Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в системе основных социальных связей 2 страница




1 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 19.


сударство не уделяет должного внимания развитию культуры и не оказывает ей необходимой финансовой поддержки.

Иначе выглядит связь государства и права с индивидуаль­ной культурой. Само собой разумеется, что государство и право не являются элементами индивидуальной культуры. Но это со­всем не означает, что государство и право никак не связаны с ин­дивидуальной культурой. Эта связь выражается преимуществен­но в том, что государство и право, влияя на культуру в целом, оказывают влияние и на культуру отдельных индивидов и тоже как в положительном, так и в отрицательном плане. Что же каса­ется обратного влияния индивидуальной культуры на государст­во и право, то она, как представляется, носит весьма отдаленный, косвенный характер. Так, например, низкий уровень культуры населения может вызвать соответствующую реакцию со стороны государства и побудить его к разработке и осуществлению, в том числе с помощью права, программ, связанных с повышением грамотности и культурного уровня населения в тех или иных об­ластях общественной жизни (экономики, политики, права и т. д.).

В связи с взаимодействием государства и права с культурой в обществе складываются такие ее разновидности, как политиче­ская и правовая культура. В научной и учебной литературе су­ществует множество определений как политической, так и право­вой культуры. Опять же не вдаваясь в подробности, считаю воз­можным политическую культуру определить как качественное состояние политической жизни общества, которое характери­зуется определенным уровнем политического развития обще­ства и личности, а правовую культуру как качественное состоя­ние правовой жизни общества, которое характеризуется опре­деленным уровнем правового развития общества и личности.

И политическую, и правовую культуру, как и культуру в це­лом, также целесообразно рассматривать через призму социаль­ной и индивидуальной культуры. Вследствие этого можно гово­рить о социальной и индивидуальной политической и правовой культуре.

Кратко социальную политическую культуру можно оха­рактеризовать как определенный уровень политического разви­тия общества, а индивидуальную политическую культуру -


как определенный уровень политического развития отдельного человека, индивида, личности.

Более глубокие представления о социальной и индивидуаль­ной политической культуре можно получить, рассмотрев их структуру. Как представляется, структуру социальной полити­ческой культуры характеризуют взятые во взаимосвязи все по­литические явления общества, а ее структурными элементами будут выступать находящиеся на определенном уровне развития политика, государство, политические партии, общественные объ­единения, деятельность которых связана с политикой, политиче­ский режим, политические отношения и другие явления полити­ческой жизни общества.

Несколько иначе будет выглядеть структура индивидуаль­ной политической культуры. Ее, полагаю, характеризуют три основных элемента:

1) политические знания индивида, его осведомленность в области политики (информационный элемент);

2) индивидуальное политическое сознание, политические убеждения индивида (ценностный элемент);

3) участие индивида в политической жизни общества (пове­денческий элемент).

Социальную правовую культуру по аналогии с социаль­ной политической культурой можно охарактеризовать как опре­деленный уровень правового развития общества, а индивиду­альную правовую культуру - как определенный уровень право­вого развития индивида.

В структуре социальной правовой культуры принято вы­делять такие элементы, как право, законодательство, обществен­ное правосознание, законность, правопорядок, правотворчество, реализацию права и другие правовые явления общества, находя­щиеся на определенном уровне развития.

Структуру индивидуальной правовой культуры, как и структуру индивидуальной политической культуры, тоже состав­ляют три элемента:

1) правовые знания индивида, его осведомленность в право­вых вопросах (информационный элемент);


2) индивидуальное правосознание, отношение индивида
(уважительное или пренебрежительное) к праву и закону (ценно­
стный элемент);

3) правовое (правомерное или противоправное) поведение
индивида (поведенческий элемент).

С правовой культурой тесно связано правовое воспитание. Правовое воспитание - это деятельность государства, его ор­ганов и должностных лиц, общественных объединений, тру­довых коллективов, направленная на повышение правовой культуры граждан. Цель правового воспитания состоит в том, чтобы вооружить граждан необходимыми знаниями о праве и действующем законодательстве, о принадлежащих им правах, свободах и обязанностях, сформировать в их сознании уважи­тельное отношение к праву и закону, сориентировать их на зако­нопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет собой достаточно слож­ную и многоаспектную деятельность, которая осуществляется в различных формах. К наиболее важным из них принято относить следующие:

а) правовой всеобуч (организация правовых школ, народных
университетов, семинаров, курсов и т. п.);

б) пропаганда права средствами массовой информации (про­
ведение бесед на правовые темы, «круглых столов», дискуссий,
тематических теле- и радиопередач и т. д.);

в) издание литературы по правовой проблематике (популяр­
ные брошюры, комментарии законов и юридической практики,
учебники и учебные пособия и др.);

г) устная правовая пропаганда (проведение лекций, бесед,
консультаций, вечеров вопросов и ответов и т. д.);

д) профессиональное правовое образование (юридические
вузы, факультеты, колледжи и т. п.).

