Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные функции журналистики




 

 

Понятия «система», система СМИ. Общее и специфическое. Типы систем СМИ. Принципы совместного функционирования.

 

Массовая информация – это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

 

Средство массовой информации – это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа или иная форма периодического распространения массовой информации;

 

Система (от греч. sysntema – целое, составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

 

Система СМИ – совокупность и совместное функционирование всех видов СМИ. Будь то газета, радио или ТВ. Каждый из этих элементов влияет на другой.

 

Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса. Среди функций СМИ выделяют следующие:

 

• информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях);

• комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);

• познавательно-просветительную (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);

• функцию воздействия (СМИ не случайно называют четвертой властью; их влияние на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально – политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства);

• гедонистическую (речь здесь идет не просто о развлекательной информации, но и о том, что любая информация воспринимается с большим положительным эффектом, когда сам способ ее передачи вызывает чувство удовольствия, отвечает этическим и эстетическим потребностям адресата).

 

Разнообразие изданий и программ, составляющих систему средств массовой информации, явилось результатом возникновения и преобразования разных типов газет, еженедельников, журналов, каналов радио и телевидения в совокупности составляющих их программ. Основой дифференциации послужило стремление разнообразить проблемно-тематическую направленность, обратится к разным слоям аудитории, сосредоточиться на освещении жизни различных регионов сфер деятельности, областях интересов, представить аудитории позиции разных общественных сил. Эти дифференцирующие факторы действуют постоянно и определяют процессы видоизменения системы СМИ в зависимости от характера содержания каждого из факторов.

 

Таким образом, в процессе дифференциации, при формировании всего разнообразия изданий и программ, складывается большая совокупность СМИ. Аудитории предстоит выбрать некоторые из них в соответствии с запросами и интересами и независимо от того, сознают эти журналисты или нет, между СМИ возникают отношения как между всеми сразу, так и между теми, к которым обращаются тот или иной слой аудитории.

 

Радио и телевидение превосходят другие средства массовой информации по своей оперативности, возможности информировать людей непосредственно с места события. Газета, а тем более журнал или книга уступают им в оперативности, однако они более обстоятельны, располагают более широкими возможностями для анализа, обобщения, комментирования. Содержащуюся в них информацию можно сохранить, при необходимости возвратиться к ней, сравнить с вновь поступившей. Радиосообщения требуют значительно меньшего напряжения и усилия для понимания и восприятия, нежели сообщения печатные. Важна и скорость, с которой при помощи радио распространяются сообщения. Богатым арсеналом средств формирования эмоционального отношения слушателей к обсуждаемым проблемам обладают на радио устное слово, музыка, шумы и другие технические приемы радиовещания.

 

Поток информации от источника к получателю с учетом специфики каждого канала может быть представлен следующим образом: «Изложение по радио репортажа о данном событии в его развертывании – каждый час новые детали, более многогранная и обобщающая картина этого события с показом видимых и поэтому особенно убедительных деталей – в тот же вечер по телевидению и в иллюстрированной вечерней газете, и, наконец, полная картина того же события с оценкой и обстоятельным комментарием, завершающем формирование социальной установки по отношению к нему, – на следующее утро в газете. А через две недели – на этот раз в кинохронике – напоминание о событии и закрепление сформированной ранее социальной установки. Через месяц – в журнале статья, анализирующая это событие во всех его взаимосвязях».

 

С.Н.Корконосенко функциями журналистики называет совокупность ее социальных ролей. Сущность ролевой характеристики заключается в выявлении ряда социальных обязанностей, которые пресса выполняет в соответствии с общественными запросами и ожиданиями. Эти обязанности она выполняет в различных системах: экономике, политике, социальной жизни и духовной жизни. И в каждой из этих систем журналистика функционирует по законам этой системы. Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе (определение Е.П.Прохорова). Московская школа журналистики выделяет следующие функции: - Коммуникативная (устанавливает контакт между журналистом и аудиторией, после чего возможна реализация любых других функций), - Идеологическая, и - Культурно-образовательная (ответственны за формирование мировоззрения аудитории СМИ на научном уровне миропонимания), - рекламно-справочная (формируют миросозерцание, то есть картину мира на чувственном уровне - журналистика помогает человеку организовать свой быт), – рекреативная (эмоциональную сферу человека); - организаторская (подводит итог журналистской деятельности, представляя собой достигнутые ею результаты).

