Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Графич. интер-я равн-я п-теля. Пр-ло макс-ции п-сти п-теля




А Б

Сдвиг бюд. л-и под возд-ем: а) сн-я Р т. А; б) роста Р т. В

П-тель находится в равн-сии при покупке набора т-ов, кот. приносит ему макс. суммар. п-сть при зад. Бюд. огран-ии. Т. равн-я п-теля должна лежать на бюд. л-и, это показывает полное использ-е бюджета п-теля. В то же время т. равн-я должна находиться на са­мой высокой из всех достижимых для потребителя кр-х без-я. Равн-е п-теля отражает т. касания бюд. л-ей самой высокой из доступ. кр-ой без-я

Графич. интерпретация равн-я п-теля

Т. Е на рис. показывает оптим. для п-те­ля комбинацию благ, приносящую макс. полез-ть. Т. X и Y находятся на более низкой кр. без-я U2. Это озна­чает, что наборы благ X и Y стоят столько же, сколько и набор Е на кр. U3, но при этом приносят п-телю мен-ую полез-ть.

Набор Z отмечен на более высок. кр. без-я, чем на­бор Е, т.е. имеет бол. общ. полез-ть, однако он недо­ступен п-телю: бюд. л-я проходит ниже и не ка­сается кр. без-я U4.

В т. каса­ния кр. без-я и бюд. л-и угол их наклона одинаков, поэтому выполняется равенство МRS ва = Рв / Ра. (2.5)

Условие равн-я (2.5) озн., что п-тель будет увел-ть потребление т. В до тех пор, пока его относи­т. предп-я, характериз-мые МRSва, не станут = сложившимся на рынке ценовым соотн-ям т-ов А и В.

Т.к. предел. норма замещ-я = соотн-ю предел. полез-тей, ф-лу (2.5) м-но представить в виде ур-я МU А / РА = МU В / Р В, кот. выражает пр-ло макс-ции полез-ти п-теля.

9. Кр. «цена – потребление». Построение кр. индивид. спроса.

Условия равн-я п-теля и сформулированное в ре­зультате их анализа пр-ло макс-ции пол-сти позво­ляют объяснить вид кр. спроса отдел. индивида.

Как известно, изм-я цен т-ов и д-дов п-теля воздействуют на бюд. л-ю, а тем самым и на опти­мал. потребит. выбор. С учетом этого вл-я можно построить кр. спроса на благо со стороны п-те­ля, т.е. кр. инд. спроса. Вывести ф-ю спроса со стороны отд. п-теля можно, проследив за поведением спроса на благо В при изм-ии Р этого блага.

Предп-м, что Р блага В сниж-ся, стимулируя по­купателя к приобретен-ю большего к-ва дан. товара.

На граф. Бюд. л-я изменит угол наклона, одновременно равн-е п-теля переместится из т. Е1 в т. Е2.­

2,11

На рис. 2.11 предложено нес-ко вариантов смещ-я бюд. л-й в результате сниж-я Р т-ра В и отмечены т-ки равн-я п-теля (Е1, Е2, Е3, Е4).

При соединении последних образуется кр. «цена—потреб­л-е» (РС), показывающая варианты потребит. выбо­ра с макс-цией полез-сти при разл. ур-нях Р т-ра.

Кр. инд. спроса обладает 2 св-ми:

1) по мере движ-я вдоль кр. спроса при изм-ии Р дан. т-ра изм-ся ур-нь полез-ти, получ-ой п-лем;

2) в кажд. т. кр. спроса п-тель максимизирует получаемую им полез-ть.

На основе кр. «цена—потребление» (рис. 2.12 а) можно построить кр. инд. спроса (D) (рис.2.12 б).

Кр. спроса, построенная на основе кр. «цена—по­требление», показывает величину спроса отдел. п-те­ля при разл. ценах т-ра (на рис. 2.12 б — т-ра В).

Построеная кр. «цена-п-е» имеет полож. наклон, а кр. спроса – отриц

Рис. 2.12.Постр-е кр. инд. спроса для норм. товара: а)график ф-ии «цена- п-е»; б)график ф-ии спроса.

Рис. 2.13. Постр-е кр. инд. спроса для т-ра низш. категории: а)гр-к ф-и «цена-п-е»; б)гр-к ф-и спроса.

Такая зависимость характерна для бол-ва товаров, наз-ых нормальными.

Искл-е сост. т-ры низшей категории, спрос на кот. при увел-ии их цен растет, а при сниж-ии падает. Для них кр. «Р-п-е» РС имеет отриц. наклон, а кр. инд. спроса D – пол.

10. Кр. «доход – п-е» для разл. видов благ. Кр. Энгеля.

Ес­ли ден. д-д п-теля увел-ся, бюд. л-я сдв-ся вправо—вверх, а т. равн-я п-теля перемещается на более высок. кр. без-я. Анало­гич. изм-я происходят при сниж-и цен обоих т-ов. Напротив, при сниж-и ден. д-да и росте цен бюд. л-я опускается влево—вниз, а т. равн-я п-теля смещается на более низк. кр. без-я.

