Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телевидение в системе средств массовой информации: структура и функциональные характеристики, основные тенденции развития




Еще

 

Большинство российских журналистов вышли из советской журналистики, поэтому очень сильна у нас привычка к самоцензуре и опаске. Даже если что-то напрямую не запрещено, то увольнение Рафа Шакирова после выпуска субботнего номера "Известий" или реакция федеральных телеканалов на события, заставляют делать соответствующие выводы. Совершенно очевидно, что за кадром происходили консультации с властью.

Журналистика должна быть дистанцирована от власти. Эта дистанция была достаточно большой в начале 90-х и, казалось, что журналистика окончательно становится независимой. Сейчас дистанция между журналистикой и властью неизбежно сокращается, журналистика начинает выполнять одну из традиционных ленинских функций – пропагандиста. Пока еще не организатора, но пропагандиста действий власти. Я считаю, что это - гибельный путь и для журналистики, и для демократии. В частности, при освещении СМИ последних трагических событий, ощущался недостаток оперативности и независимости журналистов от рекомендаций и диктата, императива власти. В таких условиях журналисты не могут дать объективную картину происходящего. Между тем, именно благодаря СМИ удалось сплотить весь народ. Но если людей будут обманывать, унижая тем самым общество, то такое общество не может быть полноценным.

Говоря об уровне профессионализма в журналистике вообще, я бы поставил на первое место проблему ответственности журналиста. Он должен отвечать за то, что показывает, о чем пишет, если не головой, то по крайней мере совестью, профессиональной честью. Ведь именно на нем лежит функция сохранения демократии в обществе, как ни на ком другом. Журналист должен быть более ответственным, особенно телевизионный журналист.

При освещении экстремальных ситуаций каждый должен сознавать, что иногда одно неосторожное слово или непрофессионально построенный кадр могут стоить кому-то жизни. Однако определение меры ответственности за неправильные действия нужно возложить на журналистское сообщество, чтобы оно само оценивало и карало провинившихся, но не власть. Если власть будет вмешиваться в работу журналистов, это приведёт к потере квалификации и профессионализма в журналистике, и, в конечном итоге, к деградации профессии.

Что касается профессиональной этики, то, видимо, нужно развивать на базе Союза журналистов специальные институты вроде того, что возглавляет Михаил Федотов - Большое жюри Союза журналистов. Работа в этом направлении должна быть активной и, безусловно, более гласной. Причём, гласной не только в рамках Союза журналистов и журналистского сообщества вообще, но гласной и для потребителя журналистики.

 

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации. Во-первых, эта специфика проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. С появлением спутникового телевидения последнее ограничение отпало, еще более усилив позиции ТВ. Во-вторых, экранность обеспечивает непосредственно-чувственное восприятие телевизионных образов, а значит и их доступность для самой широкой аудитории. В отличие, например, от радио, телевизионная информация доносится до зрителя в двух плоскостях: вербальной и невербальной. Характер телевизионной коммуникации усиливается персонификацией информации, телевидение в большом числе случаев подразумевает личностные контакты автора или ведущего и участников передачи с аудиторией. В третьих, телевидение способно сообщить в звукозрительной форме о действии в момент его свершения. Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность) является едва ли не самым уникальным свойством телевидения.

Назначение всех средств массовой информации – удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т.д. Интегративная функция. Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Соц.-пед. или управленческая функция предполагает пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Организаторская функция ТВ возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть, скажем, многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Под образовательной функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Журналисты могут принимать участие в создании развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов, ведущих.

За короткий срок отечественное телевидение проделало гигантский путь преобразований: вырвалось из-под диктата большевистской доктрины, одновременно покончив с таким явлением, как гос.полит. цензура; перестало быть партийно-государственной монополией, опробовав почти все формы собственности (акционерную, частную и проч.); произошло разделение телекомпаний на программо-производителей (продюсерские фирмы) и вещателей (появились даже посредники между первыми и вторыми – дистрибьюторы); в результате возник рынок программ – конкуренция в этой области должна способствовать насыщению рынка зрительских интересов. Если все классификационное «разнообразие» советского телевидения сводилось к делению на центральное и местное вещание, то к середине 90-х годов российское ТВ потребовало значительно более сложной классификации: 1. По способу трансляции: – эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя); – спутниковое (НТВ плюс); – кабельное (ТВ ВАЗа). 2. По типу деятельности: – вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру); – программопроизводящие (продюсерские фирмы); – дистрибьюторы. 3. По охвату аудитории: – общероссийские; – региональные («СКАТ»); – местные (ЛАДА ТВ). 4. По форме собственности: – государственные; – негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности: частные, акционерные общества открытого и закрытого типа, общества с ограниченной ответственностью, товарищества с ограниченной ответственностью. – смешанные компании с участием зарубежных инвесторов.

