Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вые акты, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру




Система законодательства довольно тесно связана с системой права, но не сливается с ней. Это обусловлено различными обстоя­тельствами.

Во-первых, система законодательства и система права отра­жают разные стороны позитивного права. Система законодатель­ства отражает внешнюю сторону позитивного права. Она показы­вает, каким образом структурированы такие источники позитивно­го права, как нормативные правовые акты. Система же права от­ражает внутреннюю сторону позитивного права и характеризует его внутреннее строение. Она говорит о том, каким образом струк­турируются составляющие позитивное право нормы, независимо от того, в каких юридических источниках они выражены.

Во-вторых, система законодательства и система права скла­дываются из разных элементов. Первичными элементами системы законодательства являются нормативные правовые акты, которые объединяются в отрасли законодательства. Первичными элемен­тами системы права являются нормы права, которые объединяют­ся в субинституты, институты, подотрасли и отрасли права, а так­же в различные правовые общности (публичное и частное право, материальное и процессуальное право и т. д.).

В-третьих, система законодательства и система права - это не совпадающие системы. Системой законодательства охватывается только часть правовых норм, составляющих систему права. Нор­мативные правовые акты - не единственный источник, в котором выражено позитивное право государства. Поэтому законодатель­ство не охватывает всего массива правовых норм, действующих в государстве, в то время как система права охватывает все право­вые нормы, действующие в государстве. Кроме того, несовпадение системы законодательства и системы права проявляется еще и в том, что нормативные правовые акты могут содержать не только нормы права, но и программные положения, а также указания на мотивы и цели издания, которые излагаются в преамбуле (вводной части) нормативного правового акта. Могут в них присутствовать и предписания индивидуального характера, которые нормами пра­ва тоже не являются.


В-четвертых, система законодательства, хотя она и характе­ризуется подобно системе права объективностью строения, более подвержена влиянию субъективного фактора, поскольку создается законодателем (правотворческими органами) и в определенной степени зависит от его воли. В частности, от правотворческих ор­ганов зависит юридическая сила нормативных правовых актов и соответственно их место в системе законодательства. Система же права, несмотря на то, что правовые нормы тоже устанавливаются или санкционируются правотворческими органами, складывается объективно, так как обусловлена системой реально сложившихся общественных отношений.

И, в-пятых, отрасли законодательства, выделяемые в его го­ризонтальной структуре, не всегда соответствуют отраслям права и в целом с ними не совпадают. В системе законодательства наря­ду с отраслями, аналогичными отраслям права, принято также вы­делять и так называемые комплексные отрасли законодательства, которые включают в свой состав нормативные акты, содержащие нормы не одной, а двух и более отраслей права. К таким отраслям относятся, например, аграрное (сельскохозяйственное), жилищное, экологическое законодательство. Более того, даже отрасли законо­дательства, аналогичные отраслям права (гражданское законода­тельство, административное законодательство и др.), как правило, по своему объему не совпадают с соответствующими отраслями права, поскольку нормы этих отраслей права могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в других юридических источниках (нормативных договорах, санкционированных обыча­ях и т. д.).

5. Систематизация законодательства. Законодательст­во не есть какая-то застывшая, раз и навсегда данная система нор­мативных правовых актов. Это динамичная, постоянно развиваю­щаяся и обновляющаяся система. Однако со временем в дейст­вующем законодательстве накапливается огромное множество нормативных правовых актов, нередко противоречащих друг дру­гу и не согласующихся между собой. Система законодательства становится громоздкой, внутренне противоречивой и труднодос­тупной для восприятия должностными лицами и гражданами. В результате снижается эффективность действующего законодатель-


ства, возникают проблемы с его применением, осложняется поиск нормативных актов, необходимых для решения практических во­просов. Вследствие этого рано или поздно возникает потребность в расчистке и упорядочении действующего законодательства, при­ведении его в стройную, внутренне согласованную систему. Дея­тельность, связанную с этим, в юриспруденции принято именовать систематизацией законодательства. Обычно под систематизаци­ей законодательства понимают деятельность, связанную с упо­рядочением действующего законодательства и приведением его в стройную, внутренне согласованную систему.

