Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Далее: философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах




Во-вторых, философ­ское мышление не терпит противоречий и стремится их ис­ключить. Взгляды разных философов могут быть противо­речащими друг другу, однако внутри одной философской теории противоречие не допустимо.

Мироотношение (основная проблема любого мировоззрения — вопрос об отношении человека к миру – стержень всех философских построений, поэтому философия – центрирована на проблеме мироотношения. Философию не интересуют при­рода сама по себе, культура, очищенная от человека. Ее интересуют отношения человека и мира, человека и чело­века, человека и продукта культуры.

Мировосприятие (верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем, эмо­циональные предпочтения в этой связи).

миропонимание (интеллектуальная картина мира –на теоретическом уровне представлена естественно-научны­ми, философскими, религиозными и другими теориями.


^ 4. Мифология и философия

Возникновение философии относится к VI в. до нашей эры. В это время в странах Древнего Востока (преж­де всего в Индии и Китае) и в Древней Греции осуще­ствляется переход от мифологического мировоззрения к философскому.

Мифология в древности выступала как форма обще­ственного сознания. Люди воспринимают и осо­знают окружающий мир, запечатлевают накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение. Люди, живущие мифом, воспринимают его как саму жизнь.

Для мифов характерны следующие черты:

·
Отождествление фантазии с реальностью. Вера че­ловека в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. Логические доводы – бес­сильны.

·
Объяснение действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстракт­ные понятия и логические рассуждения, а с помощью наглядных образов и чувственных ассоциаций.

·
Эмоциональная насыщенность. Миф затрагивает чувства людей. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависи­мым от них.

·
Связь с магией. Представления о сверхъ­естественных силах предполагают возможность посредством магии влиять на них с целью по­лучить их поддержку.

·
Переход от мифа к философии был подготовлен рядом факторов социального, экономического и духовного характера: развитием аграрного и ремесленного производства, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; посте­пенным накоплением знания, которое все больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения.


Рождение философиирождение нового типа мыш­ления, который хотя и вынашивается в лоне мифологичес­кого мышления, но принципиально отличен от него и выс­тупает как его соперник в построении картины мироздания. Философия возникает, когда авторитет разума занимает место авторитета традиции.

Основные различия между мифологией и философией состоят в следующем.

·
Мифологическое сознание удовлетворяется описания­ми, философское требует доказательств.

·
Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения, а не посредством повествования, достовер­ность которого с самого начала ставится вне всяких со­мнений.

·
Средством философского рассуждения служат не на­глядные образы и эмоции, а абстрактные понятия.


С возникновением философии мифология не вытесняется из культуры. Даже после возникновения фи­лософии,мифология всегда соседствует с ней, часто пе­реплетаясь и подпитывая ее на протяжении веков. Бо­лее того, каждая новая эпоха создает свои собственные мифологемы, которые так или иначе находят свое отра­жение в философии.

Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Мифология — это комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении мира, о его устройстве, о возникновении человека и общества. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы разрешали или запрещали определенные фор­мы поведения, мифы устанавливали для древнего челове­ка определенные гарантии единства общества и стабильно­сти социальной жизни.

^ Главным свойством мифологического сознания счита­ется синкретичность. В мифологических представлениях все может быть всем, т. е. человек и при­рода, познание и переживание, объект и субъект нераз­дельны.

Вторая важная особенность мифологического со­знания — нечувствительность к противоречиям. Любой предмет, любой человек, любое явление может быть од­новременно и чем-то другим. Объективная связь явлений безразлична мифу, он не замечает противоречий, которые обязательно заметит современный разум.

Третьей особен­ностью мифологического сознания можно считать установ­ление особого вида связей между явлениями. Миф предлагает следующие типы таких связей. Во-первых, метамор­фоза: предметы, животные, люди, явления превращают­ся друг в друга. Во-вторых, ассоциативные связи. Ассо­циации самые разнообразные, скажем, дыхание и душа или смерть и сон. В-третьих, объяснение связи между яв­лениями в мифе происходит в зависимости от заданной цели.

Четвертое важное свойство мифологического созна­ния символичность. Человек мифа оперирует не поняти­ями, а символами, образами. При этом символы всегда конкретны, в отличие от абстрактных понятий. К тому же символичность проявляется и в том принципе мифа, кото­рый можно назвать олицетворением, т. е. природные явле­ния, культурные факты, человеческие чувства выступают в виде личностей: Солнце — это бог Гелиос, время — это Хронос, страх — это Фобос и т. д.

^ Еще одна важная черта мифаколлективность. Не отдельная личность, а кол­лектив творит первобытный миф.

И последнее, что мож­но отметить, — такое свойство мифологического сознания, как авторитарность. Миф не позволяет человеку крити­ковать свои положения, оставляя ему лишь возможность транслировать миф,его формы и предзаданные нормы.