Таким образом, мировидение становится реальностью, и российская телеаудитория приобщается к общемировому информационному телеобмену. А это, в свою очередь, влечет за собой дифференциацию, профилирование российских телевизионных каналов: – по тематическому признаку (зарубежные фильмы, круглосуточная спортивная и музыкальная программы); – по аудиторному (адресному) признаку (для детей, молодежи, женщин, пенсионеров); – по учредителю – это может быть «мэрский» или «президентский» канал, канал творческих союзов; – по национальному признаку – республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований; – по территориальному признаку – общегосударственная и местная программы, межгосударственная (телерадиокомпания «Мир»); – наконец, по источнику финансирования: государственный (бюджетный) телеканал; платный – функционирующий за счет абонентной платы телезрителей, либо подписной по аналогии с печатной периодикой; общественный – существующий за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц; коммерческий – самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы; арендный – политическая партия, общественная организация, частное лицо или продюсерская телефирма арендует время у вещательной организации.

Процесс проникновения через государственные и культурные границы, глобальная унификация телевещания неизбежно будет происходить и дальше, какие бы барьеры – политические, юридические, технические – ни возникали на его пути. Однако не следует этого бояться, ибо именно такой процесс стимулировал развитие регионального вещания по всей Европе, в том числе и создание чисто национальных программ. Сложность юридической регламентации связана с рядом причин. Главная из них в противоречивости сочетания принципов свободы информации и невмешательства во внутренние дела государств. Возникает проблема юридической квалификации так называемого «перелива вещания», т. е. непреднамеренного распространения спутникового сигнала за пределами того государства, на территории которого разрешено вещание. Противоречивый вопрос политического аспекта – определение сути понятия «пропаганда», которое так и не получило приемлемой международной квалификации (трудно однозначно ответить на вопрос, что такое «вредная пропаганда», «противоправная пропаганда», тем более что возможны различные трактовки этих понятий в зависимости от идеологических установок государства). В экономическом плане наиболее сложен вопрос о «рекламной пропаганде», хотя бы уже потому, что реклама может создавать потребность в товарах, которыми это государство не располагает. Естественно, что перед лицом глобальных преобразований информационного рынка с новой силой возникает проблема правового регулирования. Единого мнения по этому вопросу в Европе нет. Одни считают, что конвергенция будет стирать существенные различия между отдельными видами услуг, и все сети в будущем будут предоставлять каждой технологической платформе любые услуги. Значит, рынок приобретет глобальный характер по образцу Интернет и его будет очень сложно регулировать. Другие, напротив, утверждают, что независимо от технологии политика в области СМИ должна быть активно направлена на поддержание социальных, культурных и этических ценностей. Именно этот подход диктует существование двух отдельных пакетов законодательных актов – один в отношении экономических аспектов, другой – в отношении содержания услуг. Можно и дальше перечислять причины сложности правовой регламентации «новейших» информационных технологий. Но даже беглый обзор со всей очевидностью показывает, сколь противоречивы эти проблемы, как непросто практическому международному праву успевать за техническим прогрессом в области распространения информационных услуг и предусмотреть его возможные последствия.

 

 

Тенденции

Основные тенденции ТВ индустрии: новые платформы, новые аудитории, новые бизнес-модели

 

Несколько недель назад в Монте-Карло ведущие телевизионные компании пришли к соглашению о некоторых основных тенденциях, которые меняют облик индустрии

Телекомпании понимают, что их рекламный бизнес восстанавливается быстрее, чем ожидалось.

Мобильные и социальные медиа и их объединение являются основными темами – игроки признают, что социальные медиа приобрели важнейшее значение (для большинства из них даже важнее, чем Google) в качестве источника создания трафика для их сайтов.

Медиа-компании также учитывают тот факт, что многие пользователи больше привязаны к своим устройствам, нежели к их контенту (для них важнее иметь iPhone от компании Apple, чем доступ к контенту ESPN)

Связанная с этим озабоченность – использование мобильного контента в виде приложений (а не веб-страниц), и многие игроки пока еще не сформировали четкую стратегию в части приложений. Их усилия до сих пор направлены на веб-присутствие.