Систематизация законодательства как деятельность, связан­ная с упорядочением действующего законодательства, преследует две цели: 1) освобождение действующего законодательства от из­быточного нормативного материала, что делает его более ком­пактным, и 2) приведение законодательства (или отдельных его отраслей) в определенную систему, что делает его обозримым и доступным для должностных лиц и граждан. Осуществляться сис­тематизация законодательства может как органами государства, так и частными лицами, носить официальный и неофициальный характер, быть полной или частичной.

Чтобы получить более глубокие представления о системати­зации законодательства, необходимо рассмотреть ее формы. В учебниках и научной литературе чаще всего выделяется три фор­мы систематизации законодательства: кодификация, консолида­ция и инкорпорация. Однако следует признать оправданным вы­деление и такой ее формы, как учет законодательства.

Кодификация законодательства считается наиболее сложной и в то же время качественно отличающейся от других формой сис­тематизации законодательства. Ее главной отличительной чертой является то, что она связана с коренной переработкой действую­щего законодательства и изданием взамен множества разрознен­ных нормативных актов единых, внутренне согласованных коди­фицированных (кодификационных) актов (кодексов, уставов, по­ложений и т. д.). В этой связи кодификация законодательства все­гда сопряжена с правотворческой деятельностью и носит офици­альный характер.


Кодификация законодательства - достаточно сложный и тру­доемкий процесс, в ходе которого не только система законода­тельства освобождается от множества разрозненных нормативных актов, но и обновляется система права. В процессе кодификации происходит основательная переработка действующих в той или иной сфере правового регулирования юридических норм, нередко обновляется их содержание, устраняются пробелы и противоречия в правовом регулировании соответствующих общественных отно­шений, отменяются устаревшие, неэффективные и малоэффектив­ные нормы права. В результате на свет появляется новый норма­тивный акт - кодифицированный акт, нормы которого, как прави­ло, охватывают значительную область тех или иных обществен­ных отношений. По этой причине некоторые авторы считают ко­дификацию не формой систематизации, а формой совершенство­вания законодательства.

В юридической литературе, в том числе и в учебниках по тео­рии государства и права, выделяют несколько видов кодификации законодательства. Чаще всего - всеобщую, отраслевую и специ­альную. Под всеобщей кодификацией понимается принятие свод­ных кодифицированных актов по всем основным отраслям права и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согла­сованной системы таких актов типа «кодекса кодексов». Отрасле­вая кодификация представляет собой кодификацию той или иной отрасли права и создание кодифицированного акта, объединяюще­го, если не все, то значительную часть норм соответствующей от­расли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс). Специальная кодификация - это кодификация одного или нескольких институтов права, в результате которой нередко создаются комплексные кодифицированные акты (Лесной кодекс, Таможенный кодекс, Воздушный кодекс и др.).

Как уже было отмечено, результатом кодификации законода­тельства является создание и принятие кодифицированных актов. Практика выработала принятие различных видов кодифицирован­ных актов. В Российской Федерации это основы законодательст­ва, кодексы, уставы, положения и правила.

Основы законодательства относятся к актам федерального законодательства, содержащим принципиальные, наиболее общие


нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъек­тов, которые должны развиваться и конкретизироваться в норма­тивных актах субъектов Федерации. В настоящее время в Россий­ской Федерации действуют Основы законодательства о культуре, Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан и некоторые другие.

Кодексы представляют собой крупные сводные акты, регу­лирующие определенную сферу однопорядковых общественных отношений. Как правило, они исчерпывающе регулируют соответ­ствующие общественные отношения и не нуждаются в издании конкретизирующих их нормативных актов. Кодексы бывают от­раслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Отраслевые кодексы (Гражданский, Уголовный, Семейный и др.) содержат нормы одной отрасли права, комплексные кодексы (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.) содержат нормы нескольких отраслей права.

Уставы - это комплексные нормативные акты, регулирую­щие либо ту или шгую сферу государственной деятельности (на­пример, Устав железных дорог регулирует работу железнодорож­ного транспорта), либо деятельность определенных органов и ор­ганизаций (например, Устав Центробанка).

