Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е издание




Экзаменационных ответов.

Елецкий Н.Д., Корниенко О.В.

Экзаменационных ответов по педагогике

 

Художественное оформление В. Николаев, Д. Косивцов

Корректор О. Б. Милованова

 

 

Лицензия ЛР № 065678 от 9 февраля 1998 г.

Сдано в набор 10.10.99. Подписано в печать 06.12.99.

Формат 60х84 1/16. Бум. газетная.

Гарнитура CG Times. Печать офсетная. Усл. печ. л. 16,13.

Тираж 5000 экз. Заказ № 2323.

 

Издательский центр «МарТ»

344039, г. Ростов-на-Дону, ул. Курская, 12

 

 

По вопросам распространения обращаться по тел, 8632 64-41-23

 

Изготовлено с готовых диапозитивов в АПП «Джангар»

358000, г. Элиста, ул. Ленина, 245

 


[1] Чтобы воспитуемые имели поведение, соответствующее общественным идеалам, необходимо, чтобы воспитуемые имели приемлемые для этого межличностные отношения, складывающиеся целенаправленными усилиями воспитателя

 

Мировая экономика:

Москва-Ростов-на-Дону: МарТ, 2005

Содержание

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СТРУКТУРА

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Понятие мировой экономики.

2. Предмет, методы и функции курса мировой экономики

3. Этапы развития мировой экономики

4. Современная глобализация экономических процессов

5. Структура мирового хозяйства.

6. Основные субъекты мировой экономики

7. Классификация и роль природных ресурсов в развитии мирового хозяйства

8. Топливно-минеральные и лесные ресурсы мирового хозяйства

9. Экономический рост и проблемы потребления природных ресурсов

10. Демографическая характеристика населения мира

11. Трудовые ресурсы мирового хозяйства

12. Процессы урбанизации в мировом хозяйстве

13. Научный потенциал мировой экономики

14. Основные научные центры мира

15. Трансформация ресурсной базы производства и форм богатства в системе современной мировой экономики

16. Изменение роли человеческого фактора в экономической системе

17. Сущность и формы международного разделения труда

18. Показатели участия в международном разделении труда

19. Современные особенности развития международного разделения труда

20. Международное производственное кооперирование

21. Эволюция отраслевой структуры мирового хозяйства

22. Промышленность в системе мирового хозяйства

23. Топливно-энергетический комплекс мирового хозяйства

24. Агропромышленный комплекс мирового хозяйства

25. Металлургический комплекс мирового хозяйства

26. Машиностроительный комплекс мирового хозяйства

27. Химическая и лесная промышленность

в системе мирового хозяйства

28. Лёгкая промышленность в системе мирового хозяйства

29. Транспорт и связь в системе мирового хозяйства

30. Развитие космического хозяйства

31. Понятие и структура международной конкурентоспособности

32. Формы конкурентной борьбы на мировом рынке

33. Взаимосвязь экономических и политических факторов

международной конкуренции

34. Формационные теории мирового хозяйства

35. Проблема формационной определённости современной мировой экономики

36.Технологические и цивилизационные концепции мировой экономики.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

37. Классификация стран, входящих в мировую экономическую систему

38. Роль развитых стран в мировой экономике

39. Хозяйственный механизм развитых стран

40. Внешнеэкономическая деятельность развитых стран

41. Экономика США в системе мирового хозяйства

42. Экономика Японии в системе мирового хозяйства

43. Сущность и формы международной экономической интеграции

44. ЕС в системе мирового хозяйства

45. Североамериканское соглашение о свободной торговле

в системе мирового хозяйства

46. Система интеграционных группировок мира

47. Интеграционные процессы на территории СНГ

48. Понятие и виды международных экономических организаций

49. Международные неправительственные организации

50. Роль развивающихся стран в мировой экономике

51. Основные социально-экономические проблемы развивающихся стран

52. Внешнеэкономическая деятельность развивающихся стран

53. Экономика Индии в системе мирового хозяйства

54. Командное хозяйство в системе мировой экономики

55. Основные проблемы переходной экономики

56. Теории современной переходной экономики

57. Внешнеэкономическая деятельность стран с переходной экономикой

58. Особенности социально-экономических реформ в Китае

59. Трансформация хозяйственного механизма в Китае

 

РАЗДЕЛ III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

60. Международная торговля товарами в системе мирового хозяйства

61. Товарно-отраслевая структура международной торговли

62. Экономико-географическая структура международной торговли

63. Ценообразование на международном товарном рынке

64. Структура и тенденции развития международного рынка услуг

65. Государственная внешнеторговая политика

66. Международное регулирование торговых отношений

67. Масштабы и структура мирового рынка научно-технической продукции

68. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ

69. Теория соотношения факторов производства и парадокс Леонтьева

70. Экономический механизм международного движениянаучно-технической информации.

