Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальное самосознание белорусов

Евреи.14-15вв. появ. в ВКЛ и РП, бежали из Герм. Жили замкнут.группами, только в городах. К моменту присоединения Бел. к Росс. их нащитыв. 350-400т. К началу Первой Миравой Войны – 1 млн. 250т. После Октябрь. рев. из этой цифры примерно 250 т. сразу уехали. На кануне 2-й Мир. войны их нащит. 650 т. В 1959 – 159т. 1974 –Екатер. подпис. приказ о запрете жить в городах и они пересел. в Беларусь. В 1979 – цифра значительно упала. Евреев нащитывалось не более 28т. К 2010г. – 0,1% от общей численности населения. Армяне, Азербайджанцы, Китайцы, Татары, Цыгане.

В Беларуси существует 25 организаций, которые ведут наблюдение за нац. меньшенствами. По их подсчётам, китайцев выросли на 20%, татары около 10тыс.тат, цыгане - 12 тыс. Хотя на данный момент, их численность сократилась на 23%. Из истории, можно сказть, что при Витовте многие переселялись. Цыгане появились на терретории Б. в 14 в., в г.Мир. В 1994 вышел декрет о наиональном меньшенстве, свободе, культурно-национальном развитии. Что касается расселени, то армяне селяться в Минске и Бресте, азербайджанцы – в Бресте и Гомеле. Татары – Смиловичи и Ивье.

 

55. Белорусы в мире. Причины: поиски благоприятн.климата, побеги. Причины 3-х переселений: 1-я волна перес.-экон. (1870-1910). После 1861 в Росии разв. капитализм. способ.пересел. в страны Южн.Америки; на Восток-600 ты.чел, на Зап.-800 тыс.чел. 350тыс. белорусов брали паспорта на выезд в Россию, 380 выезжвли в Сибирь. 2-я волна (1914-1920)- полит. течение (рук-во БНФ, бел.эсеры, лица, не согласн. с сов.властью).Причины: Перв.миров.война, Гражд. вой-на, иностр.интервенция, потрясен. окт.1917. В 20гг поли-тика белорусизации, 30-е – репрессии (270тыс.чел).3-я волна (1939-1945) в р-не г.Гомеля и Могил. сдерж.бои. 1млн.500тыс. чел.эвакуир.400-700 молодых белорусов отпр. на работу в Герм. Сотни тыс.оказались в плену в США и Канаде. В Нью-Йорке – газ. «Белорус» на бел.яз. 1951- Институт бел.науки и искусства, радиостанция. Белорусы 3-ей волны в штатах: Нью-Йорк, Мечиган, Калифорния, Флорида, Огайо. 1-й Конгресс белорусов мира (рук.Витовт Кинель). За пределами РБ прож. от 3 дл 3,5млн.чел. Больше всего в РФ (более 1 млн.), на Украине около 400тыс. 56.Менталитет и нац. характер Беларуси. Особенности мышления, мировосприятия и поведения, наследуемые людьми от прошлых поколений без ясно-го осознания этого наз. менталитетом. Его конкретн. черты складыв. в единстве с его традициями, культу-рой,социальн.структурами, природн.средой обитания. Особенности нац.хар-ра бел.: 1)трудолюбие. Невозм. переоценить значение трудолюбия бел. в их формиро-вании, обеспечении своей выживаемости среди беспре-рывн.бурь истории, в создании совр.облика своей стра-ны. Ныне Б.–высоразв. в технолог., соц.-эк., полит. и культ. отношении страна. Благодаря трудолюбию и та-ланту народа она уверенно набир. темпы продвижения по пути формир. постиндустриальн. (информацион.)об-ва. 2)Толерантность. У бел. в значит. мере предопре-деляется особым положением б. в европейском куль-турно-цивилизацион.пространстве (на перекрестке противоборства вост. и зап. реллигиозн. и культ.ориен-таций). Характ.черта поведеня – терпимое отношение к иным этнич. и конфессион. группам и общностям. 3) Собранность -тип отношений. при кот.кажд.проявл.оза-боченность не только собой. но и др. Коллективизм- один из осн.принципов жизнедеят.бел.

 

56. Менталицент и нац. хар-р. бел. Менталитет (ментальность) – (от лац. mens-мышление, склад ума) это своебразный способ мышления, склад ума отдельного человека, либо какой-то группы людей.