Положения - это сводные нормативные акты, детально рег­ламентирующие правовое положение, задачи и компетенцию оп­ределенных органов, учреждений и организаций (например, По­ложение о Верховном Суде РФ).

Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила дорожного движения).

Другой формой систематизации законодательства, также свя­занной с правотворческой деятельностью и носящей официальный характер, является консолидация законодательства.

Консолидация представляет собой такую форму системати­зации законодательства, при которой устраняется множествен­ность нормативных актов одинаковой юридической силы, приня­тых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам. Результатом консолидации является принятие соответ­ствующим правотворческим органом нового укрупненного норма-


тивного акта, в состав которого включаются нормы, содержавшие­ся в ранее действовавших разрозненных нормативных актах.

Консолидация имеет определенные черты сходства с кодифи­кацией законодательства. Это выражается в том, что консолида­ция, как и кодификация, сопряжена с правотворческой деятельно­стью, в результате которой взамен множества разрозненных, не­редко противоречащих друг другу нормативных актов создается единый сводный нормативный акт. Вместе с тем консолидацию следует отличать от кодификации. Это отличие состоит в том, что консолидированные акты не устанавливают новых норм права, что характерно для кодифицированных актов, и ничего не меняют в правовом регулировании соответствующих общественных отно­шений. Нормы права, которые ранее были закреплены в различ­ных разрозненных нормативных актах, лишь располагаются в кон­солидированном акте в определенной логической последователь­ности. При этом производится их редакционная правка, устраня­ются противоречия, повторы, неоправданные длинноты, исправля­ется устаревшая терминология, вырабатывается единый стиль из-» ложения. То есть имеет место внешняя обработка нормативного материала без изменения его по существу.

Принятие консолидированных нормативных актов имеет дос­таточно широкое распространение в мировой практике. Например, в Великобритании издаются десятки такого рода актов, объеди­няющие акты парламента, принятые в разное время по одному и тому же предмету регулирования. Во Франции развито принятие кодексов, объединяющих нормативно-правовые предписания по одному и тому же вопросу. К числу таких кодексов, являющихся актами консолидации, относятся, например, Кодекс дорог общест­венного пользования, Кодекс сберегательных касс и некоторые другие. В Российской Федерации консолидированные норматив­ные акты чаще всего издаются министерствами и центральными ведомствами как акты, укрупняющие различные акты ведомствен­ного правотворчества.

Более простой формой систематизации законодательства, по сравнению с кодификацией и консолидацией, является инкорпора­ция. Инкорпорация законодательства, как форма его системати­зации, не связана с правотворческой деятельностью и заключается


в создании разного рода сборников или собраний нормативных правовых актов. При этом содержание нормативных правовых ак­тов, включаемых в такие сборники или собрания, изменяться не может. Они включаются такими, какие есть. Допускается только внешняя обработка нормативных актов. Например, из них исклю­чаются отмененные статьи, статьи, в которые были внесены изме­нения, излагаются в новой редакции и т. д.

В зависимости от того, кем осуществляется инкорпорация, различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Официальная инкорпорация осуществляется либо правотворче­скими органами, т. е. органами, издавшими нормативные акты, либо органами, специально уполномоченными на это правотвор­ческими органами. Некоторые авторы к официальной инкорпора­ции относят только ту, которая осуществляется самими право­творческими органами, а инкорпорацию, которая осуществляется по поручению правотворческих органов, называют официозной (полуофициальной). Примером официальной инкорпорации может быть Собрание законодательства Российской Федерации, в кото­ром публикуются федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, акты палат Федерального собрания, указы и рас­поряжения Президента РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам толкования Конституции РФ и соответствия ей зако­нов и нормативных актов высших органов государственной власти Российской Федерации. Неофициальная инкорпорация осущест­вляется организациями и частными лицами по собственной ини­циативе и без санкции уполномоченных на то государственных органов. Примером неофициальной инкорпорации могут быть раз­личные сборники нормативных правовых актов, издаваемые для удовлетворения потребностей практики или в научных целях.

