Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая политика государства и механизм ее реализации




Фин-ая система гос. и принципы выделения ее подсистем

Разнообразие личных, коллективных и общественных потребностей и характер их удовлетворения обеспечивается соответствующей системой фин-ых отношений и ресурсов, которые составляют фин-ую систему гос. В этой фин. системе функционируют три подсистемы:

1. Финансы хозяйствующих субъектов: комм. оргии (нефин. пр-я; КО); неком. оргии.

2. Гос. и мун. финансы: бюдж. фонд (ФБ; бюдж. суб. федер.; местн. бюдж); внебюд. фонды (ПФ; ФСС; ФФОМС, ТФОМС).

Структурно-образующим признаком классификации фин-ых отношений и ресурсов по подсистемам является участие субъектов эк. отношений в образовании и распр-и ст-ти СОП в связи с присвоением первичных доходов.

Гос-енные финансы в условиях рынка: изменения.

- разгр. полномочий м-ду исп. и зак. властью в отн. распоряж. фин-ыми рес-ми;

- разделение ед. гос. бюджета на 3 самостоят. части (уровня);

- сокращ. доли гос. фин. в ВВП по сравн. с пер. (СССР). В 80 г. гос. бюдж. сост. 47,6% от ВВП, в 96 – консолидир. бюдж. РФ + внебюдж. фонды – 36,9%;

появл. общественных фин., связ. с привлеч. фин-ых ресурсов частных лиц и частных фондов и напр. на удовл-е опред. обществ. потр-стей.

 

Фин. политика – совокупность мероприятий государства по использованию фин. отношений для выполнения им своих функций.

Фин. политика проходит три этапа:

1) разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач.

Для этого этапа важно избрать подходящие теоретические основы финансовой политики. Применение, например в России, монетаристских подходов к формированию концепции финансовой политики без учета российских особенностей привело во многом к финансовому кризису.

2) создание адекватного, соответствующего концепции, фин. механизма.

3) разработка системы управления финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики в рамках концептуальных задач финансовой политики.

Важной составной частью фин. механизма является установление фин. механизма, с помощью которого осуществляется деятельность государства.

Фин. механизм – система установленных государством форм, видов, методов организации фин. отношений.

К эл-там фин. отношений относятся:

1) формы фин. ресурсов (фондовые и нефондовые).

2) методы формирования фин. ресурсов (нал. и ненал.).

3) система зак. норм и нормативов, которые используются:

3.1)при опр-ии дох. и расх. гос-ва (нал. ставки; льготы при н-облож.; фин. нормы, исп. для финансир. опр. расх. в бюдж. сфере);

3.2)при организации бюдж-й системы (пределы заимствования того-иного уровня бюдж. сист.);

3.3)при орг-ции финансов пр-ий (создание разл. фондов; способы аморт.);

3.4)при орг-ции РЦБ (условия заимств. тем-иным бюджетом).

Фин. механизм подразделяется на два вида:

1) Директивный. В эту сферу фин. отн. включаются налоги, гос. кредиты,. расходы бюджета, бюдж. финансир., орг-ция бюдж-го устройства, бюдж-го процесса, фин. планир.

2) Регулирующий. Отражает воздействие гос. на определенный сегмент фин. отношений, который прямо не связан с интересами государства (н., регламентирующ. деят-ть гос-ва в сфере фин. пр-ий).

Фин. политика является составной частью экономической политики государства – важна целостость.

Различают три типа финансовой политики:

1)Классическая. До конца 20-х годов в зап. об-ве реализовывался этот тип. Г-во стремилось к уменьшению расх. бюджета, система н-обл. до бы создать необх. поступл-е средств для обеспеч. сбалансир. бюдж. г-ва (доходы=расходам). Система налогов строилась в осн. на косв. и имущ. налогах, которые были дост. просты и эфф. с т. з. механизма их изъятия.

2)Регулирующая. В 30-60-е годы преобл. кейнс. регулирующ. политика. Она основ. на акт. гос. рег-и совокупного спроса путем увел-я гос. расх. Теоретики кейнс. толка допускали не только сущ-е, но и увел-е, связанного с ростом гос. расх. дефицита госбюджета. Такая фин. политика показала сравнит. эфф-ть (она обеспеч. стабильный эк. рост, высокий уровень занятости и эфф. сист. финансир. соц. нужд). Однако в 70-е годы на западе в основу фин. политики были положены неоклассические направления в экономической теории и возобладала неоконсерв. стратегия. Фин. механизм в условиях такой стратегии формируется, исх, из необх. сокращения объема перераспр. НД через фин. систему (либерализация фин. системы), снижения бюдж-го дефицита (за счет сокращения соц. программ), стимулирования роста сбережений как ист-ка произв. инвестир. (за счет снижения нал. бремени на крупные компании). Важная роль в такой стратегии отводится налогам, нал. реформе.

3)Планово-директивная. Основана на гос. соб-ти на ср-вах пр-ва, на плановой сист. упр-я, кот. в сов-ти позв. осущ. прямое директивное руководство всеми сферами эк-ки и соц. жизни, в т.ч. и финансами. Цель фин. пол. – обеспеч. макс. концентрации фин. ресурсов у гос. для их послед. распр-я в соотв. с основными напр. гос. плана. Согласно этой цели выстраивался фин. механизм. Основной его задачей было создание инструментов, при помощи которых производилось бы изъятие всех неиспольз. в соответствии с гос. планом фин. ресурсов. Изъятие ср-в производилось у госпр-ий, у нас-я и терр. органов власти. Гос-во полн. регулир. и контролир. весь фин. мех-м гос. предприятий. В отд. годы у госпр-й изымалось до 80% их чистого дохода

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.