Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос «Основные понятия, используемые в таможенном законодательстве»




Понятие, цели, содержание и структура таможенного дела в Российской Федерации

В современном представлении термин «таможенное дело» охватывает сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках государственной политики таможенное дело имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.

Согласно действующему Таможенному кодексу РФ 2003 г. таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

В то же время согласно ТК РФ целями таможенной политики являются, в том числе регулирование товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела.

Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную -- таможенную, поэтому и характеризовать его нужно прежде всего как деятельность.

Новая редакция ТК РФ более емко, чем ранее действовавшая редакция, характеризует понятие «таможенное дело», определяя его как сферу деятельности государственных органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.

Структуру современного таможенного дела можно представить следующими основными блоками:

1. принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2. таможенные режимы;

3. таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

4. таможенное оформление;

5. таможенный контроль;

6. предоставление таможенных льгот;

7. ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности;

8. правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.

Следует отметить, что любое деление таможенного дела на отдельные относительно самостоятельные части (блоки) является весьма условным, но в целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного российского таможенного дела. Причем рассматривать каждую из перечисленных выше частей таможенного дела нужно через призму единства и тесной взаимосвязи между собой. Различные по своему характеру, в совокупности все они направлены на достижение экономических, регулятивных и правоохранительных целей таможенного дела.

Экономические цели таможенного дела достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели таможенного дела достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества; в охране животных, растений и окружающей природной среды; в обеспечении интересов российских потребителей ввозимых товаров; в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.

 

3 вопрос «Понятие и цели таможенной политики России.»

Таможенная политика России направлена на активизацию международных экономических отношений, содействие развитию внешней торговли, защиту экономики страны от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, совершенствование таможенной политики: создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу, обеспечение охраны прав и интересов субъектов внешней торговли.

Цели таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Таможенном кодексе РФ (ст. 2). Этими целями являются:

· участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

· содействие проведению структурной перестройки экономики;

· обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и решение других задач экономической политики.

 

Основные понятия, используемые в законодательстве о таможенном деле

 

В таможенном законодательстве используется ряд специфических таможенно-правовых терминов, таких как, например,

"таможенная территория" –это территория, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны. Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними". В нее включаются также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Сухопутной территорией Российской Федерации является вся суша, находящаяся в пределах ее границ. Территориальные воды — это прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в "Известиях мореплавателей". В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами, а при их отсутствии — в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод, а также воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль.

"таможенная граница" – это линия, ограничивающая таможенную территорию Российской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории сопредельных государств и, как правило, совпадает с государственной границей. На ней действует административно-правовой режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе. А внутреннюю таможенную границу образуют периметры свободных таможенных зон и свободных складов, находящихся, как правило, в глубине таможенной территории страны.

"товары" – в таможенном законодательстве следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую и иные виды энергии, а также транспортные средства, за исключением средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, а так же объекты интеллектуальной собственности (и это отражено в Проекте нового Таможенного кодекса РФ), а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Товары подразделяются на российские и иностранные. Российские товары — это товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на ее территории, т. е. те товары, распоряжаться которыми можно без разрешения таможенных органов. Все остальные товары являются иностранными.

"транспортные средства"- в таможенном деле это любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Таможенный союз - определяется как замена одной таможенной территорией двух или нескольких таможенных территорий. Таможенный союз предполагает формирование общей таможенной территории, на которой осуществляется свободное обращение товаров (внутренний аспект), устанавливается общая внешняя граница для принятия мер по тарифному и нетарифному регулированию торговли со странами - нечленами таможенного союза (внешний аспект).

Примером реализации планов создания таможенных союзов в рамках СНГ является Соглашение о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия от 6 января 1995 года Таким образом, завершение формирования таможенного союза России и Республики Белоруссия позволит говорить о появлении общей таможенной территории

"Перемещение через таможенную границу Российской Федерации"это совершение действий по ввозу на таможенную территорию страны или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Перемещение через таможенную границу можно подразделить на правомерное и неправомерное. Правомерное перемещение через таможенную границу осуществляется в порядке, предусмотренном действующим таможенным законодательством. А перемещение через таможенную границу с нарушением установленных нормами таможенного законодательства требований.

