Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности интернет-журналистики




Еще

Публицистический стиль.

Специфика публицистического стиля.

Связан с функцией воздействия. Определяет специфику, направленность. Проблема манипуляции общественным сознанием. Система доказательств, аргументов. Сближение с художественным стилем.

Совмещение экспрессии и стандарта. Первоначально газета «Ведомости». Публицистический стиль современности не представляет единства. У него есть много подстилей или жанров. Подстили отличаются отбором языковых средств. Информационные жанры (заметка, небольшое сообщение). Интервью – опрос – диалог – мнение. Выразительность, документальность – репортаж. Аналитические (корреспонденция, обозрение, статья). Художественно-публицистические (зарисовка, очерк, памфлет, фельетон). Принцип подачи, картинка, речь – комплекс выразительных средств воздействия. Определяет специфику телевидения. Интонация.

Разные публицистические жанры. Нет специфической окраски в публицистическом стиле.

Есть ли окраски, характерные для этого стиля? Есть такие слова и обороты, которые преимущественно употребляются в этом стиле: судьбоносный, консолидация, показуха, боевики, экстремизм.

Семантические сдвиги: диалы, потепление, ось.

Диалы – переговоры на государственном уровне. Потепление – разрядка международных отношений. Ось – политический союз. Группа географической лексики: стороны света, географические названия.

Атлантический, Западный – отношение к военному блоку стран запада. Синонимические отношения между ними. Северо-Атлантический пакт НАТО.

Иноязычная микротопонимика: Сити, даунинг-стрит.

Штрасы, наполеоны, гитлеры.

Акция – действие в сфере международных государственных отношений.

Агрессия – нападение.

Аккредитованный.

Специфика проявляется на уровне лексики. Суффикс соединяется с необычной производящей основой. Дебилизация, общественно-политический, либерально-демократический. Телеблюдо, супербоевик.

 

 

Безупречное владение языком, его нормами и выразительными средствами - обязательное профессиональное требование к журналисту.

В “Кодексе профессиональной этики российского журналиста ограничивается декларацией обязательств журналиста избегать употребления оскорбительных выражений и нанесения ущерба неполнотой и неточностью информации; уважать “честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания”

Телерадиовещатели России провозгласили в своей Хартии “стремление к чистоте, правильности и образности русского языка в телерадиоэфире, отказ от употребления ненормативной лексики, сленговых и жаргонных выражений”.

Существует три этапа массово-информационного процесса: 1. отображением действительности; 2. созданием текста произведения; 3. освоением текста аудиторией.

И «текстовую» деятельность журналиста как «знаковую» можно описать с трех сторон: семантической, синтаксической и прагматической. Семантика текста – это характеристика его отношений с действительностью; синтактика – характеристика внутренней структуры текста прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).

Непременной чертой текстов должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность их – правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Благодаря следованию этим правилам реализуется важная задача массово-информационной деятельности – достижения информированности аудитории.

Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности: небанальность, декодируемость, релевантность (ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений).

Семантика, которой должен обладать поток информации: дескриптивная информация, прескриптивная информация, как представление о «желаемом будущем», разделяемом журналистом, валюативная информация и нормативная (лат. norma) инф-я, дающая ответ на вопрос «что делать?» в связи с определенно оцененными фактами жизни.

Третий аспект рассмотрения информации – синтаксический, при котором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Все журналистские тексты определяются в соответствии с задачами, решаемыми журналистом, их набором, интенсивностью представления элементов, порядком расположения в тексте. Набор элементов может быть как полным – (все виды информации) так и предельно редуцированным – (только один), причем промежуточных вариантов состава существует весьма и весьма много. Интенсивность представления элементов может быть различной: от сбалансированной типа (все виды информации) до акцентированной типа (много одного вида информации и мало остальных)

Многое зависит от реальных потребностей данной аудитории в информации, способностей «потребителя» для активного восприятия информации и ее творческой переработки.

Раскрытие сущности журналистской деятельности как массово-информационной, введение понятий «информационная насыщенность», «информативность», «информированность», описание условий и факторов, определяющих высокую эффективность воздействия журналиста на читателя, дают в руки работникам журналистики знание, позволяющее работать активно, целенаправленно и результативно. Но это же знание, злонамеренно или по незнанию использованное неверно, приводит к дезинформации.

функциональный стиль современного русского литературного языка - это такая его подсистема, которая условиями и целями общения в какой-то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств.

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

 

Существует 5 функциональных стилей:

· научный — значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика)

· официально-деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (пленум, сессия, решение, постановление, резолюция)

· разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность

· художественный — используется в художественной литературе

· публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый)

 

В публицистическом стиле реализуется функция воздействия (агитации и пропаганды) языка, с которой совмещается функция информативная (сообщение нового). Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати, ораторской речи.

