Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Односоставные предложения в современном русском языке




ЛЕКЦИЯ 8

Теоретическая часть.

1. Общее понятие об односоставных предложениях. Проблема главного члена односоставного предложения.

2. Вопрос об определенно-личных, обобщенно-личных предложениях. Структура. Семантика.

3. Неопределенно-личные предложения. Структура. Семантика.

4. безличные предложения. Структура. Семантика. Отграничение безличных от других типов односоставных предложений.

5. место инфинитивных предложений в системе односоставных. Структура. Семантика.

6. номинативные предложения. Типология. Семантика, грамматические характеристики. Структуры, сходные с номинативными предложениями.

Основная литература.

1. АМП // С.341-385.

2. ААШ // С.49-131.

3. Бабайцева В.В. // Учебник. С.53-95, 96-112.

4. Валгина Н.С. // Синтаксис. С.151-190.

5. Лекант П.А. // Синтаксис. С.16-30,31-68.

6. Учебник-89 // С.615-616, 626-629.

Дополнительная литература.

1. Арват Н.Н. Стилистика безличных предложений в современном русском языке. Черновцы, 1969.

2. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. М., 1968.

3. Брицын В.М. Синтаксис и семантика инфинитива в современном русском языке. Киев, 1990.

4. Галкина-Федорук Е.М. Безличные предложения в современном русском языке. М., 1958.

5. Долин Ю.Т. Вопросы теории односоставного предложения (на материале русского языка). Оренбург, 1997.

6. Новоженова З.Л. Структурно-семантические типы глагольных предложений в современном русском языке.-Саратов,1983.

7. Лермит Р.О. О развитии номинативного предложения в русском языке. // Вопросы языкознания. 1973. № 2.

8. Майорова Л.Е. Именительный представления и именительный темы как явления экспрессивного синтаксиса. Л.,1984.

9. Петрова А.В. Безлично-модальные предложения. // РЯШ. 2004. №6. С. 85-89.

10. Тарланов Э.К. Есть ли в русском языке обобщенно-личные предложения? // Филологические науки. 1972. № 3.

11. Хазова О.Н. Русские неопределенно-личные предложения в синтаксической системе современного русского языка. М.,1984.

12. Тулапина Э.М. Грамматическая и смысловая структура русских инфинитивных предложений. М.,1983.

Практическая часть.

Задание 1. СЛТ., Энц., ЛЭС, КС термины: односоставное предложение, опрделенно-личное, обощенно-личное, неопределенно-личное, безличное, инфинитивное, номинативное, генетивное, вокативное.

Задание 2. Проанализировать тексты с точки зрения наличия в нем разных типов односоставных предложений. Указать способ выражения главного члена, тип предложения. Отметить наличие переходных случаев.

Текст 1

Широкое озеро в лесу. По берегам камыш. Над обрывом березовая роща. Крошечный пляж. Лодки вверх дном. На другом берегу какие-то дачи бревенчатые. Тоже за зелеными заборами. В эту дачную зону совсем не легко попасть. Проехать к озеру только по одной дороге можно. Других путей нет. Как ни крути вокруг, а все время будешь в зеленые дебри упираться. За нашими заборами тое чьи-то дачи. Там по волейбольному мячику стучат. Но нам не положено знать, кто там стучит (В.Суворов. Аквариум).

Текст 2

Борисовна

Если выбирать из народных артисток Росси «самую народную», я назвал бы имя Аллы Пугачевой. Не я выбирал, а народ, присвоив Пугачевой право на ношение имени-отчества. Иметь в народном сознании отчество – честь особая.

Звезд полагается обожать, но обожание полностью вытесняет уважение. В отношениях между поклонником и кумиром есть место восторгу, страсти, самопожертвованию; чему нет места – так это признанию чужого человеческого достоинства. Достаточно вспомнить, как мало в этих отношениях ценится право на приватную жизнь…

Впрочем, чересчур драматизировать ситуацию не следует. Пусть притязания поклонников наивны, пусть даже неприличны – кто назовет их неправомерными, тот сильно ошибется. Они включены в стратегию шоу-бизнеса, манить и уходить от контакта со всей решительностью – долг звезды. Пугачева знает это лучше всех. Именно поэтому из ее свадьбы с Филиппом Киркоровым было устроено всенародное гала-представление. Защищая свои чувства, они выставили их напоказ. Ничего лучшего просто нельзя было придумать. Этого и хотелось: чтобы брачный клич «зайка моя!» звучал примерно как «гений чистой красоты».

Конечно, на аудиторию щедро изливалось кукольное чувство, но с этим надо смириться, поняв: все самое глубокое спрятано тут же. И даже не до конца спрятано: виден краешек.

Любовь к бурному веселью, раскованному чувству и в то же время истовая серьезность, то вуалируемая, то оголенная, ведь именно это и звучало всю жизнь в песнях Аллы Пугачевой. Это ее тема. Ее правда. И этим обеспечено ее дивное, бесспорное первенство (Общая газета. 14-20 августа, 1998).

Задание 3. В данном материале вам предложены газетные заголовки. Укажите предикативные основы и сделайте вывод об их двусоставности или односоставности. Если заголовок – односоставное предложение, то укажите его тип.

Текст 1

1. Леонид Кучма перестал устраивать украинскую элиту.

2. Здесь денег не дадут, но в благотворительных столовых Москвы и накормят, и книжку почитают.

3. Гиннесу пора передохнуть. Надо научиться правильно представлять миру наши достижения.

4. Кто следующий претендент в Шекспиры?

5. Заройте ваши денежки. Происшествие на поле чудес.

6. Прошу слова (рубрика Язык мой – друг мой).

