Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежный опыт управления городскими землями




Управление землями населенных пунктов

Управление землями населенных пунктов осуществляется местными администрациями через свои отделы и службы. Можно выделить управление общее и оперативное. Функции управления землями населенных пунктов и пределы компетенции органов управления четко разграничены Земельным кодексом (ст.ст. 83–86) и Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении» (ст.ст. 55, 57).
К основным функциям по управлению землями населенных пунктов относятся:
• предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам в собственность, пользование и аренду и их изъятие;
• регистрация права конкретных субъектов на землю;
• организация и проведение работ по земельному кадастру и землеустройству и др.
Значительное место в управлении землями населенных пунктов играет перспективное и текущее планирование их использования. Планирование отражено в градостроительной документации, поскольку главное назначение этих земель – строительство на них промышленных, культурных, жилых и иных объектов. Органы государственной власти и управления устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников. Вопросы развития и благоустройства города (поселка), улучшения окружающей среды решается в соответствующих планах и проектах, являющихся основными градостроительными документами.

 

 

Обращаясь к анализу зарубежного опыта в области управления городскими землями, целесообразно рассмотреть как страны, где преобладает частная собственность на внутригородские земли, так и страны, где большая доля принадлежит государству, чтобы сравнить эффективность систем и проверить тезис о том, что вопрос развития частной собственности является ключевым для эффективного управления городскими землями
В большинстве стран Европы и США частная собственность на землю в городах достаточно развита. В таких странах как Швеция, Германия, Франция, Италия, Испания, Дания в настоящий момент в частной собственности находится 35—65% городских земель [7]. Система государственного и муниципального управления этих стран устанавливает, в основном, двухуровневую систему регулирования оборота земель — законами государства и местными (муниципальными) законодательными актами. Так, в частности, земельное право общегосударственного уровня регулирует основные положения прав и обязанности собственников земли, а также полномочия муниципалитетов и округов по взаимоотношениям с собственниками и надзору за использованием городских земель. Региональное или муниципальное право регулирует налогообложение и разрешенное использование земель.
Муниципальные органы, как правило, имеют широкий спектр прав и возможностей по управлению земельными ресурсами, в том числе регулирование налогооблагаемой базы, проведение зонирования территории по видам разрешенного использования, контроль за целевым использованием данных земель.
Примером наиболее децентрализованной системы управления земельными ресурсами может служить Франция, где каждый муниципалитет и каждый городской департамент строит свой порядок управления недвижимостью, владеет и распоряжается своей собственностью. Хотя такая система и приводила к частым случаям коррупции, она считается достаточно эффективной, особенно после принятия в 90-х гг. «Закона Сапена», направленного на «профилактику коррупции и обеспечение прозрачности экономической жизни и государственного управления».
Города Швейцарии можно рассматривать в качестве примера эффективного землепользования. Недвижимость в государственной собственности там разделена на административную и финансовую. Административная недвижимость непосредственно используется для выполнения государственных функций (инфраструктура, парки, здания под государственные учреждения, пешеходные зоны, дороги, спортивные площадки, экологический резерв земель и др.). Они не могут быть сданы в аренду или проданы пока находятся в этой категории. Их ценность выражается в социальном эффекте на развитие городской среды. Финансовая недвижимость (свободная земля под жилищное строительство или другое коммерческое использование, коммерческая недвижимость, водные ресурсы для выработки электричества, промышленные объекты) предназначена для коммерческих целей, т.е. получения экономической прибыли, идущей в бюджет соответствующего муниципалитета. Зачастую эти объекты сдаются в аренду.
Противоположным примером является столица Австралии, Канберра, и Гонконг, где вся земля находится в собственности городских властей. При этом права на долгосрочную аренду земель (99 и 50 лет соответственно) обращаются в условиях свободного рынка. Права аренды земли свободно покупаются и продаются и могут быть использованы в качестве залога по ипотечному кредиту. Такая система, хоть и не предполагает частной собственности на землю, далека от системы коммунистического режима, потому что, являясь собственником, государство может передать права на использование, развитие, наследование, передачу и получение выгоды с земель частным физическим и юридическим лицам.[3]
В процессе развития общей инфраструктуры города мировой практикой является взимание специального налога на застройку, который идeт на строительство инфраструктурных объектов, или выкуп земель в государственную собственность, подготовка инфраструктуры и затем дальнейшая продажа участка под застройку частному инвестору, или включение строительства конкретных инфраструктурных объектов в план инвестиционного развития территории застройщика.
Исходя из анализа опыта многих стран, некоторые исследователи делают вывод, что система управления земельными отношениями должна быть одновременно гибкой и стабильной, чтобы не допускать коррупции и превалирования чьих-либо личных интересов. Решение о сдаче в аренду или продаже участков земли не должно зависеть от политиков, которые опираются на поддержку конкретных собственников или арендаторов, иначе невозможно привлечение долгосрочных инвестиций.
В Финляндии и Израиле, например, функции городского планирования и управления передачей земель в аренду независимы друг от друга, поскольку сосредоточение функций землевладельца и регулятора земельного использования зачастую влечeт за собой возникновение конфликтов.
Рассмотренные примеры из зарубежного опыта управления городскими землями показывают, что превалирование арендных или частнособственнических отношений в разных странах связаны, скорее, с традициями земельных отношений, нежели с проблемой эффективности. Как передача земли в аренду, так и еe приватизация могут быть и эффективными, и неэффективными. Таким образом, вопрос об эффективности управления земельными ресурсами города связан не с формой управления, а с механизмом регулирования их использования. Так или иначе, с различными ограничениями по использованию земель сталкиваются как арендаторы, так и собственники городских земель. Это необходимо для сохранения единства городской среды и повышения качества жизни горожан.