Коммуникативная функция. Рассматривая образ жизни высших биологических существ – животных и человека, нужно отметить, что в нем выделяется две стороны: контакты с природой (деятельность) и контакты с живыми существами (обмен информацией, или коммуникация). Общение с использованием речи называется вербальным, а без использования – невербальным. Первое основывается на втором. Согласно классификации Немова, у общения три аспекта. Содержание – это информация, которая передается при общении от одного живого существа к другому (обмен знаниями, состояниями, целями, интересами и т.д.). Цель общения – то, ради чего у человека возникает данный вид активности (потребности: гносеологические, практические, оккизитивные, пугнические, гедонические, глорические, романтические, эстетические и т. д.). Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Все эти виды общения, которые в зависимости от содержания выделяют психологи, присутствуют в массовой коммуникации, которой занимается журналистика. Массовая коммуникация играет весьма важную роль в формировании психологически высокоразвитого человека. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. В философии коммуникация выступает как самоидентификации, то есть отнесением себя к тому или иному социальному слою, группе единомышленников. Итак, для журналистов коммуникация предстает как интегрированная форма всех выше представленных пониманий. Это универсальная формула построения коммуникации (сформул. Лассвел, 1948г.): адресант – канал связи – адресат, над КС сообщение, под – результат. По сути дела это схема и современной массовой коммуникации, при условии наличия в ней обратной связи: от Адресата к Адресанту. Адресантом выступает редакция, а Адресатом – аудитория. К каждому из этих 5 составляющих предъявляются определенные требования, выполнение которых обеспечивает успех коммуникации. Эти требования подробно анализирует специальная наука, которая называется коммуникативистика. С ее основами журналист должен быть знаком.

Идеологическая функция. Идеология – логически обоснованная идея: объясненная, аргументированная, представленная в соответствующих образах. Идеология – (по словарю Ожегова) система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию. А в философском словаре под идеологией понимается система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Журналистика как идеологический инструмент стремится укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания (внутренняя модель внешнего мира) и самосознания (осознание своего места в этом мире). Прохоров предлагает схему массового сознания. Три кружочка: большой (общественное мнение), в нем поменьше (историческое сознание), во втором еще поменьше (делится на 2 равные части: мировоззрение и миросозерцание). Мировоззрение – это и картина мира в массовом сознании. Миросозерцание - художественное мировоззрение мира, духовное его постижение. Можно с помощью городской газеты, которая постоянно дает на первой полосе огромные фотографии со сценами убийств и насилий, создать впечатление у горожан, что они живут в мире беспросветного насилия. Достаточной устойчивостью обладает и историческое сознание масс, которое формируется также с помощью журналистики в числе другим средств и методов. Для журналистики характерно ее наибольшее желание связать прошлое не только с настоящим, но и определить возможные тенденции развития событий и процессов. Общественное мнение – это реакция массового сознания на современную жизнь в ее конкретных проявлениях. Реакция, которая во многом зависит от мировоззрения, миросозерцания и исторического сознания масс. Поэтому каждая малая информационная форма – это не просто штрих действительности, но кирпич в основание фундаментальных представлений. Общественное мнение - это отраженная в общественном сознании система конкретных ситуаций и представлений о том, что, для чего и как должно быть изменено в действительности. Сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности.