7. Жан-Клод Карьер: было прекрасное боковое зрение.

8. «Кольцо А» - устный выпуск. На всю Москву – тысяча экземпляров.

9. Юрий Арабов: Как полюбить жизнь.

10. Пора вспомнить о рационализме. Главная проблема России - выживаемость нации как таковой.

11. НОВАЯ ОППОЗИЦИЯ, АУ! ГДЕ ТЫ?

12. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Страницы парижской хроники.

13. Дожить бы до «Я». Словарь длиною в жизнь.

14. Сделано на «Дарусе». В начале недели был подписан договор между ростовским «Дарусом» и компанией «ЗМ Россия».

15. Пушкину с нами было бы тоскливо.

16. Записки профессионала: Взгляни на мир из несгораемого шкафа.

17. Анатолий Эфрос: Жду вечера, когда мы с тобой дома.

18. «АБВГДейка», с работы вылетай-ка. Остающиеся программы пытаются выжить.

19. Мужу я была не по зубам. Кое-что о совсем новой русской.

20. Любви все возрасты покорны!

Текст 2

1. Ее же двор через сорок лет. Здесь родился один из пронзительнейших рассказов XX века.

2. Забудем о круизах. Зимуем в России!

3. Армию будут сокращать с умом.

4. Не хочешь учиться – заставят. Для прогульщиков в Баварии настали тяжелые времена.

5. В бой брошена армия.

6. Дети – тоже люди. Ю.В. Рождественский, академик РАО.

7. Хорош ли русский язык?

8. Слышно шума городского! К нему можно привыкнуть. Но вылечиться уже нельзя.

9. Игра в жизнь. Записки юного «штрейкбрехера».

10. О, спорт, ты…

11. «Не говори: я все забыл!» Неизвестная Берберова «Лимбус Пресс». 1999.

12. Прошлое в мешке не утаишь.

13. До Бастилии не подбросить? Народная топография помогает сэкономить время.

14. Наука готова служить, но не готова прислуживать.

15. А Кузькин все еще живой. Прошло 5 лет со дня смерти Бориса Можаева.

16. Сезам не хочет отворяться. Как сделать архивы доступными для исследователей?

17. Partner, который не подведет.

18. Язык как средство обогащения.

19. Бей китов, спасай Россию! Главный рыбак отечества обвиняет их в назойливости.

20. Да благословит вас Ярила! В Москве меняется все, даже нищие.

Текст 3

1. «Гоп-СТОП» в чужой тональности, или Русский шансон устами африканской диаспоры.

2. «Чавела!» в системе Би Лайн. Как «У яра» свадьбу справляли.

3. Вот придет Тед… Штрихи к портрету основателя CNN.

4. Так победим!

5. Сколько стоит Сорокина

6. Савва, прости и прощай.

7. Закопать свободу, чтобы крутить швейную машинку.

8. Озонаторная дыра. В нее затянуло талантливого изобретателя.

9. Когда нет злой училки. В школах страны впервые проходит единый государственный экзамен.

10. Булата много не бывает.

11. И Данаю можно отреставрировать. Гербарий – нет.

12. Михалковы – на стреме истории.

13. Свобода слова стоит дорого. Потеряв эту свободу, можно потерять все.

14. Не так страшен МАП, как он себя малюет. Антимонопольное ведомство присвоило себе карательные функции.

15. Что ни герой – авторитет. Егор Кончаловский снимает настоящее мужское кино.

16. Визажистов и топ-моделей у нас уже достаточно. Пришла пора позаботиться теперь о тех, кто все-таки будет обустраивать страну.

17. Как бы в воинственной любви признаться хочет. Этюд о Москве экспансивного провинциала.

18. Кто же прыгнул нам на плечи. Константин Лопушанский снял фильм про конец века.

19. Как отличить чуму т аллергии.

20. Где бы взять такую бомбу… Представители «новой контркультуры» выбирают насилие.

Текст 4.

1. Жаждущие перемен проголосовали за них.

2. Довлатова обидеть легко, а вот понять… Так, по словам первой жены, говорил о себе писатель.

3. Казнить нельзя, но уже почти можно. Эксперты Совета Европы дали самую резкую оценку проекта нашего нового Уголовно-процессуального кодекса.

4. Альпиниста накрыло лавиной.

5. Евреев берут за пятый пункт.

6. Подложи свинью ближнему. Около 60 тысяч человек умирают каждый год, не дождавшись донорских органов. Но выход есть.

7. Живи, курилка. Репортаж, окутанный дымом.

8. Подать ли руку вору. Человеку в детстве нужна прививка идеализма.

9. Город назвали в честь Анны Карениной.

10. Россия готова оказаться в окружении не только друзей и союзников.

11. Я был в зеленом. Сюжет для кино.

12. Литературу поставили на место.

13. Или дело дрянь, или дело в нас.

14. Цыплят по отчеству считают.

15. Виднеются в тумане «Огоньки». Новогоднее ТВ-меню.

16. Пока еще не все потеряно.

17. «Пишите мне по адресу: Грозный, пепелище».

18. Лучше фактурная журналистика, чем плохая публицистика.

19. Нет профессии вреднее.

20. Пойди туда – не знаю куда.

Задание 4. В аудитории идет экзамен. На двери – табличка, на которой написано предложение о необходимости соблюдать тишину. Составьте как можно больше вариантов синонимических предложений для такой таблички.

Задание 5. Выполните тесты.

Тест 1

1. По какому признаку односоставные предложения выделяются в русском языке в отдельный тип простых предложений?