В зависимости от того, по какому признаку производится размещение нормативных актов в сборниках или собраниях зако­нодательства, различают хронологическую и систематическую (или предметную) инкорпорацию. При хронологической инкор­порации нормативные акты размещаются в сборниках или собра­ниях законодательства по хронологическому признаку, т. е. с уче­том времени их принятия. Примером такой систематизации зако­нодательства может служить уже упоминавшееся Собрание Зако-


нодательства Российской Федерации. В нем соответствующие нормативные акты публикуются с учетом времени их принятия. При систематической инкорпорации нормативные акты в сбор­никах или собраниях размещаются по предметному признаку, т. е. с учетом предмета правового регулирования. Примером такой сис­тематизации законодательства может служить Свод законов Рос­сийской Федерации, работа по созданию которого ведется в на­стоящее время.

Наконец, в зависимости от объема охватываемого норматив­ного материала различают полную (генеральную) и частичную инкорпорацию. При полной инкорпорации составляются собра­ния, охватывающие все или большую часть законодательства страны (или субъекта федерации), при частичной инкорпорации составляются сборники законодательства по отдельным институ­там или отраслям права.

Сборники и собрания законодательства, как результат его ин­корпорации, необходимо отличать друг от друга. Сборниками называются инкорпорированные издания законов или иных нор­мативных правовых актов, принятых одним или несколькими пра­вотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов. Сборники нормативных актов могут го­товиться как самими правотворческими органами, так и другими органами и организациями, а также частными лицами. Собрания­ми обычно называют инкорпорированные издания нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны. Разновидностью собрания законодательства является свод законов, представляющий собой инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполни­тельной власти, объединенных по предметному признаку.

Инкорпорация играет весьма важную роль в процессе систе­матизации законодательства. Благодаря ей, обеспечивается доступ самого широкого круга субъектов к достоверной информации о действующих в стране законах и подзаконных актах.

Наряду с перечисленными формами систематизации законо­дательства - кодификацией, консолидацией и инкорпорацией -некоторые авторы выделяют и такую ее форму, как учет законода­тельства (учет нормативных актов). Учет законодательства счи-


тается самой простой формой систематизации нормативных пра­вовых актов и представляет собой деятельность по их сбору, хра­нению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по соз­данию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необхо­димой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Учет законодательства осуществляется различными государ­ственными и негосударственными органами, учреждениями, пред­приятиями, организациями как для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации, так и для обеспечения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных субъектов. Особую роль учет законодательства играет в дея­тельности судебных и прокурорских органов.

Принято выделять несколько видов учета нормативных право­вых актов. Наиболее простым является журнальный учет. Он свя­зан с фиксацией реквизитов нормативных актов в специальных журналах и ведется по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. При использовании хро­нологического принципа нормативные акты регистрируются по датам их принятия, алфавитно-предметного - по предметным руб­рикам, расположенным по алфавиту, системно-предметного - с учетом отраслей, подотраслей и институтов права.

Другим, более совершенным видом учета законодательства является картотечный учет. Он связан с созданием разного рода карточек, расположенных по определенной системе. На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты нормативно­го акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его офици­ального опубликования), либо полный текст акта. Рубрики карто­теки определяются на основе выработанного заранее словника или рубрикатора, а поиск нужных карточек осуществляется либо руч­ным способом, либо в полуавтоматизированном или автоматизи­рованном режиме.

Следующим видом учета законодательства считается ведение контрольных текстов действующих нормативных актов. Этот вид учета законодательства связан с внесением в тексты офици­альных изданий законов и подзаконных нормативных актов отме­ток об отмене, изменении, дополнении этих актов или отдельных


их частей с указанием тех актов, на основании которых произво­дятся эти отметки.

В настоящее время все более широкое распространение полу­чает так называемый автоматизированный учет законодатель­ства, основанный на использовании современной компьютерной техники и связанный с созданием автоматизированных информа­ционно-поисковых систем (АИПС) по законодательству. В Рос­сийской Федерации такого рода системы созданы в аппаратах Го­сударственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, в Мини­стерстве юстиции и ряде других федеральных органов. Созданы и коммерческие автоматизированные информационно-поисковые системы законодательства «Консультант-Плюс», «Гарант», «Ко­декс» и некоторые другие.