8. Основы государственной и муниципальной социальной политики
Социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования - его человеческий потенциал, капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т.е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика - это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Она строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и в более узком смысле. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом случае вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как было сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных характеристик, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания относится к градообслуживающей сфере. краткую характеристику социальной политики в широком смысле слова, а затем сосредоточимся на отдельных, более узких ее аспектах. освещены также вопросы занятости населения и обеспечения граждан жильем ввиду их огромной социальной значимости, хотя их нельзя напрямую отнести к вложениям непосредственно в человека. Вопросы муниципального управления такими социально важными сферами, как жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, общественная безопасность, торговля, бытовое обслуживание и т.п.,
Основы государственной социальной политики.
Социальная политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное, политическое, культурное положение общественных групп и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.
Социальная политика осуществляется на основе интересов людей и является управлением интересами. Она призвана устранять противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, текущими и перспективными интересами общества.
Состояние социальной сферы в таком аспекте является интегральным показателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущение социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех трех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.
В мировой практике сформировалось несколько моделей социальной политики, учитывающей специфику разных стран: католическая, консервативная, либеральная, социал-демократическая и др. Однако Комиссия Европейского сообщества (ЕС), к задачам которой относится разработка унифицированной модификации социальной политики для "общеевропейского дома", выделяет две модели, охватывающие все вышеперечисленные: "бисмарковская" (по имени ее автора - канцлера Германии Отто фон Бисмарка), устанавливающая жесткую связь между уровнем социальной защиты человека и успешностью (длительностью) его профессиональной деятельности, и "бевериджская", исходящая из того, что любой человек, независимо от принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность.

9.Социальная инфраструктура: понятие и сущность.