Универсальные телекомпании/сети (в отличие от специализированных) таким образом признают, что им необходимо уделять большее внимание формированию брендов, в частности, при мультиплатформенном подходе, и им необходимо сохранять связь с более молодой аудиторией: модели HBO, MTV, ESPN, скорее чем NBC или BBC1

Сейчас в фокусе находятся инновационные форматы программ и новые виды контента, поскольку именно они представляют собой ключевые компетенции для игроков, которые разрабатывают новые форматы на ТВ и связывают их с новыми позициями в развлечениях и социальных медиа.

Бизнес-модели ориентированы на разные варианты рекламы: реклама + платные сервисы (подписка, плата за использование); реклама плюс сделки (электронная коммерция, партнерский маркетинг, ведущее поколение).

Они также чувствуют, что ТВ определяет большую часть межплатформенных возможностей, и оно имеет преимущество относительно других медиа при формировании роста в цифровом секторе.

 

Тенденции развития телевидения: борьба за зрителя

 

Сегодня телевидение находится на определенном распутье. С одной стороны, создается впечатление, что эта отрасль переживает настоящий бум, рост количества новых каналов и телепередач происходит чуть ли не по законам геометрической прогрессии. Если взять нашу страну, то ещё 20 лет назад мало у кого было больше двух-трех телеканалов, а сегодня в обычном недорогом кабельном пакете их в 20-30 раз больше. Стали дешевыми и массово доступными и телевизионные приемники. Если раньше, чтобы заработать сумму, достаточную для покупки отечественного цветного телевизора, нужно было работать несколько месяцев, то сегодня недорогие аппараты китайского производства можно приобрести на месячную пенсию или стипендию. Разумеется, все это не могло не привести к быстрому росту совершенно новых телепередач. Ныне тв программа предлагает нам огромное количество разнообразных «реалити» и ток-шоу, из которых большинство, впрочем, несет на себе явный след «мазка кисти» создателя сценария. Не обходят зрителя вниманием и многочисленные политические, новостные, спортивные и музыкальные программы и целые каналы этих направлений. Если раньше у любителей «кинопутешествий» была всего одна передача в неделю, то сегодня есть несколько ежедневных и еженощных телеканалов компаний «дискавери» и «национальная география».

Чтобы заполнить внезапно появившееся, будто из лампы Алладина, и продолжающее разрастаться эфирное время, киностудии и телекомпании поставили на настоящий конвейер производство сериалов. Разумеется, это не может не сказываться на качестве продукта, но – кого волнуют подобные мелочи во времена всеобщего потребления? В общем, на первый взгляд, в телевизионной индустрии сейчас все очень хорошо. Растет количество каналов, зрители покупают новые телевизоры, подключают кабельные программы и устанавливают спутниковые антенны. В самом захолустном областном центре програма телепередач помимо нескольких десятков центральных, «соседских» и иностранных каналов предложит и пяток своих. И, тем не менее, уже сегодня можно наблюдать тенденцию, которая может привести нынешнее телевидение если не к преждевременной кончине, то к серьезному упадку – как минимум.

Проблема подкралась оттуда, откуда её, похоже, никто особо и не ждал. Среди современной молодежи становится популярным не только не читать книжки (что начало проявляться ещё лет 15-20 назад), но и, как ни странно – не смотреть телевизор. Если лет пять-семь назад фраза «я не смотрю ящик» выглядела некоторым вызовом или эпатажем, то сегодня это становится популярным трендом. Стоит ли объяснять, что в молодежной среде популярные модные тенденции «работают» намного действенней, чем в любой другой? А ведь все эти молодые люди через несколько лет должны стать главами семейств и основными потребителями любых товаров и услуг, в том числе и телеканалов. Оказывается, молодежь ныне массово переключается на интернет. Обычная «статическая» телепрограма их уже не устраивает. Музыкальные каналы проигрывают сетевым файлообменникам, любой новый фильм или телесериал тоже можно скачать в сети, футбольный матч можно посмотреть на мониторе компьютера в режиме онлайн. Поэтому телевизионщикам, чтобы не потерять свою аудиторию, нужно срочно что-то делать. Возможно, вводить интерактивное телевидение, а возможно – срочно «переселяться» в сеть интернет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.