6. Санкционированный обычай, юридический пре­цедент и другие формы (источники) права. Рассмотрев во­просы, связанные с характеристикой нормативных правовых ак­тов, обратимся теперь и к другим формам (источникам) права: санкционированному обычаю, юридическому прецеденту, норма­тивному договору, правовой доктрине и религиозным источникам.

Санкционированный (по-другому - правовой) обычай счи­тается самым древним и исторически первым источником пози­тивного права. В период перехода человечества от присваивающей экономики к производящей с появлением товарно-рыночных от­ношений начали возникать правовые обычаи, которые были на­правлены на регулирование этих новых, раннее не известных че­ловечеству общественных отношений. Впоследствии, с возникно­вением государства, различные правовые обычаи стали получать признание со стороны государства и санкционироваться им в каче­стве общеобязательных правил поведения - норм позитивного права. Так появился первый источник позитивного права - санк­ционированный обычай (обычное право).

Санкционированный обычай можно определить как сложив­шееся вследствие фактического применения в течение дли­тельного времени правило поведения, признанное государст­вом в качестве общеобязательного. Иными словами, санкциони­рованный обычай - это такой обычай, который государство при­знало в качестве общеобязательного правила поведения, т. е. нор-


мы позитивного права. Отсюда следует, что обычай и санкциони­рованный обычай - понятия не тождественные. Обычай как тако­вой сам по себе формой и источником позитивного права не явля­ется. Эти свойства он приобретает лишь тогда, когда государство признает его в качестве общеобязательного правила поведения и возьмет под свою защиту.

Существует несколько способов признания (санкционирова­ния) обычаев в качестве норм позитивного права. Это может быть фактическое (молчаливое) признание государственными органами тех или иных обычаев, которыми они руководствуются в своей практической деятельности и считают их нормами действующего права. Другой способ санкционирования заключается в вынесении государственными органами (например, судами) решений на осно­ве существующих обычаев. Признание обычаев в качестве норм позитивного права может осуществляться и путем закрепления в нормативных правовых актах отсылок к обычаям. Например, в действующих в Российской Федерации Гражданском кодексе, Ко­дексе торгового мореплавания, Семейном кодексе содержится це­лый ряд отсылок к обычаям делового оборота, национальным и некоторым другим обычаям.

Санкционированный обычай как форма и источник позитив­ного права наиболее широко был распространен в древних и сред­невековых государствах (законы Хаммурапи, законы XII таблиц, Русская Правда и др.). Определенное распространение санкциони­рованный обычай имеет и в современных государствах (например, в государствах Африки, Океании и др.). В современной Россий­ской Федерации санкционированный обычай тоже имеет место, но к числу основных источников права не относится.

Юридический (правовой) прецедент как форма (источник) права тоже известен с древних времен. Это решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придало общеобязательное значе­ние и которое вследствие этого стало образцом для разреше­ния аналогичных дел1. Решения судебных или административ-

1 Слово «прецедент» означает случай, поступок, событие, имевшие место в про­шлом и служащие примером или основанием для аналогичных действий в на­стоящем.


ных органов сами по себе источником права не являются. Таковы­ми они становятся тогда, когда государство признает их в качестве образцов, оснований для разрешения аналогичных дел. После та­кого признания решение по конкретному юридическому делу ста­новится нормой права - общеобязательным правилом, которое служит правовым основанием для вынесения решений по анало­гичным делам. Систему действующих в стране прецедентов при­нято именовать прецедентным правом.

Существует два основных вида юридического прецедента: судебный, который создается судебными органами, как правило, высшими, и административный, который создается органами исполнительной власти. Наибольшее распространение в современ­ном мире имеет судебный прецедент. Систему действующих в стране судебных прецедентов нередко именуют судебной практи­кой. Вместе с тем отдельные авторьг рассматривают судебную практику в качестве самостоятельного источника права наряду с судебным прецедентом.