71. Россия в системе международной торговли.

72. Причины и формы международной миграции капиталов

73. Направления и масштабы миграции капитала

74. Экономические последствия миграции капитала

75. Иностранные инвестиции в экономике России

76. Транснациональные корпорации

77. Слияния и поглощения компаний как форма вывоза капитала

78. Понятие и формы миграции рабочей силы

79. Основные направления миграции рабочей силы

80. Россия в процессах миграции рабочей силы

81. Экономические последствия международной миграции рабочей силы

82. Миграция рабочей силы в качестве проблемы экономической теории

83. Международный туризм

84. Валютный курс

85. Этапы развития международной валютной системы

86. Золотовалютные резервы и международные рынки золота

87. Платежный баланс и внешний долг

88. Европейская валютная система

89. Международный валютный фонд

90. Всемирный банк

91. Классификация глобальных экономических проблем

92. Экономические аспекты демографической проблемы

93. Комплексный характер глобальной экологической проблемы

94. Проблемы экологизации потребительского поведения

95. Взаимодействие основных субъектов эколого-экономического регулирования.

96. Экологические факторы развития отношений собственности в системе современной мировой экономики

97. Теории экономической глобалистики

98. Россия и глобализация экономики

99. Эволюция форм участия России в международных экономических отношениях.

100. Проблема и перспективы интеграции России в систему мирового хозяйства

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СТРУКТУРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

1. Понятие мировой экономики.

Понятие мировой экономики является многозначным. Под мировой экономикой понимают совокупность национально-государственных хозяйств, систему международных экономических отношений, взаимодействие тех частей, элементов и сторон национальных хозяйств, которые включёны в международный рынок; существуют и другие подходы и определения. Характеристика мировой экономики может приобретать различный контекст в зависимости от рассматриваемого этапа её эволюции, от особенностей различных исторических эпох. Для условий предшествующих веков и тысячелетий некоторые исследователи считают возможным понимание мировой экономики как совокупности мало связанных, разрозненных, а иногда и изолированных друг от друга хозяйственных систем. Применительно уже к этим условиям возможна, например, историко-статистическая реконструкция динамики хозяйственных ресурсов, объёмов производимого продукта, доходов, уровня производительности труда - как в общепланетарных масштабах, так и в разрезе сравнительной характеристики отдельных хозяйственных систем.

Отмеченные определения, как правило, акцентируют внимание на какой-либо одной исторической, структурной или функциональной стороне мировой экономики. Если же говорить о её современном состоянии и о системном взаимодействии её сторон и элементов, то можно отметить, что современная мировая экономика – это целостная общепланетарная экономическая система, основанная на глобализирующихся производительных силах, на общемировом функционировании рыночного хозяйственного механизма и всей системы производственных отношений и характеризующаяся выходом на глобальный уровень процессов разделения труда, обобществления производства и развития экономических противоречий.

Характеристика понятия «мировая экономика» предполагает соотнесение этого понятия с другими, близкими по смыслу, имевшими распространение ранее, или, напротив, получившими хождение в последнее время, и отражаемыми в различных терминах. К их числу относятся, например, такие термины, как «мировое хозяйство», «всемирное хозяйство», «мирохозяйственная система», «мировой хозяйственный механизм», «мировой рынок», «глобальная экономика», «глобальная воспроизводственная система» и др. В научной литературе даётся анализ особенностей контекста, соотношения и рекомендуемых границ применимости этих и подобных им терминов. Чаще всего, термин «мировая экономика» используется как имеющий наиболее широкий, обобщающий смысл; о «мировом (всемирном) хозяйстве» говорят, когда даётся характеристика структурно-элементных и структурно-функциональных аспектов мировой экономики; термин «глобальная экономика» предполагает акцентировку на проблемы системной целостности, интегративного характера тенденций развития современной мировой экономики и т.д. Что касается источников учебной литературы, то в них, как правило, большинство отмеченных терминов употребляются как синонимы. Этот же подход, за исключением специально оговоренных случаев, реализуется и в настоящем издании, особенно в отношении терминов «мировая экономика» и «мировое (всемирное) хозяйство», т.к. для современных условий содержательный смысл соответствующих этим терминам понятий становится практически совпадающим, а чисто терминологические различия имеют второстепенное значение.

