Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика научного познания




Гносеология (учение о познании) исследует целый ряд во­просов, касающихся познавательной деятельности человека, которая реализуется в конкретных науках, а также во вненаучных способах познания. Гносеология изучает наиболее общие характеристики познавательной деятельности, отличаясь тем самым от когнитивной психологии, физиологии высшей нер­вной деятельности, логики и многих других наук, рассматрива­ющих частные аспекты процесса познания. Исходные гносео­логические принципы философа, как правило, определяются его ценностными установками, онтологическими представле­ниями, сложившейся системой убеждений и верований, в силу чего в философии сформировались разные, зачастую альтерна­тивные, гносеологические позиции. Главной для гносеологии является проблема познаваемости мира. Рассматривая ее, фило­софы выражают свое отношение к истине и отвечают на во­прос о том, существует ли принципиально непознаваемое. По­зиция философа в отношении познаваемости мира зависит прежде всего от его понимания познания: является ли позна­ние отражением объективного мира. Проблема структуры про­цесса познания конкретизируется в вопросах о том, что такое субъект и объект познания, в чем состоит специфика субъекта и объекта познания в естественных и гуманитарных науках. В исследованиях познавательных способностей человека глав­ным образом рассматривается вопрос о чувственном и рацио­нальном в познании, о природе интуиции и ее гносеологиче­ских функциях. Особое место в гносеологии занимает методо­логия. Изучение способов познания связано с анализом эмпирических и теоретических методов исследования, а также процедур аргументации и доказательства. Рассматривая условия, движущие силы и закономерности познания, гносеология подни­мает вопрос о социокультурных факторах, влияющих на фор­мирование субъекта и объекта познания, о функциях практики в познании. Представляя знание как результат процесса позна­ния, философы изучают различные виды знания: научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное и др. В связи с тем, что научное знание играет особую роль в современном мире, его исследование выделилось в относительно са­мостоятельные отрасли философии — философию науки и эпи­стемологию. Вопросы, изучаемые в этих отраслях философии, представляют собой гносеологические проблемы научного по­знания.

Гносеология в структуре философского знания.

Гносеология — это раздел философии, в котором изучается природа познания и его возможности, типы познавательных отно­шений, виды знания, условия достоверности и истинности знания. Главная гносеологическая категория — это истина, а главная проб­лемаможно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления? В этом разделе рассматриваются следующие вопро­сы : Что является источником наших знаний о мире и, каким ме­тодом мы получаем новое знание? Чем научное знание отличается от других видов знания? Каковы критерии истины? Какими по­знавательными способностями обладает человек? и т. д.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis – знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания. - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект ". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация (толкование) субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное (разделенное) развитие.

Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма.

Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с " изолированным субъектом ", Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы ("врожденные идеи" Декарта, "априорные формы" Канта), либо генерализовать категорию "самосознание", придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций "самосознающего" и "изолированного" субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность ("практика"), культурная норма ("парадигма"), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология.

Под наукой понимается, во-первых, особая совокупность знаний, во-вторых, особый вид деятельности, в третьих, осо­бая отрасль общественного труда.

Целью и смыслом существования науки является исти­на. Наука - это технология получения истинного знания. Однако наука нужна обществу в конечном счете потому, что добываемые ею знания приносят пользу.

^ Научное знание характеризуется следующими чертами.

·
Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов. В нем не может быть ничего недо­ступного человеческому пониманию, ничего магического, необъяснимого, опирающегося только на веру, эмоции, инстинкт и т. д.

·
Объективность, общезначимость, безличность: в науч­ном знании должна выражаться объективная истина в максимально очищенном от личных симпатий и анти­патий, убеждений и предубеждений виде.

·
Воспроизводимость и проверяемость: любой исследо­ватель, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, может либо убедиться в его истин­ности,либо, если он не подтверждается, отвергнуть его.

·
Логическая строгость, точность, однозначность, что обеспечивается внимательной фиксацией условий по­лучения знания, установлением точных количествен­ных значений изучаемых параметров, использованием специального языка.

·
Логическая взаимосвязь различных элементов науч­ного знания, в силу которой оно представляет не сумму разрозненных сведении, а логически упорядоченную систему.


^ Эти особенности научного знания придают ему большую достоверность. Оно более надежно, чем любое другое знание.

Главный вид деятельности в науке — исследовательская деятельность. Она носит творческий характер. К важней­шим специфическим нормам научной деятельности отно­сится требование, чтобы результатом ее было не просто знание, обладающее признаками научности, но и непремен­но новое знание.

В научно-исследовательской деятельности использу­ются специфические средства познаниянаучная тер­минология, приборы, инструменты, экспериментальные установки. Важную роль играют исторически сложившиеся нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания.
^ В истории науки можно выделить четыре основных пе­риода:

1.
С 1 тыс. до н. э. до XVI в. Науку на этом этапе можно назвать «преднаукой». Ее составляли передававшиеся от поколения к поколению обыденно-практические зна­ния, а также первые фи­лософские теории, имевшие умозрительный характер. Она развивалась в основном в рамках философии и была очень слабо связана с жизненной практикой и ре­месленным искусством.

2.
ХVI – XVIII вв. Эпоха научной революции. В этот пе­риод были заложены основы современного естествозна­ния. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и пра­вилами деятельности, общения, обмена информацией.

3.
ХVIII – ХIХ вв. Науку этого периода называют класси­ческой. В это время образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систе­матизируется огромный фактический материал.

4.
С XX в. начинается постнеклассическая эпоха в разви­тии науки. Революционные изменения, связанные с появ­лением на рубеже Х1Х-ХХ вв. новых теорий в математике, физике, биологии, психологии и других областях науки, привели к тому, что она стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода.


^ Сотрудничество между философией и наукой реализу­ется в рамках особой отрасли философского знания «фи­лософия и методология науки». Эта область широко привлекает дан­ные из истории науки, анализирует проблемы, связанные с особенностями науки как явления духовной культуры.

Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Философия вписывает факты разви­тия науки в широкий контекст культурного и социального развития. Совместно с другими формами гуманитарной культуры философия призвана способствовать гуманиза­ции науки,повышению в составе научной деятельности роли нравственных факторов. Она соотносит факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.

Не только философия нуждается в науке, но и наука нуждается в философии для решения стоящих перед нею проблем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.