Возникнув в глубокой древности, юридический прецедент со­храняет свое значение и в настоящее время. Сегодня он остается основным источником права в Австралии, Великобритании, Кана­де, США и ряде других государств. В Российской Федерации юри­дический прецедент официальным источником права не является, хотя определенные его проявления в практике судов встречаются. В частности, многие разъяснения пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ фактически носят характер су­дебных прецедентов, поскольку в них конкретизируются и детали­зируются общие нормы законов, а также дается единообразное толкование этих норм, обязательное для всех нижестоящих судов.

Нормативный договор (по-другому - договор с норматив­ным содержанием) также относится к числу достаточно распро­страненных форм (источников) права, известных с древнейших времен (например, договоры Руси с Византией). Нормативный до­говор представляет собой соглашение двух или более субъектов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы пра­ва. По своему содержанию - это юридический акт, в котором вы­ражено волеизъявление сторон (субъектов) относительно взаим­ных прав и обязанностей.


Можно выделить следующие признаки нормативного дого­вора: 1) он содержит нормы права, т. е. правила поведения общего характера; 2) характеризуется добровольностью заключения и ра­венством сторон, заключающих договор; 3) выражает согласие сторон по всем существующим аспектам договора; 4) предусмат­ривает ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств.

Нормативные договоры следует отличать от индивидуальных правовых договоров, имеющих широкое распространение в сфере действия гражданского, трудового, семейного и некоторых других отраслей права. Основное отличие состоит в том, что индивиду­альные правовые договоры не содержат норм права, в то время как для нормативных договоров наличие в них норм права является обязательным признаком.

Существует несколько видов нормативных договоров. Преж­де всего, это международные договоры (пакты, соглашения, кон­венции и т. д.), которые являются основными источниками между­народного права, а во многих государствах и национального (внутригосударственного) права. Следующую группу составляют учредительные договоры, к которым обычно относят договоры, определяющие статус государств, их объединений, взаимоотноше­ния между субъектами федерации, статус государственных орга­нов и т. п. Примером таких договоров могут служить Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г., Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. и др. Выделяются и такие виды нормативных договоров, как компетен-ционно-разграничительные договоры (например, Федеративный договор, состоящий из трех договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государст­венной власти и органами власти субъектов Российской Федера­ции от 31 марта 1992 г.), договоры (соглашения) о делегирова­нии полномочий (имеют место в случаях передачи одним орга­ном части своих полномочий другому органу), программно-политические договоры (например, договоры о дружбе и сотруд­ничестве между государствами, договоры о сотрудничестве между субъектами федерации и некоторые другие), функционально-управленческие соглашения (заключаются между различными


государственными органами как внутри государства, так и на ме­ждународном уровне), договоры между государственными ор­ганами и общественными организациями (заключаются на всех уровнях и касаются согласованной политики в области социаль­ных и трудовых отношений, оплаты труда, поддержки малого и среднего бизнеса), договоры о гражданском согласии (например, принятый в 1994 г. в Российской Федерации Договор об общест­венном согласии)1.

Нормативный договор оценивается в настоящее время как один из перспективных источников позитивного права, так как он позволяет непосредственно учесть интересы участников общест­венных отношений и закрепить их согласованное волеизъявление.

Правовая доктрина (юридическая наука), нередко именуе­мая «правом юристов», как форма и источник позитивного права имела известное распространение в древних и средневековых го­сударствах. Например, в Древнем Риме суды при вынесении реше­ний опирались на труды наиболее известных римских юристов (Ульпиана, Гая, Павла, Папиниана и др.). Более того, многие по­ложения, сформулированные этими юристами, вошли в кодекс Юстиниана (VI в. н. э.), составив в нем целый раздел - Дигесты. В странах средневековой континентальной Европы в период форми­рования романо-германской правовой системы правовая доктрина являлась основным источником позитивного права. Широкое рас­пространение как источник права она имела в мусульманских странах. Трактаты известных юристов признавались источниками права в английских судах.

В настоящее время правовая доктрина как источник позитив­ного права имеет незначительное распространение. Например, оп­ределенные ее проявления можно встретить в мусульманских странах.

