Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия опасности, опасных ситуаций, катастрофа, авария, чрезвычайная ситуация, экстремальная ситуация, условия реализации опасной ситуации




БЖД, как наука. Функции БЖД. Цель, задание и объект изучения БЖД.

Охарактеризуйте повышение актуальности БЖД вследствие увеличения числа аварий и катастроф при взаимодействии человека со сложными техническими системами.

В последние десятилетия XX века резко возросло количество аварий, катастроф, дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает или теряет работоспособность огромное количество людей.

По данным ВОЗ смертность в результате несчастных случаев занимает 3 место в мире после сердечно-сосудистых и онкозаболеваний. Если от общих заболеваний умирают в большинстве своём пожилые люди, то от несчастных случаев – работоспособная молодёжь. Статистика свидетельствует о том, что травматизм являетсяосновной причиной смерти человека в возрасте от 15 до 41 года.

Таким образом, актуальность проблем БЖД в настоящее время определяется рядом причин. Выделим 3 основные:

1. Нарушение экологического равновесия природной среды вследствие чрезмерного антропогенного влияния на биосферу;

2. Увеличение числа техногенных аварий и катастроф при взаимодействии человека со сложными техническими системами;

3. Социально-политическая напряженность в обществе.

Рассмотрим более детально 2 причину.

В меру развития науки и техники уровень безопастности человека постоянно растёт. Человечество победило эпидемии холеры, полиомиелита, оспы, чумы, тифа. Средняя продолжительность жизни человека в наиболее развитых странах составляет уже 77 лет и имеет тенденцию увеличения.

Однако наряду с этим развитие науки и техники произвело к появлению целого комплекса новых опасностей, чрезмерного увеличения степени риска, травматизма и гибели людей. Причинами роста опасностей явл.:

- усложнение технологического оборудования и процессов;

- пренебрежение человеком своей безопастностью;

- снижение надёжности устройств;

- ошибки при проектировании и эксплуатации;

- привыкание к нарушениям правил техники безопастности.

Так, в соответствии со статистическими данными, приведенными на IV конгрессе эргономической ассоциации(1976г.), в Англии в 1946 году смертность от инфекционных заболеваний вдвое больше,чем от несчастных случаев. А в 1961 году ситуация в корне изменилась: смертность от несчастных случаев втрое превысила смертность от инфекционных заболеваний.

Анализ обстоятельств травматизма и гибели людей свидетельствует о том, что они часто (60-80%) обусловлены пренебрежением со стороны человека своей безопастности, незнанием последствий своей деятельности, вредных факторов производства и среды.

Увеличение случаев технологических катастроф(аварий на АЭС, химических и др. опасностях производства) обусловлено снижением реальной надёжности приборов, изготовленных человеком, устаревшим оборудованием и ошибками при его эксплуатации. Возник страх потери контроля над технологиями. Достаточно вспомнить Чернобыль или гибель парохода “Адмирал Нахимов”, взрывы на железной дороге в Арзамасе и Свердловске и т.д.

Техника настолько сильно вошла в нашу жизнь, что люди забывают про опасность для жизни и здоровья. Человек привыкает к нарушениям правил техники безопасности как на производстве, так и в быту. Определились серьезные перемены в отношении человека к технике.

Невозможно достичь полной безопасности технологических систем по многим причинам, а именно: несоответствие уровня развития и подготовки человека и потребностей техники; недостаточная ответственность человека за последствия своих действий и в большинстве случаев отсутствие его личной заинтересованности в достижении наивысших результатов.

3. Охарактеризуйте повышение актуальности БЖД вследствие увеличения социально-политической напряжённости в обществе.

В последние десятилетия XX века резко возросло количество аварий, катастроф, дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает или теряет работоспособность огромное количество людей.

По данным ВОЗ смертность в результате несчастных случаев занимает 3 место в мире после сердечно-сосудистых и онкозаболеваний. Если от общих заболеваний умирают в большинстве своём пожилые люди, то от несчастных случаев – работоспособная молодёжь. Статистика свидетельствует о том, что травматизм являетсяосновной причиной смерти человека в возрасте от 15 до 41 года.

Таким образом, актуальность проблем БЖД в настоящее время определяется рядом причин. Выделим 3 основные:

1. Нарушение экологического равновесия природной среды вследствие чрезмерного антропогенного влияния на биосферу;

2. Увеличение числа техногенных аварий и катастроф при взаимодействии человека со сложными техническими системами;

3. Социально-политическая напряженность в обществе.

Рассмотрим более детально 3 причину.

Социальная напряжённость – это состояние общества или его части, которое характеризуется социальным неудовлетворением интересов на протяжении долгого времени. Если социальная напряжённость своевременно не уменьшится, она может перерасти в социальный конфликт.

В результате неудовлетворительного социально-экономического положения в стране растёт недовольство населения материальным состоянием, условиями проживания и работы, уровнем зарплаты и пенсий и т.д. В результате этого снижается духовный и культурный уровень населения, повышается уровень безработицы, возникают такие социальные опасности, как пьянство, бродяжничество, проституция, вандализм терроризм, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, бытовой и религиозной почве. Это ставит под угрозу стабильное и безопасное развитие общества.

