Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в системе современных международных экономических отношений




Вопрос

Вопрос

Вопрос

 

Особые экономические зоны в России.

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.

Особые экономические зоны, действующие на основании Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах"

 

Промышленно-производственные особые экономические зоны:

- на территории Грязинского района Липецкой области (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 782);

- на территории Елабужского района Республики Татарстан (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 784);

- на территории муниципального района Ставропольский Самарской области (создана Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 621);

- на территории муниципального образования Верхнесалдинский городской округ Свердловской области (создана Постановлением Правительства РФ от 16.12.2010 N 1032);

- на территории Псковского района Псковской области (создана Постановлением Правительства РФ от 19.07.2012 N 729);

- на территории муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" Калужской области (создана Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1450).

Технико-внедренческие особые экономические зоны:

- на территории г. Москвы (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 779);

- на территории г. Санкт-Петербурга (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 780),

- на территории г. Дубны (Московская область) (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 781);

- на территории г. Томска (создана Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 N 783);

- на территориях Верхнеуслонского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан (создана Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1131).

Туристско-рекреационные особые экономические зоны:

- на территориях муниципальных образований "Майминский район" и "Чемальский район" Республики Алтай (создана Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 N 67);

- на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия (создана Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 N 68);

- на территории Алтайского района Алтайского края (создана Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 N 69);

- на территориях города-курорта Анапы, города-курорта Геленджика, г. Сочи и Туапсинского муниципального района Краснодарского края (создана Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 N 70). Особая экономическая зона досрочно прекратила свое существование в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N 752, вступившего в силу 13 октября 2010 года;

- на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области (создана Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 N 72);

- на территории Зеленоградского района Калининградской области (создана Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 N 73). Особая экономическая зона досрочно прекратила свое существование в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.12.2012 N 1330, вступившего в силу 1 января 2013 года;

- на территории острова Русский Владивостокского городского округа Приморского края (создана Постановлением Правительства РФ от 31.03.2010 N 201);

Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 создан туристический кластер, состоящий из:

- территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики;

- территории Апшеронского района Краснодарского края;

- территории Майкопского района Республики Адыгея;

- территорий Черекского, Чегемского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарской Республики;

- территорий Алагирского и Ирафского районов Республики Северная Осетия - Алания;

- территории Хунзахского района Республики Дагестан.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1195 создана особая экономическая зона на территориях Джейрахского и Сунженского районов Республики Ингушетия, которая также включена в состав данного кластера.

Постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 N 71 создана особая экономическая зона на территориях города-курорта Ессентуки, города-курорта Железноводска, города-курорта Кисловодска, города Лермонтова, города-курорта Пятигорска, Минераловодского и Предгорного муниципальных районов Ставропольского края. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1434 данная особая экономическая зона включена в состав туристического кластера, образованного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 833.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 N 865 создана туристско-рекреационная особая экономическая зона "Ведучи" на территории Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики, которая включенная в состав туристического кластера, образованного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 833.

Портовые особые экономические зоны:

- на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (создана Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1163);

- на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (создана Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1185);

- на территории муниципальных образований Кольский район и город Мурманск Мурманской области (создана Постановлением Правительства РФ от 12.10.2010 N 800).

© КонсультантПлюс, 1992-2014

 

Регулирование иностранных инвестиций в РФ.

Развитие международных связей и мирового рынка капитала усиливает необходимость регулирования финансовых потоков, перетекающих из страны в страну.

Прямые иностранные инвестиции регулируются на национальном и международном уровнях. Основной формой регулирования на международном уровне являются международные инвестиционные соглашения. В них согласуются и укрепляются меры по регулированию ПИИ между соответствующими странами. Такие соглашения могут иметь двусторонний или многосторонний характер. Участниками этих соглашений выступают национальные правительства и межправительственные экономические организации, такие как ВТО, ОЭСР (организация по экономическому сотрудничеству и развитию), МОТ (международная организация труда и др.). Чаще всего между странами участниками заключаются двусторонние соглашения. В них разрабатывается механизм защиты инвестиций, гарантии против некоммерческих рисков, порядок разрешения споров.

Привлечение иностранных инвестиций в страну зависит в основном от национального законодательства. Основное место в этой работе принадлежит созданию системы стимулов. Политика стимулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах существенно различается. В развитых странах используют в основном финансовые средства, а в развивающихся государствах и странах с переходной экономикой - фискальные и налоговые средства.

Чаще всего слаборазвитые страны используют налоговые стимулы. Цель такого стимулирования - привлечь иностранные капиталы для целей реструктуризации экономики, ускорения темпов экономического роста. Наиболее часто используются налоговые каникулы, инвестиционные скидки, налоговый кредит, ускоренная амортизация, инвестиционные субсидии, льготы косвенного налогообложения.

