, районы, города и т. д.), которые не обладают суверенитетом и другими признаками государственности, а территория наиболее мелких государств (Мальта в Средиземном море, Бахрейн в Азии, Аруба в Карибском бассейне, Науру в Океании и др.) не имеет и административно-территориального деления. Во-вторых, унитарное государство - это государство, в котором существует только одна, единая для всей страны система высших органов государственной власти, непосредственно осуществляющих руководство местными органами. Какой-либо другой системы высших органов государственной власти, что опять-таки имеет место в федеративных государствах, здесь не существует. В-третьих, в унитарном государстве действует только одна конституция, а также единая для всей страны система законодательства. В-четвертых, все внешние межгосударственные сношения в унитарном государстве осуществляют центральные органы, которые и представляют страну на международной арене. В-пятых, в унитарном государстве существует единое гражданство. В литературе обращается внимание и на некоторые другие признаки унитарного государства. Несмотря на наличие общих черт, унитарные государства обладают вместе с тем и определенными особенностями, что позволяет их классифицировать на отдельные виды. Так, в зависимости от наличия в унитарных государствах автономий их делят на простые и сложные. Простые - это унитарные государства, в составе которых нет автономий. Территория таких государств либо вообще не имеет административно-территориального деления (в наиболее мелких государствах), либо делится только на административно-территориальные единицы (Алжир, Колумбия, Польша, Франция и др.). Административно-территориальные единицы в унитарных государствах могут быть разных уровней или звеньев, поскольку административно-территориальное деление может быть двух-, трех-и даже четырехзвенным (как, например, во Франции). Во многих унитарных государствах существует трехзвенное деление, в связи с чем выделяются административно-территориальные единицы областного, районного и сельского уровня. К областному уровню относятся края, области, провинции и другие единицы, на которые непосредственно делится территория унитарного государства. К районному уровню относятся районы, уезды, округа и т. д. Из них состоят единицы областного уровня. К сельскому уровню относятся села, общины, муниципальные округа и другие. На них делятся единицы уже районного уровня. Сложные унитарные государства - это государства, имеющие в своем составе одно или несколько автономных образований (Азербайджан, Дания, Испания, Китай и др.). Автономия (от греч. «autonomia» — самоуправление, независимость) в государственном смысле - это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Различают территориальную и экстерриториальную автономию. Территориальная автономия представляет собой учет вышеназванных особенностей путем выделения определенных террито- рии, населению которых предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы местного значения. При этом нередко учитывается этнический признак, вследствие чего различают собственно территориальную (областную) и национально-территориальную (этнотерриториальную) автономию. Собственно территориальная автономия предоставляется населению, не имеющему этнических отличий, но имеющему особенности в области хозяйства и культуры, которые обусловлены историческими или географическими факторами. Национально-территориальная автономия предоставляется компактно проживающим на определенной территории национальным меньшинствам (этносам) и является реализацией их права на самоопределение, на выбор государственных форм организации своей жизни. Территориальную автономию подразделяют также на политическую и административную. Основное их различие, носящее, правда, несколько относительный характер, видят в том, что политическая автономия имеет право на собственное законодатель-1 ство, а административная автономия таким правом не обладает. Экстерриториальная автономия (ее называют также этнокультурной или национально-культурной автономией) в отличие от территориальной не связана с обособлением территории. Такая автономия может быть предоставлена этническим меньшинствам, разрозненно проживающим в различных частях страны. В этом случае подобные меньшинства вправе создавать на общегосударственном уровне свои представительства, органы, обладающие консультативными (совещательными) полномочиями в отношениях с высшими государственными органами и позволяющие защищать интересы данных меньшинств. Унитарные государства принято подразделять также на централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные. Основанием такого деления является степень зависимости административно-территориальных единиц государства и их органов от центральной государственной власти. В централизованных унитарных государствах степень зависимости административно-территориальных единиц и их органов от центральной власти является достаточно высокой. В таких государствах существует жесткая вертикальная система управления, при кото- рой местные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми центральной властью. В настоящее время такая система управления существует, как принято считать, только в условиях военных режимов. Для децентрализованных унитарных государств характерно местное самоуправление во всех административно-территориальных единицах. Органы местного