Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о методах, приемах и средствах воспитания




Самостоятельная работа №3

Самостоятельная работа №2

Самостоятельная работа №1

План изучения темы

Тема 5. Методы и формы воспитания

1. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

3. Характеристика основных методов воспитания:

а) методы формирования сознания, суждений и оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, внушение);

б) методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций, игра);

в) методы стимулирования поведения (соревнование, поощрение, наказание);

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки.

4. Условия выбора методов воспитания.

5. Формы воспитания. Классификация форм воспитания.

 

Разработка одной из форм внеклассной работы (определение темы, цели, задач, структуры, оборудования, подготовительной работы с детьми)

 

Формы внеклассной работы (на выбор студента):

  • Игра-путешествие
  • Устный журнал
  • Беседа
  • Конкурс
  • Читательская конференция
  • Экскурсия

· Тематический концерт

 

Характеристика методов воспитания (по 3 метода из каждой группы)

План:

  • Сущность метода.
  • Функции (назначение метода).
  • Виды (используемые приемы).
  • Требования к методу.

· Примеры (из жизненного опыта, литературы).

 

Литература:

1. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А.Сластенина. М., 2002.

2. Педагогика/ Под ред. Л.П.Крившенко. М., 2004.

3. Подласый И.П. Педагогика. М., 2002.

4. Селиванов В.С.Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М., 2002.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 1999.

6. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 1998.

 

Примеры использования методов воспитания из художественной и педагогической литературы (А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Ш.Амонашвили «Здравствуйте, дети!», В.А.Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Методы воспитания способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

Это определение соответствует гуманистическому пониманию процесса воспитания как совместной деятельности учителя и учеников и основному закону воспитания: воспитывать, организуя деятельность воспитанников.

Методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Прием воспитания – составная часть метода, входящая в его структуру и употребляемую в конкретной ситуации.

Например: метод поощрения включает в себя похвалу, благодарность перед классом и др.;

Метод убеждения: внушение, разъяснение, беседа и др.

Приемы воспитания можно разделить на 2 группы:

  1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляющие учащихся. Это созидающие приемы, т.к. они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные качества: внимание, проявление заботы, просьба, проявление огорчения, моральная поддержка, доверие, авансирование и др.
  2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуждая отрицательные чувства ребенка (стыд, раскаяние). Это тормозящие приемы, т.к. они способствуют преодолению негативных качеств и расчищают почву для развития положительных.

Педагогическая технология -это система последовательных действий и операций педагога, ведущих к запланированным результатам при организации воспитательной работы с детьми.

Средства воспитания -совокупность материальных, эмоциональных и интеллектуальных условий, способствующих эффективному формированию личности.

  1. В широком толковании это все социальное, культурное и природное окружение, все социальные институты и создания цивилизации.
  2. Предметы, вещи окружающей среды, специально включенные в процесс воспитания (пособия, игрушки, технические приборы и т.д.).
  3. Виды деятельности (учение, игра, труд, общение). Виды внеурочной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная деятельность, общественная, эстетическая, досуговая.

4. Формы воспитательной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.