1. По полноте/неполноте состава

2. По цели высказывания

3. По характеру выражения модальности

4. По характеру предикативной основы

5. По логико-семантическому признаку

2. Вопрос о синтаксической природе главного члена односоставных предложений в научной литературе решается противоречиво. В чем основное отличие главного члена односоставных предложений от подлежащего и сказуемого двусоставных предложений?

1. В позиции, занимаемой главным членом в предложении

2. В природе синтаксических отношений, выражаемых главным членом односоставных предложений и подлежащим и сказуемым двусоставных предложений.

3. В их форме и позиции в предложении

4. В их форме

5. В позиции и способе выражения синтаксических отношений: предикативности и модальности

3. Чем не может быть выражен главный член односоставного предложения?

1. Именем существительным в именительном падеже, субстантированным словосочетанием.

2. Именем существительным в родительном падеже.

3. Личной формой глагола во 2-ом, 3-ем лице ед./мн. Числа повелительного наклонения; 1-м, 2-м, 3-м лице ед./мн. Числа настоящего, будущего времени, формой среднего рода ед. числа и формой мн. Числа прошедшего времени изъявительного наклонения.

4. Личной формой глагола ед. числа мужского/женского рода прошедшего времени изъявительного наклонения.

5. Инфинитивом, наречием, категорией состояния.

4. Кому из отечественных языковедов принадлежит термин «односоставное предложение» и первая развернутая классификация односоставных предложений в русском языке?

1. В.В. Бабайцевой

2. Ф.И. Буслаеву

3. Е.М. Галкиной-Федорук

4. А.М. Пешковскому

5. А.А. Шахматову

5. На чем основана классификация односоставных предложений, представленная в программе по синтаксису современного русского языка в высшей школе?

1. На типовом значении главного члена односоставного предложения.

2. На коммуникативной нагрузке главного члена.

3. На типовом значении и коммуникативной нагрузке главного члена.

4. На семантико-грамматическом принципе.

5. На формальном критерии: способе выражения главного члена.

6. В каком ряду перечислены все типы односоставных предложений, которые представлены в учебнике Н.С. Валгиной?

1. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные

2. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, именительный темы

3. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, генитивные

4. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, нечленимые (слова-предложения)

5. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, номинативные, вокативные

7. Укажите классификацию типов односоставных предложений, общепринятую в школьных учебниках русского языка в нашей стране.

1. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные

2. Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные, назывные

3. Неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные

4. Определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные

5. Неопределенно-личные, безличные, назывные

8. Объясните, для каких целей необходимо учитывать следующие критерии: 1) морфологические особенности глагольных форм и условия их независимого употребления; 2) отношение действия к деятелю и к синтаксическому лицу; 3) выражение синтаксического времени. Выберите основной и полный ответ.

1. Для разграничения двусоставных предложений

2. Для выделения и разграничения типов глагольных односоставных предложений

3. Для отграничения именных односоставных предложений отглагольных

9. Какой из приведенных ниже ответов не связан со спорными вопросами теории односоставных предложений?

1. Вопрос о критерии классификации односоставных предложений.

2. Вопрос о принципах отграничения односоставных предложений от двусоставных.

3. Вопрос о принципах отграничения односоставных от нечленимых

4. Вопрос о синтаксических связях и отношениях между членами односоставного предложения

10. Установите тип приведенных ниже односоставных предложений.

Быть может, лучше не писать, себя напрасно не тревожить. Этой грусти теперь не рассыпать звонким далеких лет. Но надо жить без самозванства.

1. Двусоставное

2. Безличное

3. Определенно-личное

4. Инфинитивное

5. Обобщенно-личное и инфинитивное

6. Безличное и инфинитивное

Тест 2

1. По форме главного члена односоставные предложения делятся на именные и глагольные, которые различаются также значением. Среди примеров выделите тот, в котором выражен независимый признак.

1. На вокзале давке.

2. Ой полна, полна коробушка.

3. Подвергать сомнению сводку на фронте не полагалось.

4. Привычка свыше нам дана.

5. Пылью ему запорошило глаза.

2. Как назван главный член односоставного предложения в учебнике по «Синтаксису…» Н.В. Валгиной?

1. Главный член односоставного предложения.

2. Подлежащее и сказуемое.

3. Один главный член.

4. Один главный член в форме подлежащего в форме подлежащего и один главный член в форме сказуемого.

3. В приведенном ниже тексте выберите номера односоставных предложений (сложные предложения здесь разбиты на части).

1) Тиха прохладная ночь. 2) В голубом, густо синеющем провале неба ни облачка. 3) Лишь почти в зените пологий месяц. 4) Да из края в край над родной степью мерцающая россыпь по-весеннему мелких звезд… 5) Из-под ног тянет пресной сыростью свежеподнятой земли… 6) Только недавно прилетевший из-за теплого моря перепел выговаривает в прошлогодней некоси пока еще неуверенно и монотонно: 7) «Спать хочу! Спать хочу!» 8) Но нет, 9) Не спит степь!

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

2. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3. 2, 5, 7, 8

4. 1, 2, 3, 4, 5, 7

5. 2, 5, 7

4. Найдите предложение, которое соответствует структурной схеме Copf N1.

1. Краткость – сестра таланта.

2. Нет ничего радостней труда.

3. Без любви жить невозможно.

4. Свежий запах дикой липы.

5. Воля и труд человека дивное диво творят.

5. Из приведенных примеров выберите номера определенно-личных предложений, обратите внимание на их значение.

1) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем. 2) Учись встречать беду, не плача. 3) Возьмите компас, следопыты. 4) Что же, друг мой, перезимуем, перетерпим, перегорим… 5) Мы шапку над павшими снимем не раз. 6) Век живи, век учись. 7) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. 8) Не гляди же с тоской на дорогу.

