Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ознакомление со слоговым строением слова




Ознакомление со словесным составом предложени

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик).

Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит следующее: четкое произнесение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи.

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы: четкое произнесение слов с паузой; произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении; подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя; разные варианты игры «Живые слова»; произнесение слов вразбивку; произнесение слов по рядам; шепотный анализ предложения; составление предложений из разного количества слов; составление предложений с заданным словом; составление предложений по «живой сценке» (Саша удит рыбу. Саша – рыболов), перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, поскольку они, так же как и анализ предложения, предполагают сложные умственные действия. Дело осложняется и тем, что при обучении слоговому делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов.

Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В первую очередь необходимо познакомить детей с термином «слог» (на первых порах употребляется выражение «часть слова», поскольку дети смешивают понятия «слог» и «слово»).

На начальном этапе работы для анализа берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадают (Маша, лиса). Целесообразно создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги («Девочка заблудилась в лесу, и ее звали громко: Ма-ша! Ма-ша! Мальчики гуляли и заигрались, мама их звала домой: Са-ша! Во-ва!»). Детям предлагают повторить, как звали ребят. Ознакомление со слоговым делением слова можно строить на основе аналогии с членением предложения на слова, предлагая детям произносить слова с остановками, по частям.

 

Прием в школьной практике: рассказывается сказка о приключениях трех братьев; для преодоления разных препятствий они должны были сказать всего одно слово по частям. Например: «Шли они, шли. Вот перед ними каменная стена и ворота, а на воротах замок висит. Иван велел сказать братьям одно слово, но по частям: за-мок. Только проговорили они слово за-мок по частям, ворота сразу и открылись».

Сразу же вслед за восприятием и собственным произнесением слов по слогам детям дается задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая. При этом педагог опирается не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, столько в нем частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагает детям поставить руку тыльной стороной ладони под подбородок: сколько раз подбородок коснется руки при произнесении слова, столько частей в слове). Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой:

(возможны и другие схемы; целесообразно выбрать такую модель, которая будет использоваться потом при обучении в школе). Педагог указкой ведет по схеме, а дети хором произносят слово по частям.

Постепенно для анализа вводят слова, состоящие из трех частей (ма-ли-на, кар-ти-на), и только потом слова односложные (сыр, дом), С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов.

На протяжении всего обучения используются следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова; схематическое изображение слогового состава слова (как и при ознакомлении с составом предложения); моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки; самостоятельные действия детей со словами, усвоение принципа деления слов на составляющие их слоги; речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное), установление их последовательности, соотнесение со схемой; подбор слов с заданным количеством слогов (на материале игрушек, окружающих предметов, картин, по схемам, по словесным заданиям); подбор слов с заданным слогом (ма, ли, лу), дополнение слога до полного слова; «превращение» коротких слов в длинные и наоборот, соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька); намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка – камыш, банка – кабан; разнообразные игровые приемы:

«Кто быстрее увидит предметы, в названии которых два (три) слога»; загадывание загадок о предметах, в названии которых определенное количество слогов; «Как мишутка учился говорить» – медведь учит мишку произносить слова по частям; «Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова, обозначающие предметы питания и состоящие из разного количества слогов; «Кто в каком домике будет жить» – в домиках-квадратах живут насекомые, в названиях которых один, два, три слога (эти и другие интересные игры даются в указанной выше книге Г. А. Тумаковой).

В процессе анализа слогового состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении дается на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Mа-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог. Воспитатель спрашивает, какая это часть. Слово произносится еще раз с подчеркнутым выделением ударного слога. Педагог обращает внимание детей на то, что первая часть произносится с ударением. Затем на схеме слогового состава слова ставится знак ударения – косая черточка над первой частью («Какая из частей этого слова произносится протяжно, с большей силой голоса?» – «Первая». – «Значит, на нее падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный»). На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему.

Умение определять ударение в слове закрепляют в разнообразных упражнениях: графическое изображение ударного слога в разных словах; придумывание слов по заданной схеме (с указанием ударного слога); произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса; классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге.

