Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие основных субъектов эколого-экономического регулирования




 

Состояние природной среды влияет на жизнедеятельность каждого человека, и в этом смысле можно сказать, что всеобщим субъектом экологизации экономики, так же, как и субъектом глобализации, является человечество в целом. Вместе с тем, возникающие при этом всеобщие интересы структурируются через интересы и деятельность конкретных социальных институтов и общностей, выступающих в роли непосредственных субъектов формирования, движения и регулирования эколого-экономических противоречий в системе мировой экономики. К числу основных субъектов эколого-экономических взаимодействий в настоящее время можно отнести: государство; совокупность потребителей, формирующих рыночный спрос; сферу бизнеса; экологические общественные организации (в том числе, международные).

Государство, выступающее в данном случае в роли выразителя общественных интересов, уже в позднеиндустриальный период берёт на себя функции по защите природной среды и регулированию экологически значимых производственных и рыночных процессов; его объективной задачей становится корректировка рыночного механизма, одной из «зон неэффективности» которого является экологическая индифферентность. В данном случае, так же, как и в целом в системе государственного регулирования хозяйства, можно выделить две основные группы методов: правовые и экономические. Правовой (и базирующийся на нём административный) подход к регулированию эколого-экономических процессов и противоречий предполагает издание относящихся к экологической сфере законов, подзаконных актов, нормативов, инструкций, распоряжений, разрешений и запрещений и т.д. Например, весьма жёсткие экологические принципы, ограничения и механизмы регулирования содержал принятый в США В 1970 г. закон «О чистом воздухе». Условно можно выделить две группы экологоориентированных законов: первая содержит нормы природоохранного и природовосстанавливающего плана, вторая – требования к экологическому качеству продукции в аспекте защиты прав потребителей. На основе законов общего действия издаются более конкретизированные законодательные и подзаконные акты, относящиеся к отдельным формам деятельности, отраслям, производствам, видам продукции, источникам и типам загрязнения среды, а также нормативы и инструкции отдельных министерств и ведомств, региональных и местных органов власти и т.д. Эколого-экономическое законодательство и административное регулирование имеют (особенно на ранних этапах их формирования) преимущественно репрессивную ориентацию; главным средством предотвращения или ограничения негативного воздействия на природную среду выступают здесь наказания или угроза их применения: от штрафов и приостановки производственной деятельности до конфискации имущества, тюремного заключения и других форм уголовной ответственности.

По мере роста масштабов и совершенствования форм государственного регулирования экологических проблем усиливается значение экономических методов, которые во многих случаях являются более эффективными, чем репрессивно-правовые. Экономические методы предполагают инициирование и поддержку эколого-ориентированных действий хозяйствующих субъектов посредством льготного налогообложения, субсидий, заключения выгодных и перспективных контрактов, информационной и страховой поддержки и т.п. Преимущества экономических методов наглядно проявились, например, в ходе конкурентной борьбы на автомобильном рынке США в 80-е годы: японские фирмы, выпускающие при экономической поддержке государства автомобили с более высокими показателями энергосбережения и экологической чистоты, смогли захватить значительную часть американского рынка и оттеснить конкурентов из числа автомобильных корпораций США, экологические аспекты производственно-коммерческой деятельности которых были ограничены лишь юридическими и административными нормами указанного закона «О чистом воздухе» и аналогичными правовыми нормами. Что касается развивающихся стран, то особая сложность механизма государственного эколого-экономического регулирования определяется здесь ролью государства как преобладающего собственника экологически вредных производств и инициатора переноса подобного рода производств на территорию этих стран из регионов постиндустриальной трансформации.

Помимо правовых и экономических, существуют и иные природоохранные функции государства, среди которых наиболее важны информационная и образовательная. Во многом именно от государства зависит решение общецивилизационных задач по экологизации менталитета всех членов общества и деятельности экономических субъектов – будь то работники, предприниматели или потребители.