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

2. 2, 3, 4, 5, 6, 7

3. 2, 4, 6, 7

4. 3, 5, 7

5. 3, 4, 6, 7

6. Подберите характеристику к определенно-личному предложению: Пойдем в кино?

1. Повествовательное, распространенное, полное

2. Повествовательное, распространенное, неполное

3. Побудительное, распространенное, полное

4. Вопросительное, распространенное, полное

5. Вопросительное, распространенное, неполное

7. Определенно-личные предложения выполняют определенные стилистические функции. Укажите, в каком стиле они чаще всего встречаются.

1. Разговорный

2. Научный

3. Публицистический

4. Официально-деловой

5. Художественно-беллетристический

8. Какие из перечисленных ниже форм могут быть главным членом в определенно-личном предложении?

1. Учу, учишь, учи, учите, учат

2. Учу, учишь, учим, учите, научим, научите, учи, учите

3. Учу, учишь, учит, учим, учите, научим, учи, учите

4. Учу, учишь, учил, учили, учим, научи, научите

5. Учу, учишь, учит, учил, учили, научим, научите, учи, учите

9. Чем может быть выражен главный член определенно-личных предложений?

1. Формами глагола 1-го и 2-го лица ед./мн. числа настоящего/будущего времени изъявительного наклонения

2. Формами 1, 2, 3-го лица ед./мн. числа настоящего/будущего времени изъявительного наклонения, 2-го лица ед./мн. числа повелительного наклонения

3. Формами 1, 2-го лица ед./мн. числа настоящего/будущего времени изъявительного наклонения, 2-го лица ед/мн. числа повелительного наклонения

4. Формами 1, 2-го лица ед./мн. числа настоящего/будущего времени изъявительного наклонения, 2-го лица ед/мн. числа повелительного наклонения

5. Формами 1, 2, 3-го лица ед./мн. числа настоящего/будущего времени; формами прошедшего времени изъявительного наклонения; 2-го лица ед/мн. числа повелительного наклонения; существительными и прилагательными в именительном падеже

10. Структурная характеристика определенно-личных предложений в синтаксической науке решается неоднозначно. В соответствии с учебником Н.С. Валгиной проанализируйте предложение: Спешите делать добрые дела

1. Односоставное, побудительное, распространенное, полное, конситуативно-необусловленное

2. Односоставное, повествовательное, распространенное, неполное, конситуативно-обусловленное

3. Односоставное, побудительное, распространенное, неполное, конситуативно-необусловленное

4. Двусоставное, побудительное, распространенное, неполное, конситуативно-обусловленное

5. Двусоставное, побудительное, распространенное, неполное, конситуативно-необусловленное

Тест 3

1. Укажите общие черты односоставных и двусоставных предложений.

2. В приведенном тексте выберите номера односоставных предложений.

1. Над старостью смеяться грех.

2. Люблю грозу в начале мая.

3. Молодым все кажется прекрасным.

3. Укажите неопределенно-личное предложение в приведенных ниже предложениях.

1. К нам звонят и звонили.

2. К нам кое-кто звонит.

3. К нам кто-нибудь звонил?

4. К нам все звонят.

4. Выберите формы глагола, которые могут быть главным членом неопределенного предложения.

1. 1, 2-е лицо настоящего/будущего времени изъявительного наклонения и 2-е лицо ед./ мн. числа повелительного наклонения

2. 3-е лицо ед. и мн. числа настоящего/будущего времени

3. Ед./мн. число прошедшего времени и сослагательного наклонения

4. 3-е лицо мн. числа настоящего/будущего времени, мн. число прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения

5. Найдите строку, где записаны формы слов, которые могут быть главным членом в неопределенном личном предложении

1. Пишу, писал бы

2. Пишешь, писал бы

3. Пишешь, писал бы, писали

4. Пишут, писали бы, писали

5. Пиши, пишете, пишем

6. Каково соотношение с лицом-деятелем в предложениях: Родину себе не выбирают. Отпахали, откосили, отмололи на селе.

1. Действие принадлежит одному лицу, но его конкретно обозначать не надобности.

2. Действие относится к неопределенному множеству лиц одним неопределенным лицом, так и с неопределенным множеством лиц.

3. Действие может быть соотнесено как с одним неопределенным лицом, так и с неопределенным множеством лиц.

4. Действующее лицо мыслится обобщенно.

5. Главный член предложения указывает на чужую речь, сведения слов других каких-то неопределенных лиц.

7. Укажите номер неопределенно-личного предложения, в котором действие относится к одному лицу.

1. В дверях звонят.

2. В этот раз меня разбудили рано.

3. Тебе говорят, или нет.

4. Бесподобно, говорят, Уланова танцует.

5. Болтливых людей слушают.

8. Почему лексически не обозначено действующее лицо в предложениях данного отрывка? Тащили шкаф в аудиторию… Пустырь вокруг института очистили от стружек, обломков кирпича, щепок. На расчищенной земле наметили линии будущих аллей.

1. Деятель неизвестен

2. Деятель не назван из-за нежелания его называть

3. Деятель не назван из-за желания сосредоточить внимание на действии

4. Деятель не назван, так как известен из контекста

5. Деятель не назван, так как известен из ситуации, обстановки

9. Чем отличаются неопределенно-личные предложения от определенно-личных?

1. Степенью распространенности предложения

2. Полнотой/неполнотой состава

3. Формой главного члена и интонацией

4. Формой главного члена и значением

5. Формой главного члена, значением и интонацией

10. Укажите, какими второстепенными членами могут распространяться неопределенно-личные предложения?

Тест 4

1. Что составляет организующий центр односоставного предложения?