Предп-м, что выбор потребителя, максимизирующий полезность, соот-ет т.Е1, при этом п-тель располагает доходом I1 и приобретает т-ры в к-вах Qа1 и QВ1 (рис. 2.16 а)

Рис. 2.16. Изм-е потребит. равн-я при росте дохода: а)гра-к ф-и «доход—п-е»; б)сдвиг кр-х спроса

Покупка т-ра В в к-ве QВ1 соот-ет т. К на кр. спроса D1 при неизменной Р т-ра РВ1.

Если доход потребителя возрастет с 11 до 12, бюд. л-я сместится пар-но вправо, касаясь более высок. кр. без-я U2. Оптим. выбор потребителя зафиксируется в т. Е2, блага будут приобретаться в к-вах QА2 и Qв2. Воз­росшей величине потребления т. В соот-ет т. L на кр. спроса D2 (рис. 2.16 б).

При соединении т-к Е1 и Е2 получается кр. «доход— п-е» (1С) (см. рис. 2.16 а).

На ней располагаются все сочетания т-ов А и В, максимизирующие полезность и свя­занные с определен. ур-нем д-да.

В дан. примере кр. «доход-п-е» имеет пол. наклон, озн-й, что потребл-е и т-ра А, и т-ра В увел-ся по мере роста д-да.

При пом. кр. «д-д-п-е» можно построить гр-к зав-ти величины потребл-я того или иного т-ра от д-да п-теля называемый кр. Энгеля. (рис. 2.17)

Рис. 2.17. Кр. «д-д—п-е» (а) и кр. Энгеля (б) для норм. т-ра

Для норм. т-ов кр. «д-д—п-е» и кр. Энгеля имеют пол.наклон. Это озн., что спрос на эти т-ры изм-ся в направл-и изм-я д-да.

Норм. т-ры подразделяются на т-ры первой необходимости и предметы роскоши. Спрос на первые растет медленнее, чем доход, а спрос на вторые — быстрее, чем доход.

11. Эффект д-да – э-т зам-я. Изм-е Р т-ра, изм-е относит. Р и реал. д-да.

Влияние изм-я Р показывает как изм-е Р на величину спроса обусловлено двумя видами э-тов: эффектом дохода и эффектом замещения.

Э-т д-да показывает, как изм-е Р влияет на величину спроса на т-р в результате повыш-я или пониж-я реал. д-да п-теля. Чем выше д-ды п-теля, тем большими возмож-ми он располагает для предъявления спроса на разнообраз. т-ры. Однако в рынке повыш-е д-дов может иметь не только пол., но и отриц. э-кт Так, если весь д-д тратится на покупку т. А. полез-ть кот. очень высока, спрос на него не удовлетворяется и повыш-е д-да будет одновременно обеспечивать повыш-е спроса на него, то здесь э-кт д-да пол. Если же товар низ­к. кач-ва, сравнительно дешев и потребность, в нем близка к удовлетв-ю, то с повыш-ем д-да п-тель пе­реориентирует спрос на качественные, пусть и более дорогие, т-ры. Спрос на низкокач. т-р не только стабили­зируется, но и упадет. Здесь, эффект д-да отриц.

Э-кт зам-я показывает, как изм-е Р влияет на величину спроса на т-р в результате его подорожания или удешевления относительно др. благ. Пониж-е Р т-ра вызывает рост V спроса на него. Более низкая Р одного блага при неизменных ценах не др. повышает его привлекательность, стимулирует п-телей заменить поде­шевевшим т-ром др. т-ры, оказавшиеся относительно более дорогими.

Согласно подходу Слуцкого только тот ур-нь ден. д-да, кот. достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации т-ров, обеспечивает и неиз­менный ур-нь реал. д-да. П-д Слуцкого дает воз­мож-ть колич-го реш-я проблемы на базе статис­тич. данных.

Согласно п-ду Хикса реал. д-д измеряет­ся полезностью благ, на кот. расходуется ден. д-д. Разные ур-ни ден. д-да, обеспечивающие один и тот же ур-нь удовлетв-я, представляют одинак. ур-нь реал. дохода.

Сравнив 2 п-да, можно увидеть, что метод Хикса пред­полагает знание потребит. предпочтений, кр. без-я, тогда как м-д Слуцкого базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Э-кт зам-я явл. всегда отриц.: пони­ж-е Р одного блага стимулирует потребителей увеличи­вать его потребление, уменьшая потребление другого блага; по­выш-е Р стимулирует потребителей замещать это благо др. Разграничение э-кта д-да и э-та зам-я имеет важ. знач-е для понимания закономерностей ценообр-я в усл. рын. эк-ки и позволяет определить из­м-е спроса при росте или падении цен на т-ры и услуги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.