Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальные требования татар Внутренней России и Сибири




(статьи конституции)

статья 1: Мусульмане –татары Внутренней России и Сибири образуют отдельную юридически признанную нацию в составе Русского государства, которая обладает в отношении своих членов принудительной властью.

статья 2: Мусульмане-татары состоят членами мусульманской татарской нации, вне зависимости от территории ими занимаемой, в пределах Внутренней России Сибири (экстерриториальность).

Статья 3: Религией мусульманской татарской нации является ислам. Эта религия имеет равные права со всеми другими религиями России.

Статья 4: Мусульманская татарская нация Внутренней России и Сибири, как национальная единица, признается Русским государством юридическим лицом, являющимся субъектом прав публичных и частных.

Статья 5:мусульманская татарская нация и ее члены равноправны со всеми нациями и гражданами внутри России.

Статья 6: Мусульмане-татары Внутренней России и Сибири в сфере своих дел: религиозных, культурно-национальных, общественного призрения и налогового национального обложения полностью автономны.

Статья 7:Культурно-национальная автономия мусульман-татар Внутренней России и Сибири осуществляется путем последовательно проведенного самоуправления без вмешательства Русского государства.

Статья 8: Органы национального самоуправления признаются Русским государством органами публично-правовыми.

Статья 9: Высшим органом самоуправления является Национальное собрание –Миллят Меджлиси. Национальное Управление есть исполнительный орган Национального собрания.

Статья 10: Решение Миллят Меджлиси в сферах, обозначенных в ст.6, обладают силой государственного закона.

Статья 11: Миллят Меджлиси, в лице его исполнительных органов, признается представителем нации в ее сношениях с государством.

Статья 12: Дела, перечисленные в статье 6, изъемлются из области общегосударственного (земского и городского) законодательства и управления и подлежат исключительно ведению органов национального самоуправления.

Статья 13: Из общегосударственных, земских и городских средств на образовательные нужды татарской нации, пропорционально ее численности, ежегодно отчисляются определенные суммы денег.

Статья 14: Для осуществления религиозных и культурных нужд татарское Национальное Собрание имеет право облагать своих членов налогом.

Статья 15: Язык, на котором говорят мусульмане-татары Внутренней России и Сибири, признается равноправным с русским и другими языками: в школе, суде, управлении и общественной жизни.

Статья 16:Мусульмане-атары Внутренней России и Сибири имеют право везде, в пределах Российской Республики, открывать всякого рода и типа национальные учебные заведения (общеобразовательные, специальные, средние,высшие и низшие),а так же основывать всякие научные и просветительские учреждения (музеи, библиотеки и проч.).

Статья 17: Языком обучения в школах татарской нации является татарский язык.

Статья 18: Татарским детям, продолжающим обучение в русских школах или школах других национальностей, обеспечивается право на получение уроков исламской религии и татарского языка.

Статья 19: управление всеми татарским школами и учебными заведениями осуществляется учреждениями, созданными татарским Миллят Меджлиси.

Статья 20: В суде местном (мировые судьи и мировые съезды) как в общем (окружные суды и судебные палаты),в том случае, если в гражданском деле обе стороны, а в уголовном –подсудимый и большинство свидетелей суть члены мусульманской татарской нации, все производство должно вестись на татарском языке; на том же языке должны выноситься решения, постановления и приговор. В случае же, если в гражданском деле только одна сторона, а в уголовном лишь подсудимый суть члены татарской нации, означенные судебные действия ведутся на русском языке, но по требованию заинтересованной стороны должны переводиться на татарский язык.

Статья 21: Бумаги, подаваемые членами татарской нации в вышеозначенные судебные места, а так же исходящие из них по адресу членов нации, пишутся на татарском языке.

Статья 22: Все письменные и устные сношения органов управления (центральных и местных) и органов самоуправления (земского и городского) с учреждениями и отдельными членами мусульманской татарской нации ведутся на татарском языке.

Статья 23: Татарская нация как и все другие нации внутри Русского государства имеет право участия в государственном управлении. Это политическое право осуществляется через посредство Национального Собрания –Миллят Меджлиси.

Статья 24: Конструкция государственной власти должна быть построена на таких началах,чтобы не препятствовать работе татарских национальных органов,признанных Конституцией Русского государства.

Статья 25: Местные органы управления и органы самоуправления (земские и городские) в случае необходимости представляют возможность пользоваться татарским языком

Статья 26: В мировых участках с более чем 50% татарского населения судьи должны избираться из лиц, говорящих на татарском языке.

В составе мировых съездов, Окружных судов и Судебных палат должен иметься, по крайней мере, один судья, говорящий на татарском языке, для участия в разбирательстве дел, указанных в статье 20.

В Кассационном суде создается отдел по оказанию юридической помощи за государственный счет гражданам мусульманам-татарам. Юристов для работы в этом отделе назначает татарское Национальное Собрание.

Статья 27: Во главе местных органов управления в местностях с более чем 50% мусульманского населения должны стоять члены мусульманской татарской нации.

В местностях же с меньшим процентом татарского населения в состав означенных административных учреждений должен входить по крайней мере один член татарской нации для сношения с мусульманским татарским населением.