1. Организующим центром односоставного предложения является один независимый член, с помощью которого выражается предикативность и модальность данного предложения.

2. Организующим центром односоставного предложения является один независимый член предложения, характеризующийся отсутствием логико-грамматической членимости, выступающий в функции подлежащего или сказуемого.

3. Организующим центром односоставного предложения является один независимый член предложения.

4. Организующим центром односоставного предложения является его структурная схема.

5. Организующим центром односоставного предложения является один независимый член, с помощью которого выражается модальность предложения.

2. По каким признакам обобщенно-личные предложения отличаются от определенно-личных и неопределенно-личных предложений?

1. Формой главного члена

2. Формой главного члена и его значения

3. Значением главного члена

4. Полнотой/неполнотой состава предложения

5. Модальностью

3. К какому типу предложений в вузовских грамматиках относятся предложения: 1) Дни поздней осени бранят обыкновенно. 2) Во время драки добра не говорят.

1. К определенно-личным

2. К неопределенно-личным

3. К обобщенно-личным

4. К двусоставным полным

5. К двусоставным неполным

4. Каковы средства выражения прошедшего времени в обобщенно личных предложениях?

1. Формы прошедшего времени

2. Формы настоящего времени

3. Формы будущего времени

4. Формы повелительного наклонения

5. Присоединительные частицы «бывают» к формам настоящего или будущего времени.

5. Какова классификация обобщенно-личных предложений по степени их обобщения?

6. Какова основная сфера употребления обобщенно-личных предложений?

1. Разговорная и художественная речь

2. Научный стиль и разговорная речь

3. Официально-деловой стиль

4. Публицистический и художественный стиль

5. Разговорный стиль и публицистический

7. Какими глагольными формами в современном русском языке чаще всего выражен главный член обобщенно-личных предложений?

1. 1-е лицо ед./мн. числа изъявительного наклонения

2. 2-е лицо ед./мн. числа изъявительного наклонения

3. 3-е лицо мн. числа изъявительного наклонения

4. Формой мн. числа прошедшего времени изъявительного наклонения

5. Формой 2-го лица ед./мн. числа изъявительного и повелительного наклонения

8. Обобщенно-личные предложения могут выражать различные значения: 1) независимый признак (действие), приписываемый любому деятелю (обобщенному лицу); 2) вывод, относящийся ко всем людям; 3) призыв, совет, наставление; 4) индивидуальные мысли, переживания, настроение, переданные в обобщенной форме. Найдите предложение, главный член которого имеет последнее из перечисленных выше значений.

1. Опасайтесь только мелких чувств, только меди золотого вета.

2. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред.

3. Умную голову почитают смолоду.

4. Люди, будьте бдительны на переходах.

5. В себя ли заглянешь: там прошлого нет и следа.

9. Установите тип приведенных предложений.

1) Не учась и лаптя не сплетешь. 2) Шила в лепешке не утаишь. 3) Век живи- век учись. 4) Чужим умом умен не будешь. 4) Принимаясь за большое дело, помни о мелочах. 5) Не люби, богатый, - бедную, // Не люби, румяный, - бледную, // Не люби, хороший, - вредную, // Золотой – полушку вредную.

1. Определенно-личные

2. Неопределенно-личные

3. Обобщенно-личные

4. Двусоставные, полные

5. Двусоставные полные и одно неполное

10. Найдите пример обобщенно-личного предложения, в котором главный член имеет аналитическую форму, включающую связку и именную часть.

1. За ученого двух неученых дают.

2. Кого журю, того люблю.

3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

4. Дай припасть к руке твоей, Россия.

5. Не будь тороплив, будь памятлив.

11. В приведенном ниже тексте выберите номера односоставных предложений.

1. Охотно мы дарим, что нам не надобно самим.

2. Когда ты молод, все кажется прекрасным.

3. Видел немые вопросы в глазах ребят.

4. Вы входите в лес…

5. Вас охватывает прохлада.

6. Вы медленно идете по опушке.

Тест 5

1. В чем состоит специфика безличных предложений?

1. В отсутствии подлежащего.

2. В односоставности, выражении действия и состояния, независимо от деятеля и носителя.

3. В отсутствии грамматического лица и односоставности.

4. В отсутствии подлежащего и грамматического лица.

5. В отсутствии подлежащего и грамматического лица.

2. Безличные предложения отличаются большим разнообразием значений. Каково значение данных безличных предложений: Чтобы в дверь не стучалось, // В окно – не кричалось, //Чтобы впредь – не стучалось, // чтобы ввек - не кончалось.

1. Различные процессы в природе и окружающей среде.

2. Непроизвольные, сами по себе возникающие процессы.

3. Физическое состояние живого существа.

4. Предрасположенность к каким-либо действиям или состояниям.

5. Действие непознаваемой силы или недостоверное восприятие действительности.

3. Среди приведенных предложений найдите такие, главный член которых выражен личным глаголом в безличном употреблении.

1) В науке нет широкой столбовой дороги. 2) Вкусно пахнет свежим хлебом. 3) И верится, и плачется. 4) И так легко, легко. 5) Спать пора.

6) Уже завечерело. 7) От нее веяло счастьем.

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

2. 2, 3, 5, 6, 7

3. 2, 7

4. 1, 2, 3, 7

5. 2, 3, 7

4. Сколько безличных предложений в данном отрывке.

1) Любовь есть счастье. 2) Внезапно стало теплеть. 3) Ничего не было слышно из-за шума. 4) Стали в темноте исчезать почки на деревьях. 5) В лесу никогда не бывает пусто. 6) Мне стало больно.