самоуправления формируются здесь непосредственно населением и не относятся к органам государственной власти. В относительно децентрализованных унитарных государствах имеет место сочетание местного самоуправления и централизованного государственного управления. Это проявляется в том, что за деятельностью органов местного самоуправления устанавливается административный контроль, который осуществляют чиновники, назначенные центральной властью. Унитарные государства могут быть классифицированы и с учетом национального состава населения. По данному основанию можно выделить однонациональные (Норвегия, Швеция и др.) и многонациональные (Великобритания, Испания и др.) государства, хотя в современном мире, пожалуй, невозможно найти государств со строго однонациональным составом населения. Другой основной формой государственного устройства является федеративная форма, или федерация. Федерация (от лат. «foederatio» - союз, объединение) - это сложная форма государственного устройства, поскольку федеративное государство состоит не только из административно-территориальных единиц, но и государственных образований, т. е. частей, обладающих определенным суверенитетом. Данная форма государственного устройства имеет значительно меньшее распространение, чем унитарная. Тем не менее, девятая часть государств мира - это федерации, и в них проживает около трети населения земного шара. К современным федерациям относятся: Россия, США, Индия, ФРГ, Австралия, Канада, Мексика и другие государства. Федерация как форма государственного устройства характеризуется следующими признаками. 1 Существует и другая точка зрения, согласно которой субъекты современных федераций не имеют государственного суверенитета. См., например: Чиркин В. Е. Современное государство. М, 2001. С. 14, 165-168. Во-первых, федерация представляет собой единое союзное государство, состоящее из двух или более государственных образований (республик, штатов, земель, кантонов и др.), за которыми иногда признается статус относительно самостоятельных государств. Эти государственные образования именуются субъектами федерации. Они могут обладать определенными признаками государственного суверенитета, имеют свое административно-территориальное деление и могут содержать в своем составе территориальные и экстерриториальные автономии. Во-вторых, в федеративном государстве в отличие от унитарного существуют две системы высших органов государственной власти: высшие органы самой федерации (федеральные органы) и высшие органы ее субъектов (региональные органы). Федеральные органы осуществляют власть на всей территории страны, региональные - только на территории соответствующих субъектов федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) федеральных и региональных органов закрепляется в кон- „ ституции страны или в федеративном договоре. При этом в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов федерации, в других (Германия, Индия, Россия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется совместная компетенция центра и субъектов. В-третьих, территория федеративного государства складывается из территорий его субъектов. Исключение составляют федерации, в состав которых наряду с субъектами входят и другие территориальные образования: федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения и т. д. В-четвертых, в федеративном государстве кроме конституции и законодательства федерации существуют конституции или конституционные акты и законодательство субъектов федерации. Правда, при этом должно соблюдаться одно условие: конституции (конституционные акты) и законодательство субъектов не могут противоречить конституции и законодательству федерации. В-пятых, в федеративных государствах существует, как правило, двухпалатный парламент, верхняя палата которого формиру- ется из представителей субъектов федерации и призвана выражать интересы субъектов федерации. В-шестых, в федеративных государствах наряду с федеральным гражданством может существовать гражданство субъектов федерации. В литературе по теории государства и права можно встретить указание и на некоторые другие признаки федерации. Федерации, несмотря на сравнительно небольшое их количество как в прошлом, так и в настоящем (в современном мире насчитывается всего 24 федеративных государства), подобно унитарным государствам, не являются однотипными и тоже подразделяются на определенные виды. Так, по способу возникновения различают конституционные и договорные федерации. Конституционные федерации создаются «сверху», в результате принятия конституции или специального закона (например, Индия, Пакистан). Договорные же федерации создаются «снизу», в результате заключения федеративного договора между ранее самостоятельными государствами (США, СССР и др.). В зависимости от того, на какой основе создается федерация, различают федерации, основанные на союзе, и федерации, основанные на автономии. В федерациях, основанных на союзе, субъекты федерации сохраняют свой суверенитет (хотя и не в полном объеме) и имеют право выхода (сецессии) из состава федерации (СССР, Эфиопия и др.). В федерациях, основанных на автономии, субъекты федерации более ограничены в суверенных правах и не обладают правом сецессии (США, Швейцария и др.). Такие федерации во многом схожи с унитарными государствами, части которых обладают политической автономией. Однако отождествлять их все же не следует, поскольку