Широкое распространение получила газетно-журнальная разновидность публицистического стиля. К основным чертам языка газеты относятся 1) экономия языковых средств, лаконичность изложения при информативной насыщенности 2) отбор языковых средств с установкой на их доходчивость 3) использование общественно-политической лексики и фразеологии, переосмысление лексики других стилей, 4) использование характерных речевых стереотипов, клише 5) жанровое разнообразие и связанное с этим разнообразие стилистического использования языковых средств, 6) совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей, 7) использование изобразительно-выразительных средств языка. Не все указанные черты свойственны всем газетным жанрам. Очерк, фельетон, памфлет- своего рода гибриды, совмещающие черты публицистического стиля и стиля литературного-художественного.

В зависимости от тематики и жанра в публицистическом стиле используется весьма разнообразная лексика и фразеология. Некоторую ее часть составляет общественно-политическая лексика. Значительная часть – общелитературные слова и различные термины. Клише (которые нередко превращаются в штампы – труженики полей, черное золото, справить новоселье). Этой тенденции противостоит тенденция усиления экспрессивности.

Синтаксис публицистических произведений в основном книжный, с упорядоченным строем предложения, с развернутыми синтаксическими конструкциями (+вводные конструкции,рубленная проза, экспрессивные восклицательные предложения, риторические вопросы). Используются также элементы синтаксиса разговорной речи.

Газетный язык по форме и содержанию является примером исследования и внимания и наделен своими конструктивными принципами - одновременные и равноправные ориентации на стандарт /штампы, клише/ и на свободный, творческий и эмоциональный стиль изложения текста в газете. Являясь элементом процесса коммуникации, газетный язык выступает сферой общения и приспосабливается к законам и нуждам канала передачи информации.

Чередование выразительных, эмоциональных и стандартных выражений на коротких отрезках текста или на протяжении всей композиции текста, их переплетение с содержанием объекта - во то, что обеспечивает надежность газетного языка в передачи информации.

Характерными чертами публицистического стиля являются частотность в нем оценочных слов, устойчивые сочетания, словесные блоки. Публицистический стиль имеет свой набор синонимов - экспрессивно окрашенных слов и описательных оборотов (например: хоккеисты - золотые ребята - герои ледяных баталий). Оценочность выражается употреблением прилагательных, существительных, наречий со значением положительной или отрицательной оценки (замечательный, достаточный, небывалый и т.п.). Оценочность выражается и использованием высокой книжной лексики: дерзание, Отчизна, Отечество, миссия и т.п. С другой стороны, оценка выражается разговорной и даже просторечной лексикой, например: шумиха, оголтелые, отщепенцы и т.п. Острая, меткая, образная оценка выражается с помощью метафор, олицетворения (новости спешат, забушевала весна).

Морфология публицистического стиля не дает ярких образцов стилевой закрепленности. Некоторые особенности публицистического стиля отражаются в области словообразования. К числу особенностей публицистического стиля можно отнести частотность императивных форм глагола, использование повелительного наклонения глагола как средства активизации внимания собеседника, частотность употребления формы первого лица единственного числа глагола и местоимения в тех публицистических жанрах, которым свойственно повествование от первого лица: очерк, репортаж. Стилевую окраску получает субстантивация прилагательных и причастий со значением лица (пример лучших). Излюбленным приемом актуализации сообщения в публицистике является использование местоимений перед словом, на которое оно указывает (Вот куда целят они, дети военных лет).

Синтаксис публицистического стиля представляет определенный синтез книжных и разговорных конструкций. В таких газетных жанрах, как репортаж, очерк, заметно влияние разговорного синтаксиса. В настоящее время расширяется сфера использования присоединительных конструкций.

Характерной особенностью публицистического стиля является наличие особых газетных стандартов, особой газетной фразеологии, возникают газетные клише, такие как: внести огромный вклад, работать с огоньком, свято чтить, приумножать боевые традиции, общечеловеческие ценности и т.п.

 

 

Информативность публицистического стиля достигается:

а) документально-фактологической манерой изложения с помощью употребления специальных терминов, специальной лексики, профессиональных слов;

б) обобщенностью изложения, его аналитичностью;

в) "нейтральностью" изложения, чему способствует неэкспрессивная лексика; употребляются сложные синтаксические конструкции, особенно с подчинительной связью.

Таким образом, типичные черты публицистического стиля: стремление к воздействию на читателя – воздействующая функция; информативность; экспрессивность, обусловленная воздействующей функцией; наличие стандарта в выражении. Газетно-публицистический стиль выступает доминантой языка массовых коммуникаций в его письменной и устной форме.

 

 

 

Интернет-журналистика – это качественно новый культурный и цивилизационный феномен, представляющий собой деятельность по формированию и представлению информационных образов актуальности, причем носителями этих образов могут быть не только слово, но и картинка, фотография, кино, видео, звук, веб-страница – любой объект, способный выступать в роли носителя информации или текста в широком смысле этого слова.

Реальность все в большей степени предстает в своей коммуникативной и информационной ипостаси. Интернет-журналистика или та форма коммуникации, которая придет к ней на смену, становится системообразующим элементом отрасли в целом. Компьютер не просто переносит в какую-то другую точку того же самого пространства-времени, а позволяет войти в иное пространство, и не только войти, но и пересоздать его, построить новый обитаемый мир – виртуальный мир.

 

Журналистика – вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.