В связи с тем, что правовая культура тесно связана с поли­тической культурой, правовое воспитание целесообразно соче­тать с политическим воспитанием, что будет способствовать по­вышению как правовой, так и политической активности граждан. Кроме того, чтобы достичь положительных результатов в деле правового воспитания граждан, государство должно создавать


условия для проявления их политической активности, участия в делах государства, обеспечивать реальное действие принципов гласности и демократии, вести активную борьбу с правонаруше­ниями, совершаемыми как простыми гражданами, так и должно­стными лицами. Вместе с тем с сожалением приходится конста­тировать, что в настоящее время ни государство, ни иные органи­зации в нашей стране не уделяют должного внимания вопросам политического и правового воспитания.

4. Государство, право и религия. Религию (от лат. «ге-ligio» - набожность, святыня, предмет культа) принято опреде­лять как мировоззрение, мироощущение и соответствующее по­ведение, которые основаны на вере в сверхъестественные силы или существа - Бога или богов, являющихся предметом поклоне­ния. Религия - это совокупность идей, взглядов, представлений относительно природы, общества и самого человека, а также пра­вил поведения, основанных на религиозном мировоззрении. В от­личие от науки религия основывается не на знании, а на вере. Для ее усвоения не требуется почти никаких знаний. Это обеспечивает ей массовость и глубокое проникновение в сознание и быт людей.

Религия возникла в глубокой древности, в условиях перво­бытного общества и явилась одной из первых форм общественно­го сознания. Первоначально религия выступала в форме фети­шизма, когда объектами религиозного поклонения являлись не­одушевленные предметы (фетиши). Позднее, уже в процессе раз­ложения первобытнообщинного строя на смену фетишизму при­ходит политеизм - многобожие. Политеизм - это форма религии, при которой верующие поклоняются многим богам одновремен­но, так как каждый из богов ведает определенной областью есте­ственной природы или человеческой деятельности. Политеизм стал базой для формирования мощных жреческих организаций, которые активно участвовали в политической жизни государства. Жрецам в государстве отводилось особое место. Высшие жрече­ские должности в государстве занимали, как правило, цари или правители. Все остальные жрецы находились у них в подчине­нии. Впоследствии, спустя несколько веков, появляются мировые религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). На смену политеизму приходит монотеизм (вера в одного


бога). С появлением мировых религий возникает церковь (от греч. «keriake», «oikia»; букв. - божий дом) и получает развитие учение о Боге (теология).

Связь государства и права с религией на протяжении исто­рии носила достаточно сложный и подчас противоречивый ха­рактер. В частности, если говорить о связи с религией государст­ва, то эта связь приобретала самые разнообразные формы. Она выражалась то в противоборстве светской (государственной) и духовной (религиозной) властей за верховенство, то в их полном слиянии, то в их тесном союзе и взаимной поддержке, то в верхо­венстве церковной власти над государственной, то в верховенст­ве государственной власти над церковной.

Характер связи государства с религией зависит от многих факторов и в первую очередь от того, какое положение занимают в обществе религия и церковь (религиозные объединения), какова форма государственного правления, каков правовой режим рели­гии и церкви (религиозных объединений) в государстве.

Религия и церковь, как правило, всегда играли важную роль в жизни общества, но не всегда занимали господствующее в нем положение и их взаимоотношения с государством не всегда строились одинаково. В зависимости от этого складывались раз­личные типы государства. Современная отечественная теория государства и права, исходя из связи государства с религией, вы­деляет, как уже ранее отмечалось, четыре типа государства: свет­ские, клерикальные, теократические и атеистические.