Культурно-просветительская функция журналистики. Культура – в отличие от идеологии – реальное воплощение, тот или иной способ существования, определяющий оптимальный уровень бытия на данной территории в данное время. Нет смысла спорить, что первично, важно то, что эти понятия являются составляющими друг друга. Нередко понятие культурно-просветительской журналистики пытаются свести к освещению деятельности в сфере литературы и искусства. Искусство, да и литература – это по сути дела символическое отражение культурного уровня. Недаром мы говорим о типизации образов. Искусство и литература по сути дела уже выполнили стоящие перед журналистом задачи сравнения сущего. И журналисту лишь остается раскрыть секрет созданных образов, как бы расшифровать для читателя их внутреннюю суть. Для журналиста означает приучить читателя вести самостоятельный сравнительный анализ действительности и своего поведения в ней, то есть научить его рефлектировать. Нынешняя эпоха характеризуется падением спроса на сознание. Массы поглощают информацию, не переваривая ее. Познавательная активность умирает. Информация как копия реальности заменяет саму реальность или предваряет ее. Поэтому сообщение о реальности теряет смысл, что ведет к атрофии сознания. Выполняя культурно-просветительскую функцию, пресса выступает как педагог, от которого требуется самоотверженность культурного созидателя.

Методологические функции журналистики. Рекламно-справочная, рекреативная, организационная функции. Конструирующая роль журналистики заключается в неком сочетании разных уровней информационного обобщения. Сначала журналист собирает разрозненные эмпирические факты. Затем он обобщает их на уровне житейских, эмпирических понятий и закономерностей. Потом сопоставляет полученные выводы с известными теоретическими обобщениями. И смотрит на полученный результат с точки зрения максимального теоретического, философского обобщения. Журналистское исследование выполняет и интегрирующую роль, то есть объединяет в целое какие-либо части. Мы не можем оставить без внимания самые незначительные изменения. Конструирующая, координирующая, интегрирующая и логико-гносеологические – это методологические функции аналитической журналистики. Которая базируется на массе информационного, рекламно-справочного материала. Справочная информация по любому тематическому запросу сегодня присутствует в прессе. К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Сегодня ей отдаются значительные, если не все, площади информационного пространства, потому что реклама является для многих изданий главным, если не единственным источником финансирования. Связывая стандарты потребления с тем или иным образом жизни, реклама выполняет и идеологическую функцию. Кроме выше перечисленных, журналистика несет на себе и рекреативную функцию – гедоническую, развлекательную, функцию релаксации. Принято считать, что эту функцию выполняют произведения развлекательного характера. Для того, чтобы материалы рекреативного характера выполнили свою роль, они должны быть выполнены на высоком качественном уровне и нести положительный заряд эмоций.

Организаторская функция журналистики. Взаимосвязь функций. Журналистика занимается формированием массового сознания. Это она может делать двумя способами: Оказывать влияние на сознание, через создание общественного мнения в первую очередь. Оказывать непосредственное воздействие на поведение социальных институтов. Сегодняшними особенностями работы аудитории с информацией является явные признаки атрофирования сознания. Информация, которую получает человек сегодня безгранична по объему и весьма противоречива по содержанию. Зачастую не представляется возможным отличить истину от только гипотезы или откровенной лжи. Весьма распространенные технологии манипулирования общественным сознанием отбивают у человека всяческое желание вообще делать попытки какого-либо анализа. Это и есть главная причина атрофирования сознания и формирования цинизма как формы защиты от массированного оболванивания. Журналистика ставит своей задачей как можно более адекватное отражение мира, выявление истины, чтобы аудитория имела возможность принимать решения, позволяющие ей достичь оптимальных результатов при минимальных затратах в реализации своих потребностей. А различные коммуникативные технологии озабочены тем, чтобы аудитория совершала действия, направленные на реализацию не своих потребностей, а потребностей источника информации. Потребности ИИ и аудитории не обязательно совпадают. Текст может быть монофункциональным (представлено одна функция). С доминирующей функцией (превалирует одна, но есть и другие). Полифункциональным (несколько или даже все функции). Чем больше, тем лучше, может быть вся совокупность не в тексте, а в конкретном номере газеты. Чем большее число потребностей затронуто у аудитории, тем более вероятна реализация разнообразных функций журналистики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.