субъекты федераций, основанных на автономии, имеют, как принято считать, больше самостоятельности. Исходя из принципов, на основе которых могут строиться федерации, различают национальные, территориальные и национально-территориальные (смешанные) федерации. Национальные - это федерации, построенные по национальному (этническому) принципу. Субъекты таких федераций отличаются друг от друга национальным составом населения, его культурой, обычая- ми и традициями. Как правило, национальные федерации возникают в связи с реализацией права наций на самоопределение, т. е. права наций самостоятельно решать вопрос о своей государственности. В прошлом к национальным относились все социалистические федерации (СССР, РСФСР, Чехо-Словакия, Югославия), в настоящее время такими федерациями являются, например, Бельгия и Эфиопия. Территориальные - это федерации, которые строятся уже по территориальному принципу. Субъекты таких федераций не отличаются друг от друга национальным составом населения и другими особенностями, поскольку образование территориальных федераций не связывается с реализацией права наций на самоопределение, а рассматривается как способ децентрализации управления обществом. Современные федеративные государства - это преимущественно территориальные федерации (США, ФРГ и др.). Национально-территориальные - это федерации, в которых одни субъекты оформлены по национальному принципу, а другие - по территориальному. Примером такой федерации мо- «жет служить современная Российская Федерация. В ее составе имеются субъекты, сформированные как по национальному (республики, автономная область, автономные округа), так и по территориальному принципу (края, области и два города - Москва и Санкт-Петербург). В настоящее время все большее распространение получает классификация, согласно которой федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. Эта классификация строится на учете правового положения субъектов федерации, их качественной однородности, а также наличии в составе федерации территориальных образований, не являющихся субъектами. Симметричные - это федерации, состоящие только из равноправных субъектов и не имеющие в своем составе каких-либо иных территориальных образований. К таким федерациям можно отнести Аргентину, Бразилию и Мексику. Асимметричные - это федерации, которые не отвечают критериям симметричных федераций. Их можно подразделить на три группы. К первой группе относятся федерации, в составе которых наряду с субъектами существуют и другие территориальные образования - федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения и др. К таким федера- циям можно отнести, например, США, Австралию, Индию. Ко второй группе относятся федерации, которые состоят только из субъектов, но эти субъекты не являются однородными. Например, в Российской Федерации в качестве субъектов федерации выступают республики, края, области, автономная область, автономные округа и два города. Третью группу составляют федерации, состоящие тоже только из субъектов, причем однородных, однопо-рядковых субъектов, но эти субъекты не являются равноправными и занимают разное правовое положение в составе федерации. Такую асимметричную федерацию называют иногда «скрытой асимметрией». В качестве примера подобной федерации может служить Германия. В составе этого государства нет никаких других территориальных образований, кроме субъектов, именуемых землями. Однако земли имеют разное число голосов в верхней палате парламента - бундесрате, что говорит об их неодинаковом правовом положении и характеризует данную федерацию как асимметричную. На этом можно было бы закончить вопрос о формах государственного устройства, если бы в учебниках по теории государства и права, да и в научной литературе, наряду с унитарной и федеративной не выделялись другие формы государственного устройства: конфедерация, империя, содружество, уния, протекторат, фузия, инкорпорация и пр. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что все они, за исключением империи, никакого отношения к формам государственного устройства не имеют. Конфедерация, содружество, уния, протекторат - это различные формы межгосударственных объединений, государственные союзы, не являющиеся единым государством. А поскольку эти государственные объединения не являются государствами, то и вопрос о них как о формах государственного устройства, т. е. формах территориального устройства государства, сам собой отпадает. Фузия и инкорпорация рассматриваются как формы слияния, воссоединения государств. Фузия - это воссоединение двух или нескольких государств в одно государство, а инкорпорация - присоединение одного государства к другому. Однако ни та, ни другая к формам государственного устройства отношения опять-таки не имеют, ибо воссоединившиеся государства приобретают либо унитарную, либо федеративную форму государственного устройства. Что же касается империй, то их, как представляется, правильнее всего относить к сложным унитарным государствам. 