 

Безопасность жизнедеятельности(БЖД),как наука, рассматривает проблемы охраны здоровья и безопасности человека в окружающей среде, выявляет опасные и вредные факторы, разрабатывает методы и способы защиты человека путём снижения опасных и вредных факторов к допустимым значениям, разрабатывает способы ликвидации последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

К функциям БЖД относятся: образовательная, воспитательная и психологическая.

Цель образовательной функции БЖД лежит в том, чтобы обеспечить соответствующие современным требованиям знания студентов об общих закономерностях возникновения и развития опасностей, чрезвычайных ситуаций, их свойства, возможное влияние на жизнь и здоровье людей и сформировать необходимые в будущей практической деятельности специалиста умения и навыки для их предотвращения и ликвидации, защиты людей и окружающей среды.

Цель воспитательной функции БЖД – формировать у студентов новое научное мировоззрение, активную социальную позицию, творческое мышление при решении жизненных и производственных проблем.

Психологическая функция БЖД лежит в формировании психологической готовности к опасной деятельности в условиях современной техногенной среды.

Главная цель безопасности жизнедеятельности заключается в том, чтобы сформировать у человека сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности тех, кто его окружает. Научить человека распознавать и оценивать потенциальные опасности, определять путь надёжной защиты от них, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим в случае необходимости.

Задания дисциплины БЖД заключаются в том, чтобы научить студентов:

1. Идентифицировать потенциальные опасности, т.е распознавать вид, определять причину и вероятность их проявления;

2. Определять опасные, вредные и поражающие факторы, которые порождаются источниками этих опасностей;

3. Прогнозировать возможность и последствия влияния опасных и вредных факторов на организм человека;

4. Использовать нормативно-правовую базу для защиты личности и окружающей среды;

5. Разрабатывать средства и использовать методы защиты от действия опасных, вредных и поражающих факторов;

6. Предотвращать возникновение чрезвычайных ситуаций, а в случае возникновения принимать адекватные решения и использовать действия, направленные на их ликвидацию;

7. Использовать в своей практической деятельности общественно-политические, социально-экономические, правовые, технические, природоохранные, медико-профилактические и образовательно-воспитательные средства, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий существования человека в современной окружающей среде.

Объектом изучения БЖД как науки является человек и человеческое сообщество, среда, которая его окружает, процесс взаимодействия человека с окружающей средой (т.е. жизнедеятельностью) и опасности, которые при этом возникают.

Опасность – представляет собой явления, процессы, объекты, свойства, которые при определённых условиях могут нанести вред здоровью или жизни человека как прямо, так и косвенно.

Для реализации негативного влияния опасности необходимо выполнение 3 условий:

- опасность реально существует и действует;

- человек находится в зоне опасности;

- человек не имеет достаточно эффективных способов защиты.

Условия, по которым опасность может реализоваться в событие, называются опасной (аварийной) ситуацией.

Аварийная ситуация – отклонение от нормальных условий жизни и деятельности людей, которые привели (могут привести) к угрозе для жизни и здоровья людей, разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств.

Авария – это опасное событие, создающее на объекте(территории) угрозу для жизни или здоровья людей в результате разрушения зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, или наносит ущёрб окружающей среде.

Аварии делятся на 2 категории.

К I категории относ. такие аварии, в результате которых произошло одно из таких последствий:

1. Погибло 5 или травмировано 10 и более лиц;

2. Произошёл выброс радиоактивных, ядовитых, биологических веществ за пределы СЗЗ;

3. Увеличилась ПДК вредных веществ более, чем в 10 раз;

4. Разрушены здания, сооружения, или их основные несущие конструкции, что создало угрозу для жизни людей;

5. Полностью разрушено или вышло из строя оборудование, оборудование котлонадзора, что создало угрозу для жизни и здоровья людей.

Ко II категории относ. такие аварии, в результате которых произошло одно из таких последствий:

1. Погибло до 5 или травмировано от 4 до 10 и;

2. Разрушены здания, сооружения, или их основные несущие конструкции, что создало опасные условия для жизни и здоровья служащих цеха или участка численностью 100 чел. и более;

3. Повреждено оборудование, оборудование котлонадзора и остановлена его работа, но при этом здание и сооружение не разрушено.

Катастрофа – огромная по масштабам авария или другое явление,которое приводит к тяжёлым последствиям.

Экстремальной наз. ситуацию в процессе деятельности, когда у человека психофизиологическая нагрузка достигает какой-либо границы, при которой он может потерять способность к рациональным действиям и действовать в соответствии с обстоятельствами, которые возникли.

Чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на объекте или территории, вызванной аварией, катастрофой, большим пожаром, применением средств массового поражения, массовыми беспорядками, социально-экономическими событиями и т.д., которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.