Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Общее понятие о формах организации обучения




Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Они классифицируются по различным критериям: по количеству учащихся (коллективные, групповые, индивидуальные); месту учебы (школьные, внешкольные); продолжительности учебных занятий (45 мин., 90 мин. и т.д.).
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуально-групповой (в школах средневековья), взаимного обучения (белл- ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учащихся (Мангеймская система), бригадное обучение (20-е годы в советской школе), американский «план Трампа» (40% времени в больших группах (100 - 150 человек), 20% - в малых (10 - 15 человек) и 40% времени отводилось на самостоятельную работу).
Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в 17 веке. Ее контуры очертил нем. пед. И. Штурм, разработал теоретич. основы и воплотил Я. А. Коменский.
Особенности классно-урочной формы обучения:
- постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);
- учебн процесс в виде отдельных взаимосвязанных, следующих 1 за другой частей (уроков);
- каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);
- постоянное чередование уроков (расписание);
- руководящая роль учителя (педагогическое управление);
- примен. Различ. виды и формы познавательн. деятельности учащихся(вариативность деятельности).
Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ:
- отличается строгой организационной структурой;
- является экономичной, 1 учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
- создает благоприят. предпосылки для взаимообучения, коллект. деятельности, воспитания и развития учащихся.
- Обучающе-образовательная (создание условий для передачи знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и др.).
- Воспитательная (последовательное введение учащихся в разнообразные виды деятельности, формирование взглядов и убеждений).
- Развивающая (многообразие форм в учебном процессе, условия для умственной, трудовой, игровой и других видов деятельности).
- Организационная (четкая организация подачи материала, учет возрастных особенностей).
- Психологическая (биоритм, работа в одно и то же время).
Основная форма обучения - урок.
Другие формы обучения: экскурсия, практикумы и семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки). Нетрадиционные формы обучения.
Требования, к формам процесса обучения
- содержательная наполненность, информационная насыщенность, научность, духовно-нравственная направленность передаваемых знаний, прочность отрабатываемых навыков;
- обеспечение полной ясности, понимания и усвоения всеми учащимися основных обобщений, навыков и приемов умственных действий, методов самостоятельной работы;
- активно-деятельностный характер взаимного общения, обучающего взаимодействия учителя и учащихся;
- развитие интеллектуальной сферы и всех сущностных сил в процессе обучающей деятельности: ощущений, представлений, восприятия, теоретического и образного мышления, памяти, воображения, речи, чувств, а также зрения, слуха, физических сил;
- эмоциональная насыщенность обучающего взаимодействия учителя и учащихся, формирующая эстетическое отношение к изучаемому предмету и процессу познания;
- динамика структуры форм обучения, переход из одной формы в другую в зависимости от меняющихся обстоятельств процесса познания, уровня подготовленности, успешности продвижения учащихся в усвоении материала;
- сочетание коллективно-массовой, групповой и индивидуальной работы, обеспечение взаимообучения;
- сочетание обязательных учебных заданий с добровольной, по интересам и способностям коллективной, групповой и индивидуально-творческой деятельностью;
- формирование навыков работы с компьютером, самостоятельной обработки и анализа научной, художественной и политической информации;
- применение передовых, адекватных характеру научного материала и избранной форме методов обучения.
Выполнение этих требований дает возможность наиболее полно исчерпывать обучающие и воспитывающие резервы форм процесса обучения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.