1. Два: 2, 6

2. Три: 2, 4, 6

3. Четыре: 2, 3, 5, 6

4. Пять: 2, 3, 4, 5, 6

5. Шесть: 1. 2, 3, 4, 5, 6

5. Подберите характеристику к подчеркнутому безличному предложению.

Страшно бывает в снежную зиму войти в молодой лес, да и невозможно - войти.

1. Односоставное, безличное, распространенное, полное.

2. Односоставное, безличное, нераспространенное, полное.

3. Односоставное, безличное, распространенное, неполное, повествовательное.

4. Односоставное, безличное, повествовательное, нераспространенное, неполное

5. Односоставное, безличное, побудительное, нераспространенное, неполное.

6. Установите, какая черта не присуща синтаксическим синонимам типа:

1) Пулеметная очередь скосила верхушки деревьев, 2) Пулеметной очередью скосило верхушки деревьев.

1. Особенности грамматического оформления.

2. Отличие в оттенках значения.

3. Отличие в стилистической окраске.

4. Наличие логического субъекта в обоих предложениях.

5. Активный деятель и стихийный процесс, осуществляемый посредством орудия.

7. Главный член предложения с отрицанием при глаголах бытия и родительным падежом существительного или отрицательного местоимения лингвисты выделяют неоднозначно: 1) Не было ни облачка, 2) Не было ни облачка. Кто из синтаксистов родительный падеж существительного в таких конструкциях считает компонентом главного члена безличного предложения?

1. В.В. Бабайцева.

2. Н.С. Валгина.

3. П.А. Лекант.

4. Другие (назвать)

8. В каких предложениях главный член безличного предложения устойчивым фразеологическим оборотом.

1) Его в тот вечер у калитки не было. 2) У Михалевича гроша за душой не было. 3) Всюду пахло каким-то приличным запахом. 4) Старик заметил, что барину не по себе. 5) Феничке сделалось дурно. 6) Горько было Андрею Петровичу. 7) Нельзя в тридцать лет жить для себя. 8) Тарантас тотчас свернуло с места. 9) Ей было по душе с русскими людьми. 10) Браво! Прекрасно сказано, прекрасно!

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

2. 2, 4, 6, 8, 10

3. 1, 3, 5, 7, 9

4. 2, 4, 9

5. 4, 5, 7

9. Укажите значение главного члена безличного предложения именного типа. Сопоставьте для этого безличное и двусоставное предложение: 1) Мне хорошо. Она хороша; 2) Закрыто. Окно закрыто.

1. Обозначает признак деятеля

2. Обозначает независимое от производителя состояние

3. Обозначает действие

4. Обозначает непроизвольный процесс

5. Обозначает предрасположение к действию или состоянию

10. Укажите, какая черта не присуща синтаксическим синонимам типа:

1) Пулеметная очередь скосила верхушки деревьев, 2) Пулеметной очередью скосило пленных.

1. Особенности грамматического оформления

2. Отличие в оттенках значения

3. Отличие в стилистической окраске

4. Наличие логического субъекта в обоих предложениях

5. Активный деятель и стихийный процесс, осуществляемый посредством орудия

Тест 6

1. Какова основная область употребления инфинитивных предложений?

1. Художественно-образная и разговорная речь

2. Официально-деловой стиль

3. Разговорная речь и научный стиль

4. Разговорная речь и публицистика

5. Художественная литература и публицистика

2. Назовите русского языковеда, который первым выделил инфинитивные предложения в отдельный тип предложений с одним главным членом и автора первой классификации инфинитивных предложений в современном русском литературном языке.

1. А.М. Пешковский

2. А.А. Потебня

3. А.А. Шахматов, Е.М. Галкина-Федорук

4. А.М. Пешковский., Е.М. Галкина-Федорук

5. А.А. Потебня, Е.М. Войнова

3. Определите тип приведенных односоставных предложений, при этом обратите внимание на морфологическое выражение их главного члена: 1) Быть может, лучше не писать, себя напрасно не тревожить.

2) Этой грусти теперь не рассыпать звонким смехом далеких лет. 3) Как важно оборвать стихотворенье.

1. Двусоставное

2. Безличное

3. Определенно-личное

4. Обобщенно-личное

5. Инфинитивное

4. Сопоставьте два предложения и определите тип второго предложения:

1) Друзей не счесть у нас, 2) Друзей нельзя забывать.

1. Двусоставное

2. Обобщенно-личное

3. Неопределенно-личное

4. Безличное

5. Инфинитивное

5. Выберите номер строки, где записаны главные члены предложения: Жить без пищи можно сутки, можно больше, но порой одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой.

1. Жить

2. Жить можно

3. Жить можно, можно, не прожить

4. Не прожить

5. Жить, не прожить

6. Подберите полную характеристику к предложению: Лишь бы не опоздать!

1. Инфинитивное, восклицательное

2. Инфинитивное, восклицательное, полное

3. Инфинитивное, восклицательное, нераспространенное, полное

4. Инфинитивное, восклицательное, распространенное, полное

5. Инфинитивное, восклицательное, нераспространенное, неполное

7. Инфинитивные предложения могут выражать различные модальные значения, которые в значительной мере дифференцирует наличие или отсутствие частицы БЫ. Выберите предложения со значением долженствования.

1. Мне не встречать закатов у ручья, не рвать весной ромашек на поляне.

2. Вечно жить нашей славное отчизне.

3. Загадать бы какое желанье, да не знаю, чего пожелать.

4. Зачем ума искать и ездить так далеко.

5. Устремленные к солнцу побеги, вам до синих небес вырастать.

8. Перечислите все основные значения инфинитивных предложений.

9. На основании приведенных примеров выясните, каким типам односоставных предложений синонимичны инфинитивные предложения.