В качестве источников позитивного права могут выступать также религиозные источники, к которым относятся священные книги, акты религиозных деятелей и религиозных органов, неко­торые догматы теологической теории. Данные источники права существовали не только в прошлом, но и имеют определенное

1 Более подробно об этом см.: Тихомиров Ю. А. Публичное право: учебник. М., 1995. С. 184-198.


распространение в современных государствах, в частности, в тео­кратических государствах и государствах, где продолжают в той или иной мере действовать религиозные правовые системы (му­сульманское право, иудейское право, индусское право). Так, ос­новными источниками мусульманского права являются Коран и сунна, в иудейском праве - Тора и Талмуд, в индусском праве -законы Ману.

В ряде учебников по теории государства и права выделяются и такие, например, источники позитивного права, как принципы права и права человека. Как представляется, считать их самостоя­тельными источниками позитивного права все-таки нет достаточ­ных оснований. Хотя на основе принципов права и могут выно­ситься судебные решения (например, при пробелах в позитивном праве), тем не менее, сами по себе принципы права самостоятель­ными источниками права, формой внешнего выражения правовых норм не являются, так как закреплены (прямо или косвенно) в том или ином источнике права (нормативном правовом акте, санкцио­нированном обычае и т. д.). То же самое можно сказать и о правах человека (естественных правах). Когда они закреплены в позитив­ном праве, они считаются составной частью соответствующего источника позитивного права (например, нормативного правового акта). Когда же они еще не получили такого закрепления, они мо­гут выступать источниками позитивного права лишь в материаль­ном, но не в формальном смысле.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под формой и источником права, и в каких значе­ниях эти понятия совпадают?

2. Что понимается под нормативным правовым актом? Каковы его признаки, особенности и виды?

3. Что такое закон в формально-юридическом смысле? Каковы его признаки, виды?

4. Что понимается под подзаконными нормативными актами, и какие виды нормативных правовых актов к ним относятся?

5. Что понимается под законодательством и что представляет собой его система?

6. Что такое систематизация законодательства, и в каких формах она осуществляется? Чем эти формы отличаются друг от друга?

7. Что собой представляют такие формы (источники) права, как санкционированный обычай, юридический прецедент, норматив-


ный договор, правовая доктрина и религиозные источники? Имеют ли они распространение в современных государствах?

Литература

1. Белкин А. А. Обычаи и обыкновения в государственном праве / А. А. Белкин // Правоведение. - 1998. - № 1. - С. 34-39.

2. Богдановская И. Ю. Прецедентное право / И. Ю. Богдановская. -М.: Наука, 1993.-240 с.

3. Гук П. А. Судебный прецедент в России: теория и практика / П. А. Гук // Правоведение. - 2001. - № 4. - С. 50-60.

4. Зивс С. Л. Источники права / С. Л. Зивс. - М.: Наука, 1981. - 240 с.

5. Калинин А. Ю. Форма (источник) права как категория теории госу­дарства и права / А. Ю. Калинин, С. А. Комаров // Правоведение. -2000.-№6.-С. 3-10.

6. Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: Юрид. лит., 1994. -136 с.

7. Малова О. В. Правовой обычай как источник права: автореф. дис.... канд. юрид. наук / О. В. Малова. - Екатеринбург. 2002. - 24 с.

8. Ровный В. В. Обычай в частном праве: науч. изд. / В. В. Ровный. -Иркутск: Иркут. ун-т, 2004. - 76 с.

9. Тихомиров Ю. А. Теория закона / Ю. А. Тихомиров. - М.: Наука, 1982.-256 с.

10. Хачатуров Р. Л. Источники права / Р. Л. Хачатуров. - Тольятти: Изд-во ТолПи, 1997. - Вып. 3. - 89 с.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ

основных понятий теории государства и права,

содержащихся в темах 1-8

1. Наука теория государства и права - система обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, разви­тия и функционирования государства, права и связанных с ними различных государственно-правовых явлений.

2. Предмет науки теории государства и права - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функциониро­вания государства, права и других государственно-правовых явле­ний, а также наиболее общие связи государства и права с различ­ными социальными явлениями и личностью.

3. Метод науки теории государства и права - совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается теория государства и права и которые она использует при исследовании своего предмета.

4. Государство (в широком смысле) - политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

 

5. Государствоузком смысле) - состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обще­стве определенного порядка.