Термин "лица" включает в себя как предприятия, учреждения и организации, т. е. юридические лица, так и физические лица. В таможенном законодательстве встречаются понятия "российские лица", "иностранные лица" и "лица, перемещающие товары".

К категории российских лиц относятся: созданные в соответствии с российским законодательством предприятия, учреждения и организации (т. е. юридические лица) с местонахождением на территории России. Зарегистрированные на территории России лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Граждане России, постоянно проживающие на ее территории. Все иные лица относятся российским таможенным законодательством к категории иностранных.

 

Декларант — это лицо, перемещающее товары через таможенную границу, или таможенный брокер (посредник), т. е. лицо, представляющее и предъявляющее товары и транспортные средства на таможне от собственного имени.

 

Перевозчик — это лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

 

Таможенный режим — это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, для таможенных целей.

 

Таможенное оформление — это установленная нормами таможенного законодательства процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

 

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле и иного законодательства РФ, контроль за исполнением которого отнесен к компетенции таможенных органов.

 

Зона таможенного контроля — это специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации.

 

Таможенные платежи — это таможенная пошлина, налоги и иные платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами.

 

Таможенная пошлина — это платеж, взимаемый таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу РФ и являющийся неотъемлемым условием такого перемещения.

 

Резиденты - это: Физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами. Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), расположенные на территории России и образованные в соответствии с российским законодательством, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации. Российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Нерезиденты – это физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, включая временно в ней находящихся.

Юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России.

 

5 вопрос «Понятие, предмет и метод таможенного права России.»

ТАП — отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ТС) через таможенную границу РФ.

ТАП регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль, ответственность в таможенной сфере.

ТАП — самостоятельная отрасль российского права:

1) имеет свой предмет регулирования — широкий круг общественных отношений в таможенной сфере;

2) имеет свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и служащие этих органов, с одной стороны, и физические и юридические лица, — с другой;

3) имеет свой круг объектов регулирования — товары и ТС, перемещаемые через таможенную границу;

4) для ТАП характерен комплексный метод правового регулирования, сочетающий административно-правовой подход и гражданско-правовой метод;

5) у ТАП есть свои источники регулирования — ТаК РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», подзаконные НПА.

Предмет ТАП — общественные отношения в таможенной сфере, связанные с:

1) организацией таможенного дела в стране;

2) таможенным оформлением;

3) таможенными режимами;

4) специальными таможенными процедурами;

5) правонарушениями в таможенной сфере и ответственностью за их совершение;

6) участием РФ в международно-правовом сотрудничестве в таможенной сфере.

 

 

Методы ТАП:

1) Административно-правовой метод регулирования (стороны находятся в неравном положении, одна из них подчиняется другой; в таможенном деле установлен жесткий порядок перемещения товаров через таможенную границу; альтернатива действиям лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных параметрах);

2) Гражданско-правовой метод (предполагает равенство сторон правоотношения; с его помощью допускаются альтернативные действия; в случае спора стороны обращаются в суд для разрешения спорной ситуации) (пример: выбор таможенного режима для перемещения товаров через таможенную границу).

6 вопрос «Субъекты таможенного права России.»

Субъектом таможенного права является носитель определенного вида прав и обязанностей, данных ему государством и отражающих регулирование общественных отношений в области таможенного права.

К субъектам таможенного права можно отнести:

1) таможенные органы;

2) государственных служащих таможенных органов и служащих таможенных организаций;

3) юридических лиц;

4) физических лиц.

Субъекты таможенного права в зависимости от их прав и обязанностей принято разделять на три вида: общие, специальные и иные субъекты.

Общие субъекты таможенного права — это физические и юридические лица, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Статья 16 ТК РФ устанавливает, что, если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, субъектом таможенных правоотношений является российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.

К специальным субъектам таможенного права можно отнести таможенные органы и государственных служащих, работающих в таможенных органах, т. е. это те субъекты, которые обладают особенными правами и обязанностями в сфере таможенных правоотношений. Таможенные органы и служащие таможенных органов являются носителями особого правового статуса, установленного таможенным законодательством РФ для регулирования правоотношений в пределах компетенции таможенного права.

Иными субъектами таможенного права являются российские и иностранные юридические и физические лица, а также различного рода субъекты международных торговых отношений, так или иначе связанные таможенными правоотношениями. Юридические и физические лица РФ в равной степени обладают правами на осуществление внешнеэкономической деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.