Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Э. Кассирер




Н. Трубников

Философское отношение есть особая форма человеческого отноше­ния к миру. Философия в качестве определенного рода мировоззрения есть то, чем человек обладает до того, как создает школы (в том числе и философские), подобно тому как человеческое познание мира вообще есть то, чем человек обладает до того, как образует институты (в том числе и такие общественные институты, как наука). Философия как определенного рода концепция жизни, как связанное с тем или иным пониманием человека мироведение или, как связанное с тем или иным пониманием мира человековедение — позволяет человеку понимать, а не только знать, позволяет осмыслить связь знания с действительностью его бытия, истолковать эту действительность в свете знания, как и знания в свете этой действительности, то есть включить знание в общую картину человеческой жизнедеятельности, придав ему роль связующего звена между человеком и миром и проведя тем самым ту предвзятую человеческую и в этом смысле заинтересованную и субъективную точку зрения, которая оказалась под запретом в чисто познавательном (науч­ном) отношении к миру и которая кладется в основание философского отношения к миру.

Философия символических форм исходит из предпо­сылки, согласно которой если существует какое-то оп­ределение природы или «сущности» человека, то это определение мо­жет быть понято только как функциональное, а не субстанциональное. Мы не можем определять человека с помощью какого бы то ни было внутреннего принципа, который устанавливал бы метафизическую сущ­ность человека; не можем мы и определять его, обращаясь к его врожден­ным способностям или инстинктам, удостоверяемым эмпирическим на­блюдением. Самая главная характеристика человека, его отличитель­ный признак — это не метафизическая или физическая природа, а его деятельность. Именно труд, система видов деятельности, и определяет область «человечности». Язык, миф, религия, искусство, наука, история суть составные части, различные секторы этого круга. «Философия чело­века» — это, следовательно, такая философия, которая должна прояс­нить для нас фундаментальные структуры каждого из этих видов челове­ческой деятельности и в то же время дать возможность понять ее как органическое целое. Язык, искусство, миф, религия это не случайные, изолированные творения — они связаны общими узами.

№3. Формирование системы современного философского знания. Философия и другие формы культуротворчества (религия, искусство, мораль, наука)

Структура философского знания:

-онтология (учение о бытии);

-гносеология (учение о познании);

-антропология (учение о человеке, его назначении, деятельности);

-социальная философия (учение об обществе, философия истории).

Также в структуру философского знания включают дополнительные философские дисциплины: этика, эстетика, философия языка, философия политики, философия права.

В период зарождения классической европейской философии в Древней Греции (7-5- вв. до н.э.) свою главную задачу первые философы видели в создании учения о бытии. Под философией вплоть до Аристотеля понималось всё знание человека о мире («логос») в отличие от разнообразных представлений человека о богах («мифос») и мнений людей («докса»). Аристотель разделил знание о бытии на 2 части: одна должна заниматься изучением отдельных фрагментов бытия, а другая, которую он сам назвал первой философией, а его ученики метафизикой, - анализом первооснов бытия в целом. Тем самым в истории науки Аристотель занял место основоположника отдельных дисциплин (физики, психологии, политики и т.д), а в истории философии остался как создатель первой целостной и всеобъемлющей метафизической системы. Колоссальный авторитет Аристотеля и особые условия развития науки и духовной жизни традиционно-аграрного общества привели к тому, что вплоть до знаменитого «коперниканского переворота» в философии И.Канта понятия «метафизика» и «философия» отождествлялись.

Средневековье. Господство христианства. 13 век – личность Фомы Аквинского. Его усилиями метафизика превратилась в основу рационалистической теологии.

Господство метафизики как учения о неких вечных, абсолютных и неизменных законах бытия в европейской мысли от Античности до 18 века можно объяснить тем, что метафизика соответствовала как типу социальных отношений, так и менталитету традиционного аграрного общества с его способом взаимодействия с природой, простым воспроизводством материальных условий жизни, сакрализацией иерархического социального порядка, господством традиционализма в духовной жизни. В 18 веке – ослабление позиций метафизики в системе философского знания. Причины для этого:

1) Развитие эмпирического естествознания (Ньютон, Бойль, Гук) привело к отказу от тех умозрительных метафизических спекуляций, с помощью которых творцы великих метафизических систем 17 века Декарт, Гоббс, Спиноза, Лейбниц пытались обосновать методологию и основные принципы нового естествознания (Ньютон: «Физика, бойся метафизики!»)

2) Д.Юм, основываясь на постулатах сенсуализма и эмпиризма, беспощадно критикует основоположения метафизических учений 18 века – концепции субстанции и причинности.

3) Критика Ж.Ж.Руссо мысли Просвещения о решающей роли науки в моральном развитии человеческого общества привело к идеям о том, что не эгоистический разум, а врождённое чувство сострадания должно быть основой общественных отношений.

И. Кант, автор «коперниканского переворота» в философии, считал, что именно идеи Д.Юма и Ж.Ж.Руссо пробудили его от «догматической спячки».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.