1) Не сорить! Не сорите! Не надо сорить. 2) До пяти часов не уходите! До пяти часов не уходить! До пяти часов не уйдешь. 3) Здесь не курить! Здесь не следует курить. Здесь не курят. 4) Что с ним делать? Что с ним делают? Что с ним нужно делать?

1. Безличным

2. Безличным, неопределенно-личным

3. Безличным, обобщенно-личным

4. Безличным, обобщенно-личным, неопределенно-личным

5. Безличным, определенно-личным, обобщенно-личным, неопределенно-личным

10. Укажите, какой второстепенный член предложения наиболее часто распространяет инфинитивные предложения. Приведите пример.

№ 9. Из предложенного текста выберите все односоставные предложения.

1) Не всем казакам в атаманах быть. 2) И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами… 3) Загадать бы какое желанье, 4) да не знаю, 5) чего пожелать. 6) Поэт! Не бойся тавтологий, окольных троп не проторяй. 7) Я слегка себя этим уродую, но зато сливаюсь с природою.

8) Невнятно главные бормочем и множим тем грехи свои. 9) Поэту лучше быть невеждой, чем невежей. 10) Вот и есенинская цветь столетий юбилей справляет.

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

2. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

3. 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10

4. 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10

5. 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9

Тест 7

1. Подберите характеристики к данным синонимичным предложениям:

1) Наступает вечер, 2) Вечереет, 3) Вечер.

1. Двусоставное, повествовательное, нераспространенное, полное. Односоставное, безличное, повествовательное, нераспространенное, неполное. Односоставное, номинальное, повествовательное, нераспространенное, неполное

2. Двусоставное, повествовательное, нераспространенное, полное. Односоставное, безличное, повествовательное, нераспространенное, полное. Односоставное. Номинативное, повествовательное, нераспространенное, полное

2. Чем может быть выражен главный член номинативных предложений?

1. Именем существительным в именительном падеже (одиночное или с зависимым словом)

2. Количественно-именное сочетание

3. Имя прилагательное в именительном падеже, местоимение

4. Имя существительное в именительном падеже, (одиночное или с зависимым словом), количественно-именное сочетание, местоимение

5. Имя существительное в именительном падеже, местоимение, имя прилагательное в именительном падеже, количественно-именное сочетание

3. Дайте полный перечень отличительных признаков номинативного предложения.

1. Односоставность, бытийность

2. Односоставность, выражение главного члена именительным падежом существительного, местоимения или количественно-именным сочетанием

3. Односоставность, констатирующая интонация

4. Односоставность, бытийность, констатирующая интонация

5. Односоставная структура, выражение главного члена именительным падежом существительного, местоимения или количественно-именным сочетанием, бытийность, синтаксическое время (настоящее), констатирующая интонация

4. Какая интонация присуща номинативным предложениям.

1. Повествовательная, восклицательная

2. Повествовательно-констатирующая

3. Повествовательно-констатирующая и восклицательно-констатирующая

4. Повествовательно-констатирующая, восклицательно-констатирующая и вопросительно-констатирующая

5. Повествовательная, восклицательная, и вопросительная.

5. В соответствии с традиционной точкой зрения на структуру номинативного предложения, принятой в учебнике Н.С. Валгиной, укажите среди перечисленных номинативные предложения.

1. Пожар? – крикнул кто-то.

2. Вот он, пожар-то, - сказал Пика.

3. Не пожар ли? Вот забота!

4. Был пожар.

5. Пожар будет.

6. Какие из второстепенных членов предложения чаще всего встречаются в номинативных распространенных предложениях? Проанализируйте следующие примеры: 1) Седьмой час июльского вечера, 2) Сухие горячие глаза людей, 3) Стол с газетами, 4) Песок, раскаленный от зноя.

1. Определение согласованное и несогласованное

2. Обстоятельство

3. Дополнение и обстоятельство

4. Определение согласованное и несогласованное, обособленное определение

7. К какому типу предложений в традиционной грамматике относятся предложения такой структуры: В цирке тишина?

1. Номинативным полным

2. Номинативным неполным

3. Двусоставным полным

4. Двусоставным неполным

5. Двусоставным эллиптическим

8. Какие из приведенных предложений являются номинативными: 1) В доме тишина, 2) Тишь, 3) Безлюдье вокруг, 4) Ах, какая стоит тишина!, 5) Звонкая тишина.

1. 1, 2, 3, 4, 5

2. 2, 5

3. 1, 2, 3, 5

4. 1, 2, 5

5. 2, 3, 5

9. Определите значения номинативных предложений в тексте.

Зной. Тишина. Безмятежный день созревшего до соломенной спелости лета.

1. Собственно-бытийное

2. Предметно-бытийное

3. Указательное

4. Оценочно-бытийное

5. Желательно-бытийное

10. Какое основное средство выражения эмоционально-оценочного значения в оценочно-бытийных номинативных предложениях?

1. Лексическое значение главного члена и лексико-грамматическое значение его аффиксов (субъективной оценки)

2. Интонация и междометие

3. Эмфатическое ударение

4. Эмоционально-экспрессивные и другие частицы

5. Интонация и частицы

11. Кем из отечественных языковедов была разработана традиционная теория номинативных предложений?

1. А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев

2. А.М. Пешковский, А.А.Шахматов

3. В.В. Виноградов, Е.м. Галкина-Федорук

4. Н.Ю. Шведова, П.А. Лекант, В.В. Бабайцева

5. Б.П. Ардентов

12. Каковы основные дискуссионные вопросы теории номинативных предложений?