Менталитет проявляется в глубинных пластах самосознания и подсознания человека, он является источником его веры, убеждений, эмоций под влиянием особенностей исторического пути страны, народных традицый, обычаев, языка, природных климат. условий,; он может выступать как фактор исторического прогресса и как причина “отстования” или сопротивления переменам в соц., эконом. и полит. сфере (инерция менталитета). Представители разных возростов, стран, народов, соц., конфессиональных, полувозрастных групп имеют спецефический менталитет. Структура менталитета включает в себя представления о пространстве и времени, человеке, его отношении, представлении о его морали. Выделяются несколько структур менталитета и его разнеовидности (напр. национальный, проффесиональный, религиозный и т.д.). Термин менталитет появился в сер. 19в. (1856). Ввёл его Энгельс. Менталитет белоруссов формировался на протяжении многих столетий и преобретал свои типичные черты в спецефических условиях общественной, духовно-культурной жизни. В древности, жителям Беларуси были свойственны: языческий полетеизм (вера в сущ. многих богов), пантеизм (обожествлен. животных),

аменизм (вера в душу), вербальная магия. Между человекам и окружающей его природой была развита сильная связь. После принятия христианства (конец 10в.) происходит сплетение, взаимопроникновение двух типов менталитета: языческого и хрестианского. Для этого переплетения (конвергенции) были зарактерны: монотеизм (представление об одном Боге). Так же были идеи о спасении души, для чего выполняли обряды, отмечали религиозные праздники и т.д. и т.п. Белорусам всегда было свойственно стремление к сочетанию труда и отдыха, приспосаблив. к природносезонным временам (календарным). Беларуси на протяжении столетий было свойственно высокая духовность, толерантность (терпимость к людям с противоположным мнением), потреотизм, уровень религиозности, трудолюбие и т.д. Менталитет в своих чертах долгое время оставался без изменения. В конце 19в., нач. 20, под влиянием социальноэкономич. и общественнополит. обстоятельств, значительной части белорусов стали свойственны: атеизм, заидеологизированность, нетерпимость к инакомыслию и т.п. В современный период в менталитете белорусов укрепляются идеи о независимости страны, построения демографического общества, свободгного развития и самоутверждения личности. Национальный характер – это савакупность псих. черт и качеств, присущих большинству людей той или иной нац. общ.Существуют теории нац. х-ра: 1)Биологическая (на гинет. ур-не) 2)социальноисторическая (общество). 150-100 лет наз. появилась этнопсихология – наука изуч. нац. х-р. Она выделела несколько типов людей: экстраверты (всё на показ) и интроверты (всё в себе). Нац. х-р – это подсознательный уровень. Для белорусов можно выделить такие черты, как: трудолюбие, коллективизм, гостеприимность, законопослушность (это условнополит. черта белорусов), конформизм (поклонение определённым идеям), ксенофобию (условноотрец. черта бел.)

 

Нац. самосознание – это савакупность представлений, чувств и знаний о своей пренодлежности к определённому периоду. Первичные элементы нац. самосознания начинают складываться ещё в эпоху первобытного общества. Формиров. нац. самосознания завершается в процессе переформирования народнасти в нацию, на основе осознания людьми общности своего происхождения и неразрывной связи с радной землёй, на основе ощущения самобытности своей культуры, языка, нац. хар-ра, менталитета и чувства общенац. соледарности. Осознание белоусами самобытности общности и своей принадлежн. к ней поначалу происх. в среде ее наиболее образованнной части. Это получ. свое отраж. в бел.летописях., произведен.лит-ры и сочинениях общественно-полит.хар-ра. Идеи патриотизма, достоинства своего народа. гордости за свою Родину стали доминирущими в творчестве Ниолая Гуссовского, Сымона Будного, Василя Тяпинского и др. отечеств.мыс-лителей. В это время произошла оконч. самоидентификация бел.общности. В структуре нац. самосознания органически связаны идеологические, эмоциональночувственные элементы. Нац. самосознание из большенства народов мира сфармир. на рубеже 18 ст. в результате усиления консолидации этносоциальных общностей, активизации национальноосвободительного движения, когда сформировались нации современного типа (англ., франц., немцы и т.д.). На особенность склада самосознания влияет: общественнополит., этнокультурное, конфессиональные и др. Ускоренеие не редко обусловленно возникновением культурной асимиляции внешней огресси и др. причин. Исторический опыт сведетельствует, что при одинаковых условиях уровень нац. самосознания чаще бывает более высоким у относительно немногочисленных народовпо сравнению с другими нациями. Нац. самосознание находиться в чустве нац. достоенства, любви к своему народу и стране. Нац. самосознание жителей Беларуси в древности былосвязано с общностью происхождения чувств, единства общества проживания и т.д. Собственно нац. самосознание начало фармироваться на рубеже 19-20 вв. Что было вызвано усилением нац. освобод. движением и началом складывания белорусской нации. В начале, более высокий уровень нац. самосознания был свойственен представит. интелегенции. В 20-е годы 20в., в условиях политики беларусизации, подавляющая часть населения сформировала довольно высокий уровень самосознания. В последующее 10летее, развитие нац. самосознания было замедленным, в результате усиления процессов асимиляции бел общества. В современный период углубление нац. самосознания является важным средством самосохранения бел. нации и раскрытие её творческих возможностей в деле построения свободного демакратического и независимого общества.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепция кайдзен | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.