Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское Предвозрождение. 3 страница




- переход от классического антропоцентрического гуманизма к универсальному гуманизму, кт. обнимает все живое - человека, природу, космос, Вселенную.

- отказ от европоцентризма

- религиозный, культурный, экологический экуменизм.

 

Особенности российского постмодерна. Российский постмодернизм – совокупность направлений в общественной мысли и искусстве, духовная ситуация эпохи, проявившаяся в основном в начале 90-х гг. Переход к постмодерну связан с кризисом классической культурной традиции. Основные характеристики постмодерна совпадают с западными: новое «недовольство культурой», соблазн гедонизма, самоутверждение индивидуума. Проблемы, свойственные с эстетикой постмодерна: проблема языка и текста, «авторское своеволие», усиление субъективного и бессознательного начала, «экзистенциальный страх», формирование новой мифологии – тоже свойственны российскому постмодерну. Особенности русского постмодернизма также коренятся в «процессах технизации, процессах поглощения личности обществом, процессах коллективизации», в кризисе гуманизма, в разрушении «мифа о человеке» - о чем еще в начале 20 века говорил Н.Бердяев. Эти новые, враждебные классической культуре черты обнаруживаются уже в русской культуре символизма - модерна - авангарда (модернизма начала 20 века); с новой силой постмодернистские тенденции дали о себе знать в конце 60-х гг. 20 в.

В 1960-е годы 20 века, в эпоху «оттепели» определились новые темы и герои российской культуры: отход от официозной культуры соцреализма, неоромантическая тенденция, тяга к самовыражению, поиски новых средств выразительности, стремление к диалогу со зрителем (читателем) привели к конфликту внутри единой советской культуры.

В жанре скульптуры постмодернистские тенденции развивали Э.Неизвестный, В.Сидур, М.Шемякин. Для их творчества характерны отход от конкретного сюжета, экспрессивное и субъективное начало, свободное отношению к пространству. «Шестидесятники формировали «другую культуру», «другой путь» (по словам И.Бродского). Слой этого искусства появляется параллельно соцреализму и во многом формирует культуру российского постмодрна. Авторы «другой культуры» 60-80-х гг. творят новый язык искусства, который служит для выражения иных ценностных начал. В музыке это С.Губайдуллина, А.Шнитке, Э.Денисов, в искусстве кино – А.Тарковский («Сталкер», «Зеркало»). Для культуры 70-80-х характерно обращение к ведущим средствам эстетики постмодерна - иронии, пародии, игры, субъективной интерпретации текста (н-р, течение концептуализма, поэзия Д.Пригова). Конец 80-х и начало 90-х годов 20 века («перестроечная эпоха») характеризуется усилением социокультурного кризиса, связанного с распадом Советского Союза, и общих с европейскими постмодернистских тенденций в российской культуре. Распад привычной картины мира, отход от традиционной системы ценностей, дегуманизация, кризис христианства, агрессивность массовой культуры, преобладание негативной или развлекательной информации в средствах массовой информации, распространение кича, безвкусицы – основные черты варваризации постсоветской культуры. Все это характерно и для масскульта эпохи постмодерна.

Основные споры вызывают вопросы о значении термина, времени появления, формах и самой возможности постмодерна в нашем обществе («право на постмодерн»).

Значение термина вобрало в себя как «левый», свойственный «раннему» постмодерну антитоталитарный вектор («радикальный плюрализм», который состоял в реабилитации различий, асоциальных, маргинальных, альтернативных практик и эстетик), так и вектор социального пессимизма, основанный на тезисе «фиктивности», «симулятивности», «вторичности» любых начинаний» (наиболее отчетливо эта тема, уходящия корнями в критику буржуазного общества, проявлена в текстах Ж.Бодрийяра). С нашей точки зрения для российского постмодерна 90-х (в исследовании мы намеренно ограничились временем актуализации термина в артсреде) были существенны обе тенденции, но общая картина оформилась как пессимистичный вариант позднего постмодерна, который при всем радикализме был охвачен риторикой «тупика», «кризиса», «смерти искусства», и манипулируя этими понятиями всегда чувствовал себя в тени по отношению к радикально маргинализованной социальной действительности.

· Расхождения в смысловом наполнении и роли термина «постмодернизм» (на Западе и в России). В России пик употребления пришелся на середину 90-х, когда термином постмодерн(изм) неожиданно (по сравнению с общественно лояльным западным вариантом) стали обозначать всевозможные «отклонения от нормы»: агрессию, разложение ценностных ориентиров, некрофилию, оправдания патологии.

· Контекстуальные расхождения в оформлении российского и западного «постмодерна». Российский постмодерн сложился в момент распада Союза и крушения советской парадигмы. Его фоном стала криминализация общества, социальная неустойчивость и экономико-политический авантюризм (превосходившие в своей радикальности само радикальное искусство). Время тотальной неуверенности впоследствии дополнилось нарастающим в обществе ощущением угрозы возвращения репрессивной власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.