В светских государствах взаимодействие государства с ре­лигией характеризуется тем, что все виды религиозных организа­ций отделены от государства. Для правового режима религии и церкви в светском государстве (его обычно называют режимом отделения церкви от государства) главным является следующее:

1) никакая религия не может устанавливаться в качестве го­сударственной или обязательной;

2) государство не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

3) религиозные объединения отделены от государства и рав­ны перед законом;


4) государство регулирует деятельность религиозных орга­низаций, осуществляет за ними контроль, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность, если не нарушается действующее за­конодательство;

5) государство не оказывает ни одной из конфессий ни мате­риальной, ни финансовой, ни какой-либо другой помощи;

 

6) государство охраняет законную деятельность религиоз­ных организаций, обеспечивает их равенство перед законом, про­возглашает и юридически закрепляет свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и рас­пространять религиозные и иные убеждения и действовать в со­ответствии с ними;

7) религиозные организации не могут участвовать в полити­ческой жизни общества, вмешиваться в дела государства и вы­полнять каких-либо государственных функций.

В настоящее время режим отделения церкви от государства и статус светского государства закреплены, как правило," в госу­дарствах с республиканской формой правления (Российской Фе­дерации, Германии, Франции и др.)- В Российской Федерации данный режим закреплен в ст. ст. 14 и 28 Конституции РФ, а так­же в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе со­вести и о религиозных объединениях».

В клерикальных государствах связь государства с религией и религиозными организациями характеризуется режимом госу­дарственной религии и церкви. Данный режим проявляется в следующем:

1) та или иная религия официально имеет статус государст­венной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями;

2) имеет место тесное сотрудничество государства и церкви в различных сферах общественной жизни (например, в воспита­нии подрастающего поколения);

3) за церковью государство признает право собственности на довольно широкий круг объектов (землю, здания, сооружения, предметы культа и т. д.);


4) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;

5) церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений);

6) церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, а также свое представительство в государственных органах.

В клерикальных государствах, несмотря на наличие государ­ственной религии, слияния государства и церкви, тем не менее, не происходит. Считается, что объявление той или иной религии государственной, свидетельствует об уважении со стороны госу­дарства религии, исповедуемой большинством населения.

К клерикальным государствам в настоящее время относятся Великобритания, где официальной государственной церковью является англиканская церковь, возглавляемая королевой, Дания, Норвегия, Швеция и некоторые другие.

В теократических государствах связь государства и религии является наиболее тесной. Здесь зачастую имеет место полное слияние государства с религией. В литературе в качестве основных отмечаются следующие черты теократического государства:

1) государственная власть принадлежит церкви и государст­во, таким образом, выступает не только как политическая, но и как религиозная организация;

2) глава государства, как правило, одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужите­лем, в руках которого сосредоточены значительные полномочия;

3) имеет место жесткая централизация государственного ап­парата, отсутствует разделение властей;

4) создание политических партий, как правило, запрещено (Бутан, Иран, Непал, Саудовская Аравия);

5) существует примат религии над правом. Регулирование основных сторон общественной жизни осуществляется религиоз­ными нормами, которые, по сути дела, и являются правом;

К теократическим государствам относятся Иран, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др.

Наконец, атеистическим государствам, так же как и свет­ским, присущ режим отделения религии и церкви от государства. Однако здесь взаимодействие государства с религией и церковью

"Щрщщ/ттп:-i)mjj


нередко приобретает гипертрофированные формы: религиозные организации либо запрещаются, либо, так или иначе, преследу­ются властью.

Взаимодействие атеистических государств с религией и цер­ковью обычно выражается в следующем:

1) религиозные организации либо запрещаются, либо нахо­дятся под жестким контролем государства;

2) церковь лишается экономической основы - своей собст­венности;

3) религиозные объединения не являются юридическими ли­цами и не могут совершать юридически значимых действий;

4) запрещается проведение в общественных местах религи­озных проповедей, религиозных обрядов и ритуалов;

5) запрещается издание и распространение религиозной ли­тературы;

 

6) нередко в отношении священнослужителей и даже ве­рующих государство применяет репрессии;

7) свобода совести зачастую сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма был Советский Союз (особенно в первые годы своего существования), а также некото­рые социалистические страны. Например, в социалистической Албании Конституцией 1976 г. вообще была запрещена всякая религия.