Термин инфраструктура вошел в научный лексикон в конце 40-х годов XX века и первоначально означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих успешное взаимодействие различных родов войск. Но уже в 50-х годах ученые обратились к этому понятию для объяснения процессов экономической жизни. Одним из первых американский экономист П.Розенштейн-Родан определил инфраструктуру как совокупность условий, способствующих благоприятному развитию частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности населения.Постепенно данный термин стал широко использоваться при изучении экономической, а затем социальной жизни. Обобщая имеющиеся представления, можно сделать вывод, что социальная инфраструктура характеризует связи (прямые и обратные) материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, класса, общества). Социальная инфраструктура представляет собой устойчивую совокупность вещественных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые создают условия для рациональной организации всех основных видов деятельности - трудовой, общественно-политической, культурной и семейно-бытовой.В данном определении, во-первых, подчеркивается, что социальная инфраструктура - это условия, обеспечивающие эффективную жизнедеятельность человека не только на производстве, но и во всех основных сферах общества. В то же время социальная инфраструктура не есть механическое собрание учреждений и объектов материальной базы. В этом смысле нельзя одни инфраструктурные элементы заменить другими - они действуют только в комплексе, взаимодействуя и дополняя друг друга.Особо следует отметить ее объективный характер, взгляд на нее как на частную форму гармонизации жизни общества. Дело в том, что развитие общественной жизни требует целенаправленного регулирования, а без создания соответствующих условий жизнедеятельности невозможно представить само существование общества.Во-вторых, в социальную инфраструктуру кроме учреждений и организаций входят техническая обеспеченность, технологические принципы их функционирования.В-третьих, социальная инфраструктура касается всего без исключения населения, так как многие ее элементы, как уже отмечалось, необходимы для воспроизводства не только самого работника, но и его семьи. Это должно постоянно учитываться при проектировании и строительстве новых городов и производств и их освоении.В-четвертых, социальная инфраструктура решает задачи социального развития, которые «в количественном выражении определяются как разность между величинами нормы и достигнутого уровня». [4]. Проблема нормы возникает обязательно, ибо нельзя ограничиться общими утверждениями, что на страну, регион, город или район надо столько-то объектов, учреждений и организаций, призванных обслуживать интересы производства и людей, - необходим обязательный расчет: сколько благ приходится на одного человека, на одну или десять тысяч населения.

10.Функции социальной инфраструктуры.

Существуют различные подходы к вопросу внутреннего строения и классификации составляющих социальной инфраструктуры. Один из подходов к составу социальной инфраструктуры рассматривает три функционально-целевых блока:

Общественно-политическая и интеллектуально-культурная деятельность (образование, наука, культура, искусство, деятельность в области массовой информации, общественных организаций, обществ, ассоциаций, объединений);

Восстановление и сохранение физического здоровья (здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение, туризм, охрана и совершенствование окружающей среды);

Коммунально-бытовое обслуживание (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт, связь по обслуживанию населения.

Функции социальной инфраструктуры определяются и подчинены целям социального и экономического развития общества: достижению социальной однородности общества и всестороннему гармоничному развитию личности. К наиболее значимым целевым функциям социальной инфраструктуры можно отнести:

Создание условий для формирования прогрессивных тенденций в демографических процессах;

Воспроизводство рабочей силы, качественно отвечающей потребностям и уровню развития производства;

Эффективное использование трудовых ресурсов;

Обеспечение оптимальных жилищно-коммунальных и бытовых условий жизни населения;

Улучшение и сохранение физического здоровья населения;

Рациональное использование свободного времени людей.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всесторонне развитие человека путем удовлетворения его бытовых, духовных и культурных потребностей.

Развитие отраслей социальной инфраструктуры учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения. Это прежде всего решение жилищной проблемы, ликвидация коммунального заселения, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном жилье; повышение уровня и качества развития социальной инфраструктуры, создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объемов товаров и услуг; создание гарантий социальной защищенности всех групп населения, в том числе молодежи и пенсионеров; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

 

11. Классификация социальной инфраструктуры:

Социальная инфраструктура города – комплекс подотраслей, целью которых является удовлетворение населения в социальных услугах. К подотраслям социальной инфраструктуры входят – предприятия и учреждения здравоохранения, образования, науки, социальной поддержки, культуры и искутсва, физической культуры и спорта, рекреации.

  1. ЖКХ

-водоснабжение

-газоснабжение

-теплоснабжение

-электрификация

-жилищное хозяйство

-благоустройство населенных пунктов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.