Инвестиционные скидки и налоговый кредит по сравнению с налоговыми каникулами являются более действенными для привлечения капитала. Налоговый кредит - это вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов с возможным использованием этого кредита для последующих капиталовложений. Механизм этого инструмента достаточно прост. Определенная сумма налогового кредита зачисляется на специальный налоговый счет. Компания, получившая такую льготу, считается обычным налогоплательщиком, подлежит всем действующим условиям налогообложения. Суммы налогового кредита могут быть включены в баланс как налоговые расходы и подлежат той же проверке, что и любые другие расходы фирмы.

Система инвестиционных скидок применяется

в форме снижения налоговых ставок и имеет тот же эффект, что и налоговый кредит. Если корпоративный налог имеет несколько ставок, целесообразна инвестиционная скидка не в абсолютном выражении, а в форме процентной ставки. Инвестиционная скидка может быть на истощение недр, предоставление которой ведет к уменьшению налогообложения прибыли в добывающих отраслях. В России подобные скидки имеют место при реализации инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе.

Еще одна разновидность инвестиционных скидок- уменьшение корпоративного налога на половину разницы между расходами на НИОКР текущего года и средними затратами на научные исследования двух предшествующих периодов, но с учетом роста цен. Это может быть разовая мера или постоянная. Так, в Испании действует постоянный налоговый кредит в размере 20% от расходов предпринимателей на НИОКР.

При ускоренной амортизации по сравнению с обычной большая часть прибыли попадает в издержки производства и освобождается от налогообложения. Например, в Германии ежегодные нормы амортизации производственных сооружений со средним сроком службы 25 лет составляют в первые четыре года 10%, в последующие три года - 5% и по 2,5% в оставшиеся 18 лет. Причем нормы амортизации дифференцированы по отраслям, в отдельных секторах экономики они значительно выше.

Ускоренная амортизация по сравнению с другими формами налогового стимулирования имеет преимущества: ее механизм проще и дешевле, и если она предоставляется на временной основе, то в краткосрочном периоде она стимулирует рост капиталовложений.

Инвестиционные субсидии являются разновидностью инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление проблематично, они используются редко, так как имеется риск возникновения отрицательного бюджетного эффекта.

Стимулирование косвенных налогов осуществляется в форме исключения из обложения НДС сырья и капиталоемких товаров, а также введение системы условно беспошлинного ввоза. Льготы в отношении косвенных налогов применяются для стимулирования экспорта и считаются наиболее приемлемой с правовой точки зрения практикой. Другая форма - ликвидация или уменьшение таможенных ставок.

Особое место в стимулировании иностранных инвестиций занимает создание свободных экономических зон (СЭЗ). Это зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающие благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

В зависимости от вида деятельности различают пять типов зон:

1) ограниченная национальная таможенная территория, в рамках которой осуществляются операции по складированию и адаптации товаров к условиям рынков сбыта;

2) промышленно-производственные зоны со специальным таможенным режимом, в которых промышленные компании производят экспортную и импортозамещающую продукцию, используя систему стимулов;

3) технико-внедренческие зоны, в которых находятся национальные и зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные компании, пользующиеся действующей системой льгот;

4) сервисные зоны, т.е. территории со льготным режимом для предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих разные виды финансовых и нефинансовых услуг;

5) комплексные зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории одного административного района.

Каждая из этих зон имеет свои особые льготы в отношении инфраструктуры, банковских услуг, малого и среднего бизнеса. Но базовые льготы одинаковы для всех зон. К ним относятся:

- внешнеторговые льготы (беспошлинный ввоз и вывоз товаров на территорию СЭЗ);

- налоговые льготы (налоговые каникулы на срок 5-20 лет, полное или частичное освобождение от уплаты налогов реинвестируемых прибылей на срок 5 лет, скидки с налога на прибыль). Иностранные инвесторы освобождаются от налогов на собственность и налога с оборота;

- финансовые льготы (инвестиционные субсидии новым вкладчикам капитала, льготные государственные кредиты и проч.);

- административные льготы (упрощенный порядок регистрации компании, въезда-выезда иностранных граждан и др.).

В целом одних только льгот недостаточно для привлечения иностранного капитала. В этом случае имеет значение состояние инвестиционного климата в стране: политическая и экономическая стабильность, уровень развития инфраструктуры, стоимость и квалификация рабочей силы и проч.