Не менее сложной является связь религии и права. На про­тяжении веков эта связь тоже постоянно менялась и проявляла себя по-разному. Наиболее тесной она была в древних и средне­вековых государствах. В литературе отмечается, что «по сути де­ла нет ни одной системы древнего писанного права, не включав­шей религиозных предписаний и ритуальных правил»1. Напри­мер, немало ритуальных элементов содержится в Законах XII таблиц, а в законах Хаммурапи, законах Моисея и некоторых других законодательных актах древних восточных государств многие нормы права настолько тесно переплетены с религиозны-

1 Проблемы общей теории права и государства: учебник / под общ. ред. В. С. Нерсе-сянца. М., 1999. С. 212.


ми нормами, что подчас невозможно различить, где религиозная норма, а где правовая.

В эпоху феодализма в Западной Европе получает широкое распространение каноническое право, а в исламских странах -мусульманское право. В этих правовых системах религия и право были переплетены самым тесным образом и практически нераз­личимы. Кроме того, специфика данных правовых систем состоя­ла в том, что они не знали государственных границ и распростра­няли свое действие на всех верующих независимо от того, где они находились, и на все страны, где соответствующая религия была господствующей.

Начиная с Нового времени, право в странах Западной Евро­пы постепенно освобождается от влияния религии и под воздей­ствием юридического мировоззрения, пришедшего на смену тео­логической идеологии, приобретает преимущественно светский характер. В то же время, обособляясь от религии, правовые сис­темы стран Западной Европы полностью с ней не порывают, по­скольку многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственную и духовную опору. Десакрализация (освобождение от религии) европейского права оказала заметное влияние и на другие правовые системы в плане освоболодения их от влияния религии. Вместе с тем до настоящего времени сохраняют свое значение религиозные правовые системы, к коим относятся му­сульманское право, индусское право и иудейское право. В этих правовых системах по-прежнему не существует различия между правовыми и религиозными нормами. Право и религия слиты в них в одно целое.

Таким образом, соотношение права и религии в различные исторические эпохи, в различных цивилизациях и в различных регионах мира различно.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся и взаимодействуют государство и право с эко­номикой? Каковы особенности воздействия государства и права на экономику в социальных системах с отсутствующими рыноч­ными отношениями, с зарождающимися рыночными отношения­ми и с высокоразвитой рыночной экономикой?

2. Как соотносятся и взаимодействуют государство и право с поли­тикой? В чем выражается влияние политики на государство и


право и государства и права на политику? Что следует понимать под государственной и под правовой политикой?

3. Как соотносятся и взаимодействуют государство и право с куль­турой? В чем проявляется взаимодействие государства и права с социальной и индивидуальной культурой? Что следует понимать под политической и правовой культурой? Какова структура поли­тической и правовой культуры (социальной и индивидуальной)?

4. Каково соотношение государства и права с религией?

Литература

1. Агешин Ю. А. Политика, право, мораль / Ю. А. Агешин. - М.: Юрид. лит., 1982. - 160 с.

2. Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав лично­сти / Е. В. Аграновская; отв. ред. Е. А. Лукашева. - М.: Наука, 1988.-145 с.

3. Болдырева М. Г. Правовая культура / М. Г. Болдырева. - М.: Моск. юрид. ин-т, 1998. - 35 с.

4. Зеркин Д. П. Основы политологии: курс лекций / Д. П. Зеркин. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 544 с.

5. Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство / П. А. Иг-натовский. - М.: Русь, 1998.-215 с. °

6. Кейзеров Н. М. Политическая и правовая культура: (методологиче­ские проблемы) / Н. М. Кейзеров. - М.: Юрид. лит., 1983. -232 с.

7. Козлихин И. Ю. Право и политика / И. Ю. Козлихин. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. - 193 с.

8. Кудрявцев В. Н. Право как элемент культуры / В. Н. Кудрявцев // Право и власть. - М.: Прогресс, 1990. - С. 241-252.

9. Морозова Л. А. Государство и церковь: особенности взаимоот­ношений / Л. А. Морозова // Государство и право. - 1995. - № 3. -С. 86-95.

10. Орехова Т. Р. Соотношение права и экономики (общетеоретиче­ские аспекты): автореф. дис.... канд. юрид. наук/ Т. Р. Орехова. -М., 2000.-26 с.

11. Проблемы теории государства и права: учеб пособие / под ред. М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 1999. - 504 с.

12. Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс / А. П. Семитко. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 176 с.

13. Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник для вузов / Ф. Шамхалов. - М.: Экономика, 2000. - 381 с.

14. Эзрин Г. И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества / Г. И. Эзрин. - М.: Политиз­дат, 1974.-135 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.