 

2. Предмет, методы и функции курса мировой экономики.

 

Объектом изучения научных дисциплин, связанных с исследованиями мировой экономики, выступают все явления, процессы и закономерности функционирования и развития мировой экономической системы. Предмет учебного курса «Мировая экономика» - это вопросы исторической эволюции, современного состояния, сущности, структуры, механизмов функционирования, противоречий и перспектив развития мировой экономики. Эти вопросы тесно связаны с предметом других экономических дисциплин, особенно общей экономической теории – рассматриваемая в широком смысле экономическая теория включает в себя проблематику мирового хозяйства в качестве одного из разделов. Кроме того, поскольку возникающая в настоящее время постиндустриально-информационная экономика характеризуется чертами глобализации в качестве одного из своих сущностных атрибутов, то теория экономической глобалистики становится важнейшей современной формой развития общей экономической теории (политической экономии).

Предмет мировой экономики конкретизируется в системе её категорий и законов. Большинство элементов этой категориальной системы также соотносится с предметом экономической теории, но в разрезе международных и глобальных экономических отношений. Так, общеэкономическая категория «рынок» в разрезе предмета курса «мировая экономика» изучается с точки зрения функционирования мирового рынка; аналогичная конкретизация осуществляется с категориями «ресурсы», «производство», «издержки», «цена» и т.д., а также при изучении законов пропорциональности, стоимости, денежного обращения, конкуренции и др. В аспекте методики изложения учебных вопросов, предмет курса «мировая экономика» может быть отражён в разделах, посвящённых анализу основных сторон, структуры, субъектов мирохозяйственной системы, форм международных экономических отношений.

При изучении мировой экономики используются общенаучные методы познания – сбор и обобщение фактов, абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, разработка и проверка гипотез; важную роль играет диалектический метод, на основе которого исследуются противоречия и механизмы развития мировой экономики. Особое значение имеет системный метод и его модификации (системно-исторический, системно-структурный, системно-функциональный), что связано с необходимостью систематизации значительного количества фактов и тенденций – зачастую, разнородных и противоречивых. Весьма велика при изучении мировой экономики и роль статистических методов, посредством которых формируется фактологическая база анализа.

Предмет, методы и задачи курса мировой экономики находят также отражение в его функциях, которые, в соответствии с получающим всё большее распространение общенаучным подходом, можно объединить в две основные группы – это «позитивные» и «нормативные» функции. Позитивные (познавательная, объяснительная, прогностическая) связаны с изучением фактических процессов развития и функционирования мировой экономики на основе объективных закономерностей в прошлом, настоящем и будущем. Нормативные функции (разработка рекомендаций, оптимизационных моделей, механизмов регулирования и корректировки процессов и т.п.) предполагают сознательное воздействие на мирохозяйственную систему и отдельные её элементы для достижения целей тех или иных социальных субъектов (мирового сообщества в целом, отдельных государств или их групп, фирм). Очевидна взаимная связь двух групп функций – позитивные имеют практическое значение в качестве основы для нормативных, а нормативные могут быть успешно реализованы в пределах объективных границ, определяемых позитивными.

Предмет, методы и функции курса «мировая экономика» развиваются в тесном взаимодействии с научным аппаратом других дисциплин. К их числу, кроме общей экономической теории, относятся также общесоциологические теории развития мировой цивилизации, теории международных отношений, политология, экономическая география и регионалистика. В то же время, курс мировой экономики выступает как методолого-теоретическая основа для других, более частных дисциплин (теории международной торговли, внешнеэкономической деятельности фирм, международных финансовых отношений и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.