Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Западной Европы второй половины ХIХ в




Реализм – ведущее направление в европейской культуре и искусстве этого периода. Создание теоретической программы реализма. Критический реализм как особое проявление реализма середины XIX столетия. Тема национальной истории, пейзажа, бытовой картины. Мастера барбизонской школы и становление французского реалистического пейзажа (Теодор Руссо, Жюль Дюпре, Нарцисс Диаз, Констан Тройон). Культ естественного природного мотива, работа на открытом воздухе. Поэтизация крестьянского труда в творчестве Франсуа Милле. («Веятель, «Сеятель»). Типичность и характерность образов. Эпическая монументальность композиций («Сбор колосьев», «Человек с мотыгой»). Обобщенность живописной манеры. Густав Курбе – вождь французских реалистов. Борьба против салонного искусства. Значительность и монументальность образов («Дробильщики камней», «Похороны в Орнане»). Обращение к теме провинциальной жизни. Меткость портретных характеристик. Многожанровость в творчестве Г.Курбе (портрет Ш. Бодлера, композитор Г. Берлиоз за роялем, «Здравствуйте, господин Курбе). Использование контрастов и сдержанность колорита. Обращение к анималистике, марине («Козули у ручья», «Волна»). Деятельность Курбе в дни Парижской коммуны.

Социально-критический характер творчества О. Домье. Домье как график. Ирония и гротеск его карикатур. Работа в журнале «Карикатура». Создание образа борца-революционера («Руки прочь! Свобода печати!»). Обращение к бытовым темам (серия «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы»). Показ жизни большого города в живописи («Прачка», «Любитель эстампов», «Вагон 3-го класса»). Широкая обобщённая манера письма, сдержанность колорита, кадровое построение композиций.

Архитектура. Влияние на её развитие роста городов. Преобладание инженерно- технических сооружений и зданий репрезентативного характера. Эклектика – преобладающий стиль в архитектуре. Утрата цельности в городских ансамблях. Снижение качества композиций в городских застройках. Выработка специфического языка в архитектуре этого периода.

Расцвет салонного искусства как результат проявления реакции на поражение Парижской коммуны. Рост условно-стилизаторских и мистико-символических тенденций в творчестве Пюви де Шавана и религиозно-мистических композициях Г. Моро.

Бунт молодых французских художников против салонного и академического искусства. Традиции и новаторство в творчестве Э. Мане. Особенности его живописи в колорите и композиции. Обновление языка живописи в творчестве молодого поколения. Традиции барбизонцев как основа пленэрной живописи импрессионистов. Эстетическая программа и живописная система импрессионистов. Ограниченность творческого метода импрессионистов. Творчество К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, Э. Дега. Импрессионизм в скульптуре О. Родена: подчеркнутая эскизность и незавершённость, использование естественной фактуры материала как средства выразительности. Роль искусства О. Родена в формировании новаторства в скульптуре начала 20-го века.

Постимпрессионизм как явление в искусстве рубежа веков. Индивидуальность и своеобразие творчества постимпрессионистов. Отход от фиксации сиюминутных состояний окружающего мира. Метод пуантилизма Ж. Сёра и П. Синьяка (неоимпрессионизм). Сезанн, его творческий метод и живописная система: устойчивые закономерности цветовых созвучий и форм, интерес к материальной предметности. Конструктивная передача формы; обобщённость рисунка. Влияние на дальнейшее развитие искусства 20-го века. Экспрессионизм В. Ван Гога. Цветовой строй живописи и фактуры живописной поверхности. Графика Ван Гога. Синтетизм П. Гогена. Поиски красоты и гармонии в естественной жизни «природного» человека. Обобщение форм и линий. Монументальность полотен за счёт использования больших цветовых плоскостей. Графика и живопись А. Тулуза Лотрека. Выразительная гротесковая острота и своеобразие рисунка. Мир лотрековских образов. Работа над театральной афишей.

Истоки зарождения стиля модерн как идеи синтеза искусств под эгидой архитектуры, как реакция на засилье эклектики. Новые строительные материалы, декоративность, обращение к историческим стилям (направленность национального романтизма в европейских странах). Особенности проявления модерна в различных странах Европы (Ар Нуво, Либерти, Югендстиль, Сецессион).

Развитие символизма и рост стилизаторских тенденций (О. Редон, А. Бёклин). Проявление символизма и экспрессионизма в творчестве норвежского художника Э. Мунка и швейцарского художника Ф. Ходлера.

 

Литература для дополнительного чтения и изучения темы

Основная:

Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX в. М., 1981.

Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века. М., 1962.

Дополнительная:

Вентури Л. Художники Нового времени. М., 1956.

Ревалд Д. История импрессионизма. М.; Л., 1959.

Ревалд Д. Постимпрессионизм. М.; Л., 1962.

Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. Л.,1962.

Кожина Е.Ф. Романтическая битва. Л., 1969.

Калитина Н.н. Французская пейзажная живопись 1870 – 1970. Л., 1972.

Калитина Н.Н. «Эпоха реализма» во французской живописи XIX в Л., 1972.

Рейтерсвард О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М., 1974.

Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. Очерки. М., 1975.

Импрессионисты. Их современники. Их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка. М., 1976.

Куликова И. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978.

Мёрфи Ричард. Мир Сезанна: 1839-1906 /пер. с англ. М. Шейнкера. М., 1998.

Уоллэйс Роберт. Мир Ван Гога: 1853 – 1890/ пер. с англ. О. Рязановой. М, 1998.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.