6. Функции государства - определенные направления дея­тельности государства, в которых выражаются его сущность, со­циальное назначение и в целом роль в общественной жизни.


7. Государственная власть - способность или возможность осуществлять политическое руководство обществом при помощи различных, в том числе и специальных, средств и методов.

8. Механизм государственной власти - совокупность (сис­тема) государственных и негосударственных организаций, в кото­рых государственная власть находит свое организационное выра­жение и с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.

9. Механизм государства - совокупность (система) государ­ственных организаций, с помощью которых выполняются задачи и функции государства.

 

10. Государственный аппарат - совокупность (система) го­сударственных органов, с помощью которых выполняются задачи и функции государства.

11. Принципы организации и деятельности государствен­ного аппарата - исходные положения, руководящие идеи, начала, которые лежат в основе формирования и функционирования госу­дарственного аппарата в целом и отдельных его звеньев.

12. Орган государства - структурно обособленная часть го­сударственного аппарата, которая наделена властными полномо­чиями и с помощью которой осуществляются определенные зада­чи и функции государства.

13. Государственное управление - целенаправленное воз­действие государства, его органов на общество в целом или отдель­ные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач.

14. Самоуправление - самостоятельность какой-либо орга­низованной социальной общности в управлении собственными делами.

15. Местное самоуправление - форма осуществления наро­дом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) че­рез органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных ме­стных традиций.


16. Форма государства - организация государственной вла­сти, выраженная главным образом в форме правления, форме го­сударственною устройства и политическом режиме.

17. Форма правления - организация верховной власти в го­сударстве.

18. Форма государственного устройства - территориальная организация государственной власти.

19. Политический режим - совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.

20. Позитивное право - система установленных или санк­ционированных государством норм поведения, которые обяза­тельны для всех членов общества и действие которых гарантиру­ется государством.

21. Функции позитивного права - определенные направле­ния воздействия позитивного права на общественные отношения, в которых выражаются его сущность, назначение и в целом роль в общественной жизни.

22. Система права - взятые в единстве и взаимосвязи дейст­вующие в государстве правовые нормы, выступающие как целост­ное образование, имеющее свою структуру.

23. Принципы права - закрепленные в праве руководящие идеи, исходные положения, которые составляют главное содержа­ние права и выступают в качестве основополагающих начал пра­вового регулирования общественных отношений.

24. Нормы права - установленные или санкционированные государством, а также охраняемые им, правила поведения, кото­рые носят общеобязательный характер и направлены на регулиро­вание общественных отношений.

25. Институт права - совокупность (система) правовых норм регулирующих определенный вид общественных отношений.

26. Отрасль права - совокупность (система) правовых норм, регулирующих какую-либо сферу (или область) общественных отношений.

27. Формы (источники) права - способы внешнего выраже­ния и закрепления норм позитивного права.


28. Нормативный правовой акт - принятый в установлен­ном порядке управомоченными на то субъектами или народом официальный документ, который обладает юридической силой и содержит нормы права.

29. Закон - принятый в особом порядке высшими представи­тельными органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой, содержит пер­вичные нормы права и регулирует наиболее важные общественные отношения.

30. Подзаконные нормативные акты - основанные на зако­не акты правотворческой деятельности государственных и негосу­дарственных органов и организаций, а также народа, которые на­правлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

31. Законодательство - совокупность (система) всех дейст­вующих в государстве нормативных правовых, актов.

32. Система законодательства - взятые в единстве и взаимо­связи действующие в государстве нормативные правовые акты, вы­ступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.

33. Систематизация законодательства - деятельность, свя­занная с упорядочением действующего законодательства и приве­дением его в стройную, внутренне согласованную систему.

34. Санкционированный обычай - сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени правило поведения, признанное государством в качестве общеобязательного.

35. Юридический прецедент - решение судебного или ад­министративного органа по конкретному юридическому делу, ко­торому государство придало общеобязательное значение и которое вследствие этого стало образцом для разрешения аналогичных дел.

36. Нормативный договор - соглашение двух или более
субъектов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нор­
мы права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.