Надо сказать, что в ходе исторического развития миф не преодолевается полностью. В современном коллектив­ном и массовом сознании проявляются фундаментальные черты первобытного мифа. Конечно, современный миф отличается от первобытного, но существуют специфиче­ские черты, которые доказывают, что современный миф — это тоже миф. Миф присутствует во всей истории челове­чества. Он существовал в разных формах религии, искус­ства и политики, он жив и теперь. Философия заимствует у мифа мировоззренческий характер, однако она предлага­ет другие способы решениямировоззренческих проблем.

Взгляд философии на мир — это точка зрения разума. Вместо символов и образов, характерных для мифа, фило­софия предлагает понятия, рациональные категории.

От­личия философии от мифа можно проследить по всем выше указанным особенностям мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично: в нем противопоставляются субъект и объект познания, человек и природа, знание и переживание, индивид и общество.

В-третьих, философия не допускает связи явлений по ассоциации или посредством превращения. Философия выстраивает причинно-след­ственные цепочки для объяснений тех или иных явлений в жизни мира или общества.

Философия не авторитарна, критика для нее впол­не естественна.

В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личност­ный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям.
^ 5. Генезис философии. Исторические типы философского знания.
1). рhileo — любить sophia — мудрость

Философ — это мудрец, располагающий знанием о мире во всех его проявлениях и на всех уровнях (макрокосмосе), в том числе о человеке (микрокосмосе) как частице, элементе космо­са. Независимо от рода занятий и сферы применения в антич­ной Греции все знания были едиными, нерасчлененными. Поэтому не случайно философами назывались (и фактически ими являлись) и медик Гиппократ, и математик Пи­фагор, и физик Архимед.

По мере развития знаний, с одной стороны, происходит уточнение содержания понятия «мудрость». Все были едины в том, что мудрость — это знание. Но знание о чем? Пифа­гор под мудростью подразумевал поиск истины;софистыумение доказывать то, что нужно в данный момент, безотно­сительно к истине;Платон — открытие «вечных истин»;Аристотель — постижение всеобщего, знание первоначал, причин и целей. С другой стороны, наращивание знаний че­ловека о мире приводит к «отпочкованию» от философии как всеобщей мудрости различных отраслей знания. Самосто­ятельной жизнью начинают жить математика, астрономия, медицина и другие системы знаний о мире и человеке. Нако­нец, и в самом философском знании происходит своя, фило­софская «специализация». Начало ей положил Аристотель, разделивший философские знания на метафизику, логику, этику, физику и другие составляющие.

Исходной для человеческого общества системой общих зна­ний о мире была мифология. Мифологияспособ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Мифологическому сознанию архаического общества свойственны нерасчлененность мышле­ния и эмоционально, аффективно воспринимаемой среды, оче­ловечивание природы, одушевление космоса и вместе с тем раз­граничение раннего (сакрального) героического прошлого и текущего (профанного) настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характеризующийся чувственко-образными представлениями об окружающем мире. В этом смысле он включает в себя совокупность сведений, пре­даний, норм, табу, обрядов, верований, в которых делались по­пытки дать ответ на происхождение и устройство мира, проис­хождение человека и его рода (племени). Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, природой и обществом, регулировал взаимоотношения между родами и племенами, объяснял различ­ные явления природной и социальной жизни — дождь, снег, мороз, войну, семью и т.д.

Конечно, с позиций современного знания эти объяснения были наивными, основывались на сведениях, которыми распола­гал древний человек. Но многое он попросту не мог объяснить. В этих случаях архаический человек прибегал к помощи вообра­жения, фантазии, однако же основанных на том, что знал, что было известно древнему человеку. Так, процесс возникновения чего-либо он понимал как рождение; в мифах все — земля, небо, солнце, луна — порождены кем-то. В греческой мифоло­гии молнии рассматривались как стрелы разгневанного Зевса. Таким образом, самые первые представления о мире сущест­вовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения много­летних наблюдений, здравый смысл. Последние и представляли собой «предфилософию», т.е. предпосылку, основание для философии как развитого тео­ретического знания и мировоззрения, основанного на этом знании.

По мере совершенствования понятийного мышления проис­ходит и рационализация мифа, в нем все дальше друг от друга «отходят» знания, основанные, с одной стороны, на опыте, с другой — на вере в сверхъестественное. В результате из мифо­логии выделяются и обретают статус самостоятельных две сис­темы знаний. Та часть мифологии, которая рассматривала проб­лемы первоосновы мира, его природы, устройства, взаимосвязи с человеком, стала «праматерью» философии. А та часть мифо­логии, которая обращалась к проблемам постижения действи­тельности через веру, стала основой для теологии как учения о религии.

В этом качестве философия выступает как способ решения мировоззренческих проблем при помощи разума, рационального мышления, интеллекта.

Мировоззрение можно определить как совокупность взглядов, оценок, принципов, лежащих в основе общих представлений о мире, месте человека в нем, жизненных позициях, программах и нормах поведения людей. Оно включает следующие основные компоненты:

а) познавательный – обобщенные знания о мире и че­ловеке

б) ценностно-нормативный –идеалы, ценности, убеждения, нормы, определяющие жизненную позицию человека;

в) морально- волевой – система личностных установок ориентации, формирующих готовность к определенному дей­ствию;

г) практический – деятельность по реализации знаний, убеждений, установок, ценностных ориентации.

