Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные правила рыночных структур




Рыночная структура. Конкуренция и ее виды

 

Конкуренция это форма противостояния субъектов (продавца и покупателя).

Формы конкуренции: совершенная (одинаковые условия производства, приблизительно одинаковый доступ к кредитам, информации, ассортименту); несовершенная (когда хотя бы один элемент отсутствует; монополия – откровенно выраженное превосходство)

Виды конкуренции: 1.внутриотраслевая(ориентируется на п/п с средними издержками). приводит в формирования цены на однородную продукцию на уровне затрат сред. по отрасли п/п (потому что их больше). эта цена называется рыночной (общественной) стоимости. 2. межотраслевая (переход из менее прибыльной отрасли в более перспективную). Противодействие п/п-й разной отрасли. Приводит к выравниванию различных размеров прибыли к единой средней величине.

 

 

 

     

 

Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка — количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа и выхода из нее фирм, количество покупателей, способность отдельной фирмы воздействовать на рыночные цены.

Чем ниже способность фирмы влиять на рынок, тем более конкурентным считается данная отрасль. В предельном случае, когда степень влияния одной фирмы равна нулю, говорят о совершенно конкурентном рынке.

В научном языке существует два различных понимания термина "конкуренция". Конкуренция как характеристика рыночной структуры (конкурентность рынка, совершенная, монополистическая конкуренция) и конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция).

Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, идут из греческого языка и характеризуют, с одной стороны, принадлежность экономических субъектов к продавцам или покупателям (poleo — продаю, psoneo — