Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческая составляющая речи учителя




Творческое общение выдвигает принцип активного восприятия как вторичного творчества, утверждал К.С. Станиславский. Искусствовед М.С. Каган говорит о сопереживании и сотворчестве как естественных формах реагирования на преподнесение информации. Вместе с тем, передача творческого импульса возможна лишь в живом общении, а значит, при организации такого диалога, которые содержали бы элементы сотворчества и взаимодействия. Координируя коммуникативные аспекты «взаимовлияния», «сотворчества», «сотрудничества», В.А. Кан-Калик считает, что «сотрудничество - это не просто открытость и настроенность преподавателя на учеников, это еще и способность через определенную систему принципов и мер организовать совместное творчество». Эти принципы и формы решения и образуют педагогическое общение. К сожалению, в культуре педагогического общения не часто встретишь импульс творческого мышления: приемы учебной коммуникации не используются во всей их полноте.

· Изложение нового в неожиданном для аудитории ключе.

· Элементы провокации, вызывающие реакцию несогласия и дальнейшую дискуссию.

· Постановкой проблемного вопроса.

· Неожиданное, резкое изменение речевой манеры, темпа и тональности, экспрессия – всё это равносильно стрессу в силу непредсказуемости дальнейшего.

· Элементы юмора, смешные примеры, шутки, обязательно уместные для данной аудитории и сказанные в тему.

· Сознательно используемые паузы в речи, усиливающие напряженность, вовлекающие собеседников в обсуждение проблемы, восстанавливающие зрительный контакт.

· Апелляция к авторитету (известному для аудитории).

 

Все эти приемы приводят к предельной концентрации внимания слушателей и внутреннему оппонированию, и, в свою очередь, к самостоятельным открытиям нового. Мысль учителя, воспринимается учениками как своя собственная. Мастерство педагогического, как и сценического, общения немыслимо без использования «запланированной неожиданности», «риторической атаки». Элемент «запланированной неожиданности» блестяще использовал Макаренко, достигая действенности и выразительности речи. Его будущему воспитаннику неожиданность, потрясение были необходимы, и на этом основана риторика предстоящего диалога.

Нет педагога, который не говорил бы о творчестве в различных его толкованиях. Вместе с тем крайне мало тех, кто в самом обращении к учащемуся, в диалоге с ним видит творческие возможности, риторически организованные, в условиях которого учащиеся начинают создавать то, что в несколько раз превосходит, по своей учебной и эстетической значимости, созданное ими ранее. Однако, творчество речевое - педагогическая риторика - не вполне оценена как реальное обеспечение учебного процесса, в том числе и при развитии интеллектуальных потенциалов личности, её самостоятельности в решении учебных задач. Л.Выготский утверждает, что мышление осуществляется в речевой форме, следовательно, его творческое стимулирование - риторически оптимальный педагогический ход. Риторические аспекты творческого взаимодействия обусловлены установкой на расширение возможностей личности, в конечном итоге - на развитие одаренности.

Обращение к ученику, беседа с ним, а не сухая лекция - основа любой подлинной педагогической речи. Умение слушать, слышать и строить педагогическую речь по законам диалога - средства воздействия на аудиторию.

Точно сформулированная и поставленная проблема делает учебное занятие интересным и востребованным учащимися. Это одно из важнейших качеств учителя является непременным требованием педагогической риторики – мысль должна быть сформулирована точно, ясно и кратко, вызывать творческий импульс - это нестандартные формы и метафорические структуры, риторические вопросы, стихи, переводы, драматургия, импровизированные письма и дневники, ораторские фрагменты в ходе изучения самых разных дисциплин. Они помогают оратору точнее определить предмет речи, привнести в нее экспрессию и выразительность, то есть тот самый «нерв», который не дает возможности слушателю оставаться равнодушным с одной стороны, и ускоряет понимание материала благодаря проблемной постановке задачи – с другой. Композитор Д. Б. Кабалевский пишет, что «дети, как правило, увлекаются по-настоящему тогда, когда перед ними все время ставятся новые задачи, доступные им, но в то же время требующие процесса преодоления трудностей». Во многом именно от учителя зависит, сколь плодотворной и эффективной окажется работа над поставленной задачей, будет ли эта работа способствовать только обучению, или она устремится и на развитие человека.

Учебная задача формулируется таким образом, чтобы учащийся мог и стремился ее решить, но решить в силу имеющихся у него мотиваций. Риторически верно поставленная и перерастающая в проблему учебная задача способствует укреплению дарований личности, и раскрытию тех сторон, о которых сам обучающийся мог еще не знать. Узнать затаенное в новом помогает лишь слово организованное в диалоге, подготовленном всем ходом занятия и логически подготавливающим его продолжение. Задача педагога заключается здесь в том, чтобы учащийся видел перспективу, имел систему промежуточных целей и интересов, ощущал себя не обучаемым, не зрителем, а участником процесса обучения, полноправным сотворцом занятия совместно с педагогом. Задача педагога поддерживать и стимулировать интерес ученика, показывать ему перспективу.

В условиях творческого взаимодействия учителя и учащихся каждое занятие проходит две стадии: замысла и воплощения, попеременно дидактического - методического - риторического. И педагог-лидер немыслим в данных условиях без педагога-творца. Творческому проявлению педагога перед учениками помогает риторическое мастерство. Педагог-творец задавая вопрос или ставя ученику задачу, держит интригу, а учащиеся, заинтригованные важностью и нестандартностью поставленной проблемы, решают её, создавая новое - стихи, переводы, ораторские речи и т.д. Результатом творческой деятельности становится творческий продукт, создать который учащийся ранее не мог. Ценность такой творческой педагогики и в самом процессе преподавания, и в его творческом результате.

Творческое обучение предполагает также общение с учеником, исходя из риторических критериев равенства - превосходства, где равенство определяется как личностная равноценность ученика и учителя, а превосходство - эрудиционное - у учителя, творческое – как правило, у ученика. Репродуктивное и клишированное мышление, наиболее распространенное в косном преподавании, меняется на творческое и познавательное, которое поддерживает и развивает одаренность личности.

Творческое взаимодействие педагога и учащихся способствует формированию одаренной личности. Умело употребляемое речевое мастерство педагога - совместная творческая работа, формируемая речевым поведением учителя, преобладание эвристических форм деятельности, эталонная речемыслительная деятельность, процесс познания как творчества, повышение прочности усвоения за счет самораскрытия ученика, расширение творческих возможностей через интерактивную деятельность, проблемность в преподнесении материала и постановке задач, обращение к имеющимся стремлениям и целям - способствует раскрытию личностных способностей.

Знаменитые слова о том, что в искусстве не может быть ничего случайного, в полной мере можно отнести и к искусству педагогической речи. Речь, обращенная к ученику и призванная будить мысли и чувства в молодом человеке просто обязана быть эталоном во всех отношениях. Учиться искусству речи для педагога можно и нужно. Только достигнув речевого мастерства, он сможет полностью решать свои педагогические задачи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.