Основными уровнями мировоззрения принято считать: а) ми­роощущение, б) мировосприятие, в) миропредставление, г) ми­ропонимание (теоретический уровень).

В каждом конкретном обществе существуют различные фор­мы мировоззрения, но ведущей является та из них, которая дает обществу наиболее значимые для него нормы, идеалы, цен­ности, стандарты поведения, обеспечивая тем самым духовные основы жизнедеятельности людей. Ведущими формами мировоз­зрения являются:

Мифологическое основано на мифе, в котором обозначе­ны закономерности, образцы поведения, правила, соответствую­щие сакральному порядку. Мифологическое мировоззрение нацеле­но на защиту сообщества людей от внутренних и внешних уг­роз. Включает множество запретов, предписаний, табу для ти­пичных ситуаций. Предполагает принцип единства мира и включенность человека в это единство.

В основе религиозного мировоззрения лежит принцип служе­ния трансцендентному началу — божеству, поддержание уста­новленного им порядка, зафиксированного в заповедях, догма­тах, религиозных добродетелях. Основные характеристики мира выводятся из воли Бога. Основными религиозными добродетеля­ми считаются смирение, послушание, служение, богобоязнен­ность, богопочитание. Главные пороки человека — гордыня, проявление индивидуализма. В религиозном взгляде на мир формируются зачатки нетерпимости к иным мировоззрениям. Выражается она; с одной стороны, в стремлении обратить всех в свою «истинную» веру, с другой — в агрессивной защите по­следней (и своего мировоззрения) от экспансии «неистинной» веры.

Идеологическое мировоззрение основывается прежде всего на политических интересах; противостоянии другим взглядам на мир; стремлении добиться победы над идеологическим против­ником. В основе выбора образа действия, поступка и его оцен­ки часто лежит партийность как требование какого-либо поли­тического сообщества, нередко воинственность. Вместе с тем для этого мировоззрения характерен рост внимания к научным знаниям. Религиозное служение замещается концепцией эконо­мического роста.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия фор­мирует у человека не мироощущение, не мировосприятие и не миропредставление, а миропонимание, которое основывается не только на чувствах, образах и здравом смысле, но прежде всего на рационально-теоретическом знании. В этом смысле можно утверждать, что философское мировоззрение есть теоретиче­ское мировоззрение.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (VI—V вв. до н.э.) у разных народов и в разных странах — в Индии, Китае, Египте, Греции, Персии, Ва­вилоне. Первоначально философские системы разных стран су­щественно отличались друг от друга. Так, восточная философия рассматривала преимущественно гуманистические проблемы; египетская философия большое внимание уделяла исследованию здоровья; греческаяпоиску первоначала и проблемам позна­ния. Постепенно проблематика философии унифицировалась, что, разумеется, не влекло за собой единство взглядов на одни и те же проблемы, но позволило очертить объект и предмет этой системы знаний, ее предметное поле.

2). Три основных подхода к трактовке сущности философии: Первый – доктриналъный. Т.е., философия является некоторой док­триной или системой законченных истин, открытых тем или иным героем «мыслящего разума». Задача его последовате­лейиспользовать эту доктрину для анализа современных процессов. Доктринальный подход представлен таким направ­лением как неотомизм, ко­торый до 2000 г. считался официальной философией католиче­ской церкви. Автор этой доктрины — крупнейший схоласт Средневековья Фома Аквинский сформу­лировал различие между теологией и философией. Философия и теология изучают одни и те же предметы — человека, мир, Бо­га. Но разум, основа философии, восходит от познания следст­вий к первопричине, а Откровение — основа теологии — от по­знания первопричины к следствиям. Поэтому именно истины Откровения выступают в роли критерия истинности суждений, добытых разумом. Вера ориентирует разум, теология ориентиру­ет философию, без элиминации последней.

Инструментальный подход представлен в культуре XX в. такими направлениями, как логический позитивизм, прагматизм, аналитическая фило­софия. Суть этой позиции отчетливо была высказана у Л. Вит­генштейна: «Филосо­фия — это не доктрина, а деятельность» — деятельность по прояснению языка, и в первую очередь по прояснению языка науки. Цель этой деятельностиэлиминировать из языка нау­ки все бесмысленные высказывания, т. е. высказывания, кото­рые не могут быть сведены к «протокольным предложениям», фиксирующим чувственно наблюдаемые «атомарные факты», или к тавтологиям.

Американский философ Р. Рорти, опираясь на традиции аналитической философии, проводит различие между систематической философией и наставительной фило­софией. Первый тип философии стремится к познанию исти­ны и нахождению правильного словаря для репрезентации сущности мира, универсального для всего человечества. К фи­лософам-систематикам он относит Платона, Аристотеля, Фому Аквинского, Декарта, Канта, Гегеля и многих др..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.