На территории Российской Федерации еще в эпоху СССР в конце 80-х гг. была сделана попытка создания свободных экономических зон. Целью их создания была активизация внешнеэкономической деятельности производителей путем создания совместных предприятий. Но в то время эта программа не представляла большого интереса ни для потенциальных иностранных инвесторов в связи с ограниченностью возможностей освоения российского рынка, ни для российских предприятий в связи с отсутствием стимулов к образованию новых предприятий в СЭЗ и возможностей реализации эффективных проектов. Поэтому созданная Союзная программа не была выполнена.

Вторая волна образования и развития российских СЭЗ прошла в 1990 г., когда было создано 19 экстерриториальных экономических образований. Толчком к этому послужило принятие постановлений "О создании зон свободного предпринимательства" и о создании СЭЗ "Сахалин". В 1994-1995 гг. были разработаны и внесены в Государственную Думу РФ три альтернативных проекта федерального закона "О свободных экономических зонах". И хотя тогда ни один не был принят, внимание общества к этой проблеме было привлечено.

В настоящее время в РФ действуют 15 свободных экономических зон. Часть из них уже существовала, а часть была создана на основе принятого 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и последующих изменений к нему. Особыми экономическим зонами федерального значения являются промышленно-производственные зоны (в Липецкой области и республике Татарстан), технико-внедренческие (Санкт-Петербург, Зеленоград, Дубна и Томск), туристско-рекреационные (Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский край, республики Алтай, Бурятия) и две региональные СЭЗ в Калининградской и Магаданской областях.

Опыт создания и развития ОЭЗ показывает, что практически никогда зоны не развиваются в полном соответствии с первоначальными планами. Причинами этого является сложность механизмов взаимодействия зоны с окружающей средой, неудачный выбор ее местоположения, недостаточное внимание к созданию базовой инфраструктуры, плохие институциональные связи между администрацией зоны и государственными ведомствами. Отсюда значительно меньшие социально-экономические результаты.

Задачи создания таких зон всегда предполагают получение определенных выгод для всего национального хозяйства. Практика показывает, что социально-экономическая эффективность зоны может оказывать на национальную экономику как положительное, так и отрицательное влияние. Положительное влияние обычно имеет место, когда численность и размеры зон оптимальны для данного уровня развития всей экономики, а сама национальная экономика и национальное законодательство стабильны. В противном случае влияние ОЭЗ может быть неоднозначным.

Место России в системе МЭО

Международные экономические отношения (МЭО) - особая сфера общественно-производственных связей, выходящих за рамки отдельных государств.

Конец XX - начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается.

Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле составляет чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики "завязано" на внешние рынки.

Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к ее решению могут стать:

- прохождение Россией основных ступеней развития экономики рыночного типа, которые в свое время миновали экономически более развитые страны;

- восстановление нарушенных связей, экономическая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в мировое хозяйство.

Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

1. Установление стабильного политического режима.

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.

4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением.

5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений. К этим чертам относят развитую научно-техническую базу и высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

Вместе с тем, рассматривая богатые природные ресурсы за несомненное благо, хотелось бы отметить некоторые точки зрения на этот вопрос тех экономистов (российских и зарубежных), которые аргументировано доказывают, что природные богатства страны могут стать серьезнейшим тормозом ее экономического развития. При этом дело даже не в самих богатствах, а в порождаемой ими психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти настроения сводятся к уверенности, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует процветание страны.

Если полагать, что именно ресурсы являются главным источником национального благосостояния, можно прийти к выводу, что следует противодействовать всем иностранным компаниям, которые стремятся к этому источнику. В этом, по мнению ряда ученых-экономистов, заключается основа "экономического национализма". Такой национализм, т. е. попытка "сидеть" на своих богатствах без разумного их использования, отнюдь не приносит благосостояния в современном мире.

Принимая во внимание данную точку зрения, не следует забывать и о необходимости осторожного, взвешенного подхода по допуску иностранных компаний в сферу национальных интересов, разработки природных ресурсов. Нужна четко продуманная политика использования зарубежного капитала и строжайший его контроль.

Кроме вышеназванного следует отметить высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов. Кроме этого для России характерен достаточно высокий показатель "индекса человеческого развития". Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования. Следует признать, что с начала 90-х годов "индекс человеческого развития" в России сократился почти вдвое.

Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться.

Осваивая мировой рынок, Россия должна осуществлять избирательную и поэтапную политику. Избирательность заключается в четком определении собственных приоритетов. В частности, в преобладании усилий по построению свободной социальной рыночной экономики внутри страны над усилиями по внешней открытости. Необходима планомерная последовательность в раскрытии своего народнохозяйственного комплекса внешнему миру. При этом внешняя открытость не должна быть самоцелью, а призвана служить созданию эффективного рыночного механизма внутри страны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.