Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири




Т е м а 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Ключ к опроснику

Направленность на

себя (НС) взаимодействие (ВД) задачу (НЗ)

1.А 11.В 21.С 1.С 11.С 21.А 1.В 11.А 21.В

2.В 12.В 22.С 2.С 12.А 22.А 2.А 12.С 22.В

3.А 13.С. 23.В 3.С 13.А 23.С 3.В 13.В 23.А

4.А 14.с 24.С 4.В 14.А 24.А 4.С 14.В 24.В

5.В 15.А 25.В 5А. 15.С 25.А 5.С 15.В 25.С

6.С 16.В 26.В 6.А 16.С 26.А 6В 16.А 26.С

7.А 17.А 27.А 7.С 17.С 27.В 7.В 17.В 27.С

8.С 18.А 28.В 8.В 18.С 28.С 8.А 18.В 28.А

9.С 19.А 29.А 9.А 19.В 29.С 9.В 19.С 29.В

10.С 20.С 30.С 10.В 20.В 30.А 10.А 20.А 30.В

 

Если указанная в ключе буква занесена в рубрику “Больше всего”, то испытуемому ставится знак “+” по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом “Меньше всего”, то ему ставится знак “-“. Затем подсчитывается количество “+” и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС или ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Также подсчитывается количество “-“.

 

Форма 2

  НС ВД НЗ
Количество “+”      
Количество “-“      
Сумма      
+30      

 

Количество “+” суммируется с количеством “-“ (с учетом знака). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку “Сумма”. Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90.

 

Итоговая таблица (пример)

  НС ВД НЗ
Количество “+” +8 +10 +12
Количество “-“ -11 -11 -8
Сумма -3 -1 +4
+30 +27 +29 +34

 

Проверка: общая сумма = 27 + 29 + 34 = 90.

 

Литература

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике

3. Занюк С. С. Психологія мотивації та емоцій. – Луцьк: ВДУ, 1997. – 180 с.

4. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – К., 1998.

5. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.

6. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

7. Насиновская Е. Е. Методы изучения мотивации личности: опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 80 с.

8. Психологические тесты / Под ред А. А. Карелина: В 2-х т. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 2001.

9. Практикум по психодиагностике: психодиагностика мотивации и саморегуляции/ Под ред. А. И. Зеличенко и др..- М., 1990.

10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Изд. дом “БАХРАХ”, 1998. – 672 с.

11. Реан А. А. Психология изучения личности. – Спб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 288 с.

12. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – 408 с.; Т. 2. – 392 с.

13. Энциклопедия психологических тестов: личность, мотивация, потребности. – М., 1997.

14. Энциклопедия психологических тестов: мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. – М., 1997.

 

 

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Оттуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбность-недружелюбность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь - соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

5-8 баллов - умеренная адаптивное поведение

_________________________________________________________________

9-12 баллов - высокая экстремальное поведение

13-16 баллов - экстремальная до патологии

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное "Я"», «реальное "Я"», «мои партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

ПОДЧИНЕНИЕ

По специальным формулам определяются показатели к двум основным факторам; доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I-V) + 0,7 х (VIII+II – IV - VI)

Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII – II –IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С. В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.