 

 

Подготовка к обучению грамоте. Подготовка к чтению и письму  
развитие связной речи
развитие словаря
воспитание звуковой культуры речи.  
Развитие грамматической стороны речи
Механизмы чтения и письма в психологии рассматриваются как процессы кодирования и декодирования устной речи.
Формирование речевых умений и навыков.
Чтение – это перевод буквенного кода в звучание слов, а письмо, наоборот, перекодирование устной речи.
Путь обучения грамоте: путь от изучения звуковых значений к буквам; путь анализа и синтеза звуковой стороны речи - звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте  
Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи
Речь в отсутствие собеседника. Абстракция от ситуации.
Особенности письменной речи
Мотив дан в гораздо более общей, более абстрактной форме, не определяется репликами слушателей (не как в устной речи)
органами письменной речи являются рука и зрение
большая произвольность, чем в устной речи
усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными
различать четко все гласные и согласные фонемы
В основе этого метода лежит позиционный принцип чтения- произнесение согласной фонемы зависит от гласной
находить гласные фонемы в словах
ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи
Задачи по подготовке к обучению грамоте
развития аналитико-синтетической деятельности
ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы
развитие фонематического слуха
ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2–3 слогов) на части и составление слов из слогов
ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи
ознакомление со словесным составом предложения – деление предложения на слова и составление из слов (2–4) предложений;  
ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы.    
5 лет особая чувствительность и восприимчивость к звуковой стороне родной речи, формирование ориентировки в звуковой действительности, начало обучения
6 лет дети проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают
сензитивные сроки для начала обучения грамоте
Ознакомление со словом  
вычленение слова из потока речи
разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества
раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы (слово обозначает предмет, признак, действие)  
средняя группа
Воспитатель обращает внимание на то, что, назвав игрушку, ребенок сказал слово
средства художественной литературы, произведения, в которых слову принадлежит большая роль
игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить
Закрепление
словарные упражнения, упражнения на словообразование
Знакомство  
помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова  
Формирование осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.  
Ознакомление со слоговым строением слова  
тактильно-мышечные ощущения
Задание: сколько частей они услышали в слове (две), какая первая, какая вторая количественный и порядковый счет слогов в слове; подсчет прикасаний тыльной стороны ладони к подбородку при произнесении слова
Формирование умения слышать и выделять ударный слог
зрительное восприятие
создавать ситуации, в которых слова произносят нараспев, протягивая слоги (позовем…)
слуховое восприятие
Подготовительная группа
произносить слова с остановками, по частям.  
2-хсложные слова
моделирование слогового состава с помощью слоговой линейки
графическое изображение (схема, модель) – та, что будет в школе
Знакомство с термином «слог» (часть слова)
разнообразные игровые приемы
подбор слов с заданным количеством слогов
подбор слов с заданным слогом
односложные слова
3-хсложные слова
Закрепление методы и приемы
речевая игра «Живые слоги»
произнесение слова по слогам (хоровое и индивидуальное)
установление их последовательности, соотнесение со схемой
дополнение слога до полного слова
намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми
перестановка слогов в слове
соответственное изменение схем слогового строения слова (лиса, лисица, лисонька)
«превращение» коротких слов в длинные и наоборот
Задание понаблюдать: с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог, какая это часть
Произнесение слова (имени) сначала хором, затем по одному, громко
на примере 2-хсложного слова с ударением на первом слоге
Знакомство с понятием «ударение»
внимание детей обращается на то, что первая часть произносится с ударением. Графическое изображение ударения на схеме слогового состава слова
придумывание слов по заданной схеме
графическое изображение ударного слога в разных словах
Закрепление понятия «Ударение»
произнесение слов в разном темпе и с разной силой голоса
классификация картинок, в названиях которых ударение стоит на первом, втором, третьем слоге

 

 

Ознакомление с предложением    
выделение предложения из потока речи
Подготовительная группа
предлагается составить небольшой рассказ по картине
вопросы к каждому предложению
составление предложений по «живым сценкам».
Знакомство с понятием «предложение»
сочинение короткой сказки о хитрой лисе
наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями
Детям сообщают
в рассказе три предложения
Повторное чтение.
приводится пример предложения
Составление предложений по игрушкам, картинкам, воспитатель помогает вычленить смысловую сторону предложения (о чем)
в каждом предложении про что-то говорится
Приемы Закрепление представлений о предложении
определении количества предложений в готовом тексте (с помощью схем)
Графическое изображение предложения
придумывание «веселого» предложения
придумывание названия к картине
составление предложения по двум картинкам
придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова
придумывание предложений с заданным словом
рассматривание картин
демонстрация действий с игрушками
рассматривание игрушек
Знакомство с составом предложения Анализ предложений
Учить детей составлять предложения из разного числа слов.  
наглядно-действенные методы и приемы
учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность с опорой на наглядный материал и без нее  
Ознакомление со словесным составом предложений  
четкое произнесение предложения, выделение слов голосом
произнесение слов под хлопки
количественный и порядковый счет слов
четкое произнесение слов с паузой
работа по составлению предложений
Графическое изображение, пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло)
игра «Живые слова»
Приемы закрепления
последовательное называние слов в предложении по рядам  
подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек
подсчет слов в предложении в громкой речи, про себя
составление предложений с заданным словом
составление предложений по «живой сценке»
составление предложений из разного количества слов
шепотный анализ предложения
произнесение слов вразбивку
перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.