Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

N-членов




ПРИМЕР СОЦИОМАТРИЦЫ ДЛЯ ГРУППЫ, ЧИСЛЕННОСТЬЮ

ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

 

Число членов групп   Социометрическое ограничение d   Вероятность случайного выбора Р(А)  
5-7 8-11 12-16 17-21 22-26 27-31 32-36     0,20-0,14 0,25-0,18 0,28-0,19 0,23-0,19 0,22-0,19 0,22-0,19 0,21-0,19  

 

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

Кто выбирает: фамилия испытуемого ј-члены Ј-члены: кого выбирают Сделанные выборы Всего
          (+) (-)
●●● ●●● Ν Α – ов В - ов Г – ов П – ов С – ов ●●● ●●● ●●● ●●● + + + + - - - - ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ● ●●● ●●● ●●● ●●● ●●● ●●● ●●● ●●● ●●● ●●● ●●● ●●●
  Полученные ∑(+) Выборы ∑ (-)           ● ● ● ● ● ●      
  Всего                      
                           

 

Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

 

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма. Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.


Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

 
 

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы і и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i - выбираемый, j- он же выбирающий, ij - совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i - члена группы определяется по формуле:

(2)

где Сi - социометрический статус i-члена, R - полученные i-членом выборы, ∑ - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов j-члена, N- число членов группы.

Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом ~- индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко - либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi+ - положительного и Сi- - отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле (3)


где Ej - эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, -).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

индекс эмоциональной экспансивности группы, который выcчитывается по формуле

 

где Ag- экспансивность группы, N - число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

 

 
 

где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов. Аij.+ - число положительных взаимных связей в группе N - число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

 

Литература

 

1. Андреева Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. – М., 1984.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

3. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практическое пособие.- Киров, 1991.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992.

5. Мелибруда Е. Я. Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.

6. Морено Дж. Социометрия: эксперимент. метод и наука об обществе. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. – 289 с.

7. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр.- М.: Ин-т практич. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 356 с.

8. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: Либыдь, 1990. – 192 с.

9. Психологические тесты / Под. ред. А. А. Карелина: В 2-х т. – М.: Гуманит. Изд. центр. ВЛАДОС, 2001.

10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Изд. дом “БАХРАХ”, 1998. – 672 с.

11.Энциклопедия психологических тестов: Общение, лидерство, межличностные аспекты. – М., 1997.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.