Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование (XVI - XVIII вв.)




Классическое международное право

С конца Средних веков начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. Образовались крупные национальные государства с централизованной властью, способной установить порядок. В новых условиях примитивное феодальное право оказалось непригодным. Вместо него использовали римское право, приспособив его к этим условиям. Оно рассматривалось как "писаный разум", как право, присущее любому цивилизованному государству. Утверждение внутреннего правопорядка имело большое значение для появления идеи международного права.
После распада Священной Римской империи и ослабления верховной власти Папы осуществлявшееся ими регулирование отношений между государствами Западной Европы утрачивает былое значение. Создается вакуум нормативного регулирования. Но и всего этого оказалось недостаточно для появления идеи международного права. Ее появление стимулировалось и общей атмосферой растущего хаоса и страданий от непрерывных войн, последовавших после краха Римской империи. К. Ван Волленховен пишет, что к концу XVI в. сложились "адские условия жизни".
Лишь взаимное истощение католических и протестантских государств в ходе Тридцатилетней войны (1618 - 1648 гг.) побудило правителей заключить Вестфальский мир. Мирный договор закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. В этих условиях и возникла идея использовать право для ограничения произвола во взаимоотношениях государств.
Подчеркиваем эти моменты, с тем чтобы показать, с каким трудом прокладывала себе путь сама идея международного права. Лишь по настоятельному требованию жизни возникла мысль перенести позитивный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг с другом. Эта мысль явно просматривается в трудах Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локка. При этом следует учитывать, что, как пишет В.С. Нерсесянц, "в общеисторическом плане первой формой светской идеологии, которая оттеснила религию и заняла господствующие позиции, было юридическое мировоззрение - классическое мировоззрение буржуазии" <*>.
--------------------------------
<*> Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986. С. 496.

Как и внутри государств, в международных отношениях нормы формировались с использованием римского права. Межгосударственные отношения регулировались по аналогии с отношениями частных лиц. Субъектом международных правовых отношений был монарх. Международно-правовые концепции еще долгое время носили преимущественно цивилистический характер. В основе римского права лежало равноправие частных лиц, в основе международного права - равноправие государств.
Идея международного права была сформулирована в трудах юристов на рубеже XVI - XVII вв.
Среди них наиболее видным был голландский юрист, богослов, дипломат Гуго Гроций (1583 - 1654 гг.). В своем труде "О праве войны и мира" (1625 г.) он впервые детально обосновал существование "права, которое определяет отношения между народами или их правителями". В практике государств ему не удалось найти доказательств существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, Боге, морали. Вместе с тем он допускает, что "известные права могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между всеми государствами, так и между большинством их" <*>. Те же причины определили доминирование естественно-правового направления в доктрине международного права в XVII и XVIII вв.
--------------------------------
<*> Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956. С. 44, 48.

В рассматриваемый период юристы не проводили четкого различия между внутренним и международным правом ни по сфере действия, ни по нормативному материалу. Лишь в дальнейшем начинают доказывать, что даже естественное право не может применяться к суверенным государствам без учета их природы.
Труды юристов сыграли, пожалуй, главную роль в зарождении международно-правового сознания. Что же касается практики государств того времени, то о ней этого не скажешь. Она долгое время не воспринимала идею международного права, хотя юридическая аргументация использовалась дипломатией. Показательна в этом плане книга П.П. Шафирова, вице-канцлера при Петре I. Книга посвящена обоснованию законных причин для войны против Швеции и содержит ссылки на право натуральное. Сам Петр I считал, что договоры соблюдаются в силу чести данного слова, т.е. в силу морали.
Нормы аристократической морали продолжали оставаться важным регулятором межгосударственных отношений, которые рассматривались как межличностные связи суверенов. Характер политической морали того времени описан итальянским политическим деятелем и историком Н. Макиавелли (1469 - 1527 гг.) в его труде "Государь" (1513 г.). Превыше всего, по Макиавелли, стоит "государственный интерес", во имя которого допустимо использовать любые средства. Не можем в связи с этим не заметить, что и сегодня государства продолжают выдвигать на первый план свои национальные интересы, не отдавая себе отчета в том, что в условиях глобализации обеспечить национальные интересы можно лишь совместными усилиями во взаимосвязи с общими интересами. Макиавелли утверждал, что великие дела творили как раз те государи, которые мало считались с обещаниями, умели обманывать. Они одолевали тех, кто полагался на честность. Дипломатия рассматривалась как искусство лжи и вероломства <*>.
--------------------------------
<*> См.: Кант И. К вечному миру; Малиновский В.Ф. Рассуждения о мире и войне // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 184, 251.

Все это стояло на пути утверждения международного права. Тем не менее развитие международных отношений требовало своего. Возникают все новые обычаи, за которыми в большей или меньшей мере признается правовой характер. В частности, закрепляется правовой статус дипломатов. Формируется институт консулов под влиянием требований торговли. Под тем же влиянием улучшалось правовое положение иностранцев. Развитие морской торговли привело к признанию принципа свободы открытого моря.
Что же касается военных обычаев, то они, пожалуй, стали еще более жестокими. Наемные армии содержались в значительной мере за счет грабежа. Населенные пункты рассматривались как добыча и подвергались разграблению. Военнопленных считали преступниками. Даже собственных раненых оставляли без помощи.
Сказанное ранее дает основания для вывода, что классическое международное право начало складываться в XVI - XVII вв. Возникла доктрина международного права. Начало формироваться международно-правовое сознание. Значительное число международных норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юридическая аргументация использовалась дипломатией. Однако в целом процесс становления международного права протекал трудно. Признание правового характера международных норм на словах не привело к уважению их на деле. Свидетельством тому могут служить и труды таких авторитетов, как И. Кант и В.Ф. Малиновский, написанные на рубеже XVIII и XIX вв. Из них видно, что к этому времени идея международного права обрела признание. Однако состояние войны было постоянным. Международному праву отказывают во всяком уважении. "Удивительно, - писал И. Кант, - что слово "право" не изгнано еще полностью из военной политики"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.