1. Отнесение номинативных предложений к отдельному самостоятельному типу предложений

2. Характер интонации в номинативных предложениях

3. Сущность номинативных предложений, их грамматические признаки и структурная схема

4. Отграничение номинативных предложений от подобных по форме, но функционально-различных конструкций

5. Сущность номинативных предложений, их грамматические признаки, структурная схема, отграничение от подобных по форме, но функционально отличающихся конструкций

Тест 8

1. В современной синтаксической науке нет общепринятой грамматической характеристики конструкции, называемой именительным представления или именительным темы. В чем основная причина разногласий?

1. В морфологической структуре конструкций

2. В интонационном оформлении

3. Сомнение в наличии у именительного представления предикативных категорий модальности, лица, времени и предикативной интонации

4. В местоположении, позиции, занимаемой именительным представления

5. В специфике передаваемого значения, коммуникативного назначения

2. Кем впервые было введено понятие «именительный представление»?

1. А.М. Пешковским

2. Б.П. Ардентовым

3. В.В. Виноградовым

4. Н.С. Валгиной

5. И.П. Распоповым

3. В каком ряду приведен именительный представления?

1. Люди – за топоры.

2. Гроза! Побежим домой!

3. Поле – вот наше место для игр.

4. Будущее!... Озаренный я гляжу туда.

5. О, снежные бури! О, бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен! Я с вами! Я с вами.

4. Установите тип данных предложений и обратите внимание на морфологическое выражение их главного члена: 1) Воды-то! 2) Слив тьма тьмущая! 3) Вот смеху-то! 4) Ох и шуму! 5) Ягод-то! 6) Уж и грибов!

7) Впечатлений! 8) Новых домов! 9) То-то расспросов!

1. Двусоставные.

2. Номинальные.

3. Генитивные.

4. Безличные.

5. Генитивные, безличные.

5. Каково значение генитивных предложений? Выберите полный ответ.

1. Называют предметы, явления.

2. В таких предложениях утверждается бытие предметов в настоящем времени.

3. Имеют количественное значение.

4. Обозначают наличие, бытие предметов в большом количестве или объеме.

6. Генитивные предложения в научной литературе рассматриваются по-разному. В «Грамматике-70» эти предложения описаны в одной из подгруппы безличных предложений. Н.В. Валгина, П.А. Лекант возражают против включения их в систему безличных предложений. В чем состоит основное отличие генитивных предложений от безличных? Сравните: Вот грибов-то! И вот грибов-то было!

1. У них отсутствует форма безличности, и они выражают не независимый признак, а бытие предмета с его количественной характеристикой.

2. Генитивные предложения имеют обязательную восклицательную интонацию, которая не типична для безличных предложений.

3. Генитивные и безличные предложения отличаются сферой употребления; генитивные характерны только для разговорной речи.

4. Генитивные предложения всегда эмоциональны и экспрессивны; выражают удивление, восхищение, восторг, страх.

5. В генитивных предложениях генитив находится в независимой позиции и имеет субъективное значение, в безличных предложениях генитив имеет зависимую позицию и объективное значение.

7. В теории простых предложений еще четко не определилось место так называемых слов-предложений, лишенных номинативной функции и наличия отдельных вычленяемых членов предложения. Например: Увы! Безусловно. Надо же! Ай-ай-ай! Ни тут-то было! Да. Нет. Как будто. Еще бы! Амба. Баста. Шабаш. Крышка! Порядок! Ладно. Хватит! Ничего. Так. Каково морфологическое выражение слов – предложений? Дайте полный ответ.

1. Имена существительные, глаголы, местоимения.

2. Словосочетания, фразеологические обороты.

3. Частицы, глаголы, местоимения, имена существительные.

4. Модальные слова, частицы, фразеологизмы.

1) Модальные слова, местоимения, междометия, фразеологизмы, частицы.

8. В грамматической литературе разноречиво оцениваются предложения типа: Ни звука. Ни гроша. Ни облачка. Ни лесинки, ни кустика. Одни исследователи рассматривают их как отрицательные безличные, другие – как отрицательные номинативные, третью – как особую разноречивость односоставных предложений с эллипсисом глаголов бытия. Каков главный член этих предложений, если они рассматриваются в качестве генитивных предложений?

1. Отсутствующая нулевая связка

2. НИ + родительный падеж имени существительного

3. Родительный падеж имени существительного

9. Слова – предложения в речи выполняют разные функции и в связи с этим делятся на группы: 1) утвердительные, отрицательные, вопросительные; 2) междометные эмоционально-оценочные; 3) междометные побудительные предложения. Укажите строку с эмоционально-оценочными словами-предложениями.

1. Да, верно, можно, ага, еще бы, как же, хорошо, точно, правда, безусловно

2. Неправда, ничего, вовсе нет, ни-ни, ничего подобного

3. Неправда! Марш! Вон! Стоп! Цыц! Тес! Ау!

4. Батюшки! Матушки! Тьфу! Вот тебе и раз!

5. А? Да? Неужели? Ну? Хорошо?

10. Среди приведенных ниже предложений найдите односоставные.

1) Саду цвесть! 2) В твоих глазах и грусть и нежность. 3) Шила в мешке не утаишь. 4) О первый ландыш! Из-под снега. Ты просишь солнечных лучей. 5) Красной розы лепестки я не оскорблю оттенками. 6) Здравствуй, лес. 7) Хватать воздух открытым ртом. 8) на дворе стемнело. 9) Стали в темноте исчезать почки. 10) Люблю тебя, жизнь. 11) Краткость – сестра таланта.

1. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

2. 2, 4, 5, 7, 9, 10, 11

3. 3, 4, 5, 6, 8, 10, 11

4. 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10

5. 1, 3, 6, 7, 8, 10

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.495 сек.