Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГрофС. Космическая игра. М., 1997. С. 207—241




С этой точки зрения волновая функция, которая как раз и представ­ляет собой описание «чистых потенций» (готовности к актуализации), — это и есть изображение объективно существующего в природе «идеаль­ного» или «внечувственного» начала, аналогичного по своему онтологи­ческому статусу «идеям» Платона.

На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в философии. Мир идеального включа­ет в себя ощущения и эмоции, воображение и фантазию, понятия и представления, идеи и идеалы. Идеальное — это мир чувственных и мыс­ленных образов, созданных человеком и отражающих внешний мир.

«Идеальное» обозначает как содержание, так и результат процесса пси­хического отражения действительности, формирующего образ предме­та, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия пред­мета в голове человека». Идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, а также опос­редствованными формами, созданными предшествующими поколени­ями людей. Отсюда проблема материального носителя идеального по­лучает свое решение в трех подходах, осуществляющих поиск идеально­го на стороне субъекта, на стороне практики, на стороне объекта.

Эвальд Васильевич Ильенков рассматривает идеальное как объекти­вированную мыслительную форму. Оно не тождественно субъективной реальности. Идеальное — не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид. Оно конструируется человеком в соответствии с его потребно­стями, интересами, целями и подлежит реализации на практике. К иде­альному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие жиз­недеятельность людей, правовые установления, ритуально-узаконенные схемы деятельности. Существо подхода Ильенкова: идеальное существует только в деятельности, а не в ее результатах, ибо деятельность есть постоянное отрицание наличных, чувственно воспринимаемых форм ве­щей, их изменение и снятие в новых формах.

<...> Не­мецкая классическая философия потому-то и сделала огромный шаг вперед в научном уразумении природы «идеальности», что впервые пос­ле Платона перестала понимать «идеальность» узко психологически, как английский эмпиризм, и поняла, что идеальное вообще не может быть сведено к простой сумме «психических состояний отдельных лиц» <...>. Эта мысль у Гегеля достаточно четко выражена в той форме, что «дух вообще» как «всеобщий дух», как «объективный дух», как «абсолютный дух», — ни в коем случае не может быть ни представлен, ни понят как единичная «душа», «психика». <...> Гегель поэтому и видит заслугу Платона перед философией в том, что тут «реальность духа, поскольку о противоположен природе, предстала именно организацией некоторого государства», а не организацией некоторой единичной души, психики отдельного лица, тем более — отдельного мозга.

Действительное материалистическое решение проблемы <...> было найдено Марксом, который «имел в виду» совершенно реальный про­цесс, специфически свойственный для человеческой жизнедеятельнос­ти. Процесс, в ходе которого материальная жизнедеятельность обще­ственного человека начинает производить уже не только материальный, но и идеальный продукт, акт идеализации действительности (процесс превращения «материального» в «идеальное»), а затем, возникнув, «иде­альное» становится важнейшим компонентом материальной жизнедея­тельности общественного человека, и начинает совершаться уже проти­воположный первому процессу — процесс материализации (опредме­чивания, овеществления) идеального.

<...> «идеальное» существует только в человеке. Вне человека и по­мимо него никакого «идеального» нет. Но человек при этом понимается не как отдельный индивид с его мозгом, а как совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически человеческую жизнедеятельность, как «совокупность всех общественных отношений», завязывающихся между людьми вокруг одного общего дела, вокруг процесса общественного производства их жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.