Статья 28: В состав центральной правительственной власти должно входить одно лицо мусульманской татарской нации, облеченное правами министров, для непосредственных сношений татарской нации с государством (министр по делам мусульман). Вопросы,перечисленные в статье 6, обсуждаются с участием министра по делам мусульман. Министр по делам мусульман назначается правительством из кандидатур, предложенным татарским Национальным Собранием,

С глубоким уважением Садри Максудов (Председатель Национального Управления Национально-культурной автономии татар Внутренней России и Сибири)”.

Но членам делегаций стран –победительниц, деливших мир было не до первого татарского президента. Так, например, глава американской делегации Лансинг так прореагировал на просьбы Максуди о встрече, обращаясь к своему секретарю: “Это человек просит свидания. Но у меня нет на это времени. Напиши ответ, чтобы прислал меморандум по почте”. Только спустя почти год –в апреле 1920 года ему удалось встретиться с министром иностранных дел Франции Мильераном. 6 апреля эта встреча состоялась. Максуди изложил ситуацию справами тюрко-татарского народа. Мильеран заявил следующее: “Я могу дать вам гарантии от имени французского правительства…Удовлетворение ваших пожеланий станет одним из условий при подписании договора с Россией”. Помимо этого Гаяз Исхаки, Фуад Туктар и Максуди представили участникам мирной конференции обращение в защиту Турции и Халифата. Находясь в эмиграции, бывшие депутаты-мусульмане сотрудничали с русской политической эмиграцией. Так, например, в парижской эмигрантской газете “Последние новости” от 17 декабря 1920 года было опубликовано “Заявление заграничного представительства татар-мусульман внутренней России”, в котором было сказано: “Заграничное представительство татар-мусульман полагает, что только избранные на основании демократических принципов представители России могут говорить от имени России, и только голос и мнение таких представителей могут иметь вес и моральный авторитет как в глазах народов самой России, так и среди других народов… Восстановление правового порядка и государственности в России немыслимо без участия всех народов России… Во всяком случае мы, татары внутренней России, испытавшие все формы угнетения и преследования нашего национального бытия при старом режиме и продолжающие испытывать худшие преследования при небывалой в истории человечества тирании большевиков, мы не можем сочувствовать никаким колебаниям политической мысли. Русский политический маятник до сих пор качался между двумя крайними точками: бесправие справа и бесправие слева; он должен, наконец, остановиться на здоровой точке истинного демократизма”.

В начале января 1921 года С. Максуди участвовал в Совещании членов Учредительного собрания. В декларации татарских представителей, изложенной Максудовым, было, в частности, сказано: “…Совещание наше может и должно служить тем авторитетным центром, вокруг которого сгруппируются за границей все демократические силы – все те, для кого ни старый строй, ни настоящий строй России не являются идеалом… Мы убеждены, что все измученные народы внутри России стоят на такой же точке зрения, т. е. проклиная большевизм, в то же время не желают возврата к старому. Народы России инстинктивно чувствуют, что между старым режимом и теперешней тиранией существует и должна существовать третья форма государственного строя – режим свободы, порядка и уважения к личности.

Мы, татары внутренней России как особая народность не могли идти ни с большевиками, ни с реакцией, и это потому, во-первых, что ни одно из этих движений не являлось истинно народным движением, и во-вторых, ни одно из них не удовлетворяло наших национальных требований – дать нам возможность свободной национальной жизни.

Здесь мы должны подчеркнуть одно обстоятельство и во всеуслышание заявить, что если торжествующий ныне большевизм или желающая воскреснуть реакция par imossible гарантировали и обеспечили бы нам полную национальную свободу и ценой этого было бы наше согласие на сохранение настоящих несчастий или на восстановление бывших зол, то мы этот торг отвергли бы с негодованием, ибо мы не хотим быть свободными против русского народа и в ущерб интересам русского народа, а вместе с русскими благодаря русскому народу. Несмотря на наши вековые страдания и наше настоящее положение в России, мы твердо верим в возможность свободного существования совместно с русским народом, который мы никогда не смешивали с правительственной властью, не исходившей от народа”.

На этом кончается деятельность Садри Максуди как российского политика. Он надеялся на то, что мировые державы и белогвардейцы восстановят демократическую власть, но эти надежды рухнули вместе с крахом белого движения. В 1924 он по приглашению правительства победивших турецких националистов под руководством Мустафы Кемаля уехал в Турцию, где и прожил до конца своих дней. Заки Валиди после недолгого сотрудничества с Советами бежал в Туркестан, где вместе с Энвер-пашой стал одним из организаторов басмаческого движения, а после гибели Энвер-паши так же уехал в Турцию. Эмигрировали и закончили свои дни на чужбине и многие другие бывшие депутаты Государственной Думы.

Слова, сказанные восемьдесят лет назад, до сих пор не потеряли своей актуальности. Вопросы, связанные с национальным устройством и культурной автономией разных народов, населяющих Россию должны решаться, исходя из принципов реальной, а не декларируемой демократии. Власть так же должна определиться в своем отношении к религиям, которые формально отделены от государства, а школа от церкви. Повторение ошибок прошлого чревато теми же последствиями – развалом страны.

 

 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.