5. Политические режимы. Политические режимы, как и другие элементы формы государства, тоже достаточно разнообразны. Они даже более разнообразны, поскольку в большей степени подвержены влиянию со стороны различных факторов и отличаются гибкостью и динамизмом. Однако, несмотря на это разнообразие, все политические режимы обычно подразделяют на демократические и антидемократические. К демократическим принято относить режимы, основанные на народовластии. То есть это режимы, при которых власть в государстве так или иначе принадлежит народу и прямо или косвенно им осуществляется (слово «демократия» в переводе с греческого означает народовластие: «demos» - народ, «cratos» - власть). Вместе с тем не следует думать, что при демократических режимах власть всегда и во всех случаях принадлежит непосредственно народу и непосредственно им осуществляется. Демократия может проявлять себя в разных формах. Она может быть непосредственной, или прямой, а может быть и представительной. При непосредственной демократии народ сам непосредственно осуществляет государственную власть, напрямую решая вопросы государственной и общественной жизни. При представительной демократии государственная власть осуществляется народом уже через представителей, которых он выбирает. Обычно непосредственная и представительная формы демократии сочетаются, но, как правило, одна из них является преобладающей. Так, например, в античных государствах, в частности в древнегреческих полисах, преобладала непосредственная демократия. Государственная власть здесь принадлежала народным собраниям, которые состояли из полноправных граждан и решали все основные вопросы государственной и общественной жизни. В современных же демократических государствах преобладает представительная демократия, поскольку народ осуществляет власть преимущественно через своих представителей, которых он избирает в парламенты и другие представительные органы. К антидемократическим относят режимы, прямо противоположные демократическим. Такие режимы основаны на исполь- зовании различных антидемократических методов, способов и средств осуществления государственной власти и при них либо нет демократии, либо создается только ее видимость. Вследствие этого антидемократические режимы иногда подразделяют на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для собственно антидемократических режимов характерным считается то, что народ ни формально, ни фактически к власти не допускается и никакого участия в ее осуществлении не принимает. Псевдодемократические же режимы, наоборот, маскируют свою антидемократическую сущность. Формально они признают наиболее значимые институты демократии (народовластие, выборы, права и свободы граждан и др.) и закрепляют их в конституциях и иных законодательных актах, однако реального народовластия при таких режимах не существует. Народ используется лишь в качестве ширмы, прикрывающей действительную власть тех или иных социальных групп (например, партийной номенклатуры в бывших социалистических государствах), а формально признаваемые демократические институты на практике не реализуются. Демократические и антидемократические режимы, возникнув в глубокой древности, в процессе своего исторического развития постоянно менялись. Исчезали и уходили в небытие одни режимы, появлялись и получали распространение другие. К настоящему времени история породила различные формы как демократических, так и антидемократических режимов, однако в научной литературе практически отсутствует более или менее приемлемая их классификация. В этой связи в учебниках по теории государства и права принято рассматривать только современные политические режимы. Что же касается политических режимов прошлого, то о них либо не говорят совсем, либо называют лишь некоторые из них. Вообще среди демократических режимов обычно называют режим рабовладельческой демократии, феодальный демократический режим, режим буржуазной демократии, а среди антидемократических - режим деспотии, режим тирании, аристократический режим, абсолютистский режим, бонапартистский режим, авторитарный режим, тоталитарный режим. Надо сказать, что вопрос о классификации демократических и антидемократических режимов является непростым и требует ос- новательной научной проработки. Поэтому вполне можно понять авторов учебников по теории государства и права, которые, раскрывая содержание отдельных видов политических режимов, ориентируются в целом на современные режимы. Последуем и мы их примеру. Среди современных политических режимов чаще всего выделяют демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Вместе с тем заслуживают внимания и такие режимы, как либеральный, или полудемократический, и полуфеодально-теократический, которые тоже имеют место в современных государствах и причисляются отдельными авторами к числу основных. Рассмотрим кратко каждый из них. Демократический режим. В современном мире демократический режим присущ, как принято считать, в основном индустриально развитым странам с социально ориентированной рыночной экономикой (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и др.). В этих странах существует достаточно сильный «средний класс», который через выборы, прессу, другие формы общественного мнения способен оказывать значительное влияние на государственную власть. Наиболее характерными признаками современного демократического режима, полагаю, можно считать следующие. Во-первых, в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти. Выборными и сменяемыми являются, прежде всего, представительные органы государственной власти (в частности, парламенты). Они формируются непосредственно народом и в своей деятельности ему подотчетны. Выборными и сменяемыми являются также и некоторые другие органы государственной власти (президент, правительство и