Заметным фактором социальной жизни последних десятилетий стала деятельность экологических общественных движений и организаций. Ведущее место среди них принадлежит движению «зелёных», в рамках которого, наряду с широким спектром неформальных объединений и действий, сформировались также политические партии, оказывающие в ряде стран ощутимое влияние на деятельность государственных институтов и на формирование общественного мнения. Активна деятельность «зелёных» в области экологической информации и образования; ими осуществляются акции в сфере международных и межгосударственных отношений в целях привлечения внимания к глобальному характеру ключевых экологических проблем. Весьма сильна экологическая составляющая и в деятельности общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей. Практикуемая ими в СМИ «антиреклама» экологически вредной продукции является, как правило, более действенной и экономически значимой, чем юридические запреты, ограничения и штрафы.

Определённую роль в исследовании и регулировании глобальных и региональных эколого-экономических проблем и противоречий играют учреждения ООН, однако в настоящее время эта роль уменьшается в связи с общим ослаблением позиций данной организации.

 

96. Экологические факторы развития отношений собственности в системе современной мировой экономики

Эколого-экономические противоречия оказали существенное влияние на современное развитие отношений собственности и рыночного хозяйственного механизма в системе современной мировой экономики. Практика выявления, расчёта, распределения и перераспределения издержек, доходов и убытков, обусловленных природоразрушающей и природовосстанавливающей хозяйственной и связанной с нею видами деятельности, послужила одним из важных стимулов разработки современных моделей теории прав собственности, Выявилось, что на нынешнем этапе развития экономической цивилизации в фундаментальную практическую и теоретическую проблему превращаются вопросы уточнения, конкретизации, детализации собственнических полномочий на все виды ресурсов, в том числе – и на экологически значимые ресурсы; эти вопросы в обобщённом виде стали определяться в экономической теории как проблема спецификации собственности.

Очевидно, что если у некоторых экологически значимых ресурсов, которые ранее воспринимались как «ничейные», - будь то воздух, вода, благоприятный шумовой или радиационный фон и т.д. – появляется хозяин, собственнические полномочия которого институционально закреплены (и, в частности, в форме юридически фиксируемых прав собственности), то природоразрушающие экономические действия других хозяйствующих субъектов существенно затрудняются и ограничиваются. Они вынуждены будут считаться с экономическими интересами собственника природных ресурсов и включать в число своих издержек суммы, которые придётся выплачивать собственнику ресурсов для возмещения нанесённого ему ущерба. Стремясь минимизировать издержки и максимизировать прибыль, хозяйствующие субъекты, тем самым, будут стремиться и к минимизации вредного воздействия на среду. Тем самым, окажутся невозможны или, во всяком случае, существенно ограничены факты, подобные тем, когда в настоящее время на британских предприятиях металлургической и химической промышленности строятся трубы высотой 150-200 метров, и вредные выбросы выпадают не в Англии, а относятся воздушными потоками на территорию Нидерландов, Западной Германии и скандинавских стран.

Спецификация собственнических полномочий ведёт к тому, что экономические эффекты, которые ранее, в условиях «ничейности» ресурсов, являлись внешним результатом производственно-коммерческой деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов, теперь превращаются во внутренний фактор движения их издержек и доходов («экстерналии интернализируются»). При этом не имеет существенного значения, кто именно является собственником ресурсов – важен лишь факт того, что такой собственник существует и его права экономически и юридически защищены (данная проблема нашла отражение в «теореме Коуза» и других разработках теории прав собственности. Функция государства и межгосударственных правовых структур сводится лишь к защите прав собственника, который, исходя из своих экономических интересов, обеспечит более эффективную защиту природных ресурсов, чем система административных запретов, штрафов и иных наказаний. Права на сохранение экологической чистоты ресурсов или, симметрично, - права на загрязнение среды – могут продаваться и покупаться, и включающиеся при этом рыночные механизмы становятся, по мнению сторонников теории прав собственности, более действенным инструментом защиты природы, чем административно-бюрократический надзор со стороны государственных чиновников. Ясно, что в роли собственника ресурсов может, а во многих случаях и должно выступать государство или его специализированные институты и государственные корпорации – но в данном случае в качестве именно экономических субъектов, имеющих, защищающих и реализующих экономические интересы и действующих на той же правовой базе, что и прочие рыночные хозяйствующие субъекты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.