т. д.). Во-вторых, для современного демократического режима характерно участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии. Прямая демократия, т. е. непосредственное проявление власти народа, имеет место при проведении референдумов (всенародного голосования) по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и свободных выборов, на ос- нове которых формируются представительные органы государственной власти. Представительная демократия, которая в современных демократических государствах имеет более широкое распространение, чем прямая демократия, выражена преимущественно в том, что народ осуществляет государственную власть через выбранные им представительные органы. В-третьих, современный демократический режим характеризуется действием принципа разделения властей, в соответствии с которым единая государственная власть подразделяется на несколько относительно самостоятельных ветвей (обычно на законодательную, исполнительную и судебную), взаимодействующих на основе системы сдержек и противовесов. В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса. Например, государственные решения принимаются большинством, но при этом, как правило, учитываются интересы меньшинства. Что же касается методов принуждения, то сфера их применения существенно сужена. Им по большей части отводится второстепенная роль, в связи с чем силовые структуры используются только по прямому назначению и их деятельность строго регламентирована законом. В-пятых, для современных демократических режимов характерны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония. В-шестых, современный демократический режим характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом. Политический плюрализм (политическое многообразие) означает, главным образом, многопартийность, т. е. существование в обществе двух и более политических партий, обладающих равными правами в борьбе за власть, а также наличие политической оппозиции, как в парламенте, так и за его пределами. Идеологический плюрализм выражается в признании идеологического многообразия. При этом никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной для всего общества. В-седьмых, для современного демократического режима характерны гласность, свободный доступ к информации, не признанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры. В-восьмых, характерной чертой современного демократического режима является также невмешательство государства в частную жизнь своих граждан. Тоталитарный режим. Тоталитарный политический режим расценивается обычно как крайняя форма антидемократического режима. Возник он в первой половине XX в. в виде фашистского режима, который относят к правому тоталитаризму, и режима тоталитарного социализма, который считается левым тоталитаризмом. Позднее появились и некоторые другие разновидности тоталитарного режима (например, военный тоталитарный режим, который устанавливался после военных переворотов в ряде государств Азии, Африки, Латинской Америки и Океании). В настоя- <> щее время тоталитарный режим в том или ином виде сохраняется в социалистических (например, КНДР, Куба) и некоторых других государствах. Тенденция к тоталитаризму проявляется и в тех странах, где господствуют авторитарные режимы. Для тоталитарного режима, в каком бы виде он не проявлялся, характерны, как представляется, следующие основные признаки. Во-первых, любой тоталитарный режим - это отрицание демократии. Демократия и тоталитаризм - понятия несовместимые, хотя в отдельных случаях тоталитаризм маскируется под демократию. Особенно это характерно для режима тоталитарного социализма, который практически всегда выдает себя за демократию, таковой на деле не являясь. Во-вторых, при тоталитарных режимах государственная власть формируется бюрократическим способом. Народ или отстраняется от формирования государственной власти, что имеет место при фашистских и военных тоталитарных режимах, или принимает в этом лишь формальное участие, голосуя за заранее подобранные безальтернативные кандидатуры. Так, в бывшем СССР органы государственной власти формально формировались населением, однако в бюллетенях для тайного голосования всегда значилась только одна кандидатура, выдвинутая либо по инициативе, либо с одобрения партийных органов. В-третьих, при тоталитарных режимах отсутствует разделение властей. Причем эта идея не только не получает законодательного закрепления, а вообще отбрасывается как неприемлемая в принципе. В-четвертых, характерной чертой тоталитарного режима является полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. Государство монопольно контролирует экономику, политику, культуру, религию, средства массовой информации, вмешивается в частную жизнь граждан и тоже ее контролирует. По сути дела имеет место полное огосударствление всей общественной жизни, превращение человека в послушный придаток государственного механизма. В-пятых, не менее характерной чертой тоталитарного режима является фактическое отсутствие политического плюрализма. В тоталитарных государствах всегда господствует одна политическая партия, которая, как правило, возглавляется харизматическим лидером и практически сращивается с государством. Другие политические партии или запрещаются, или находятся в тесном союзе с правящей партией, не составляя ей какой-либо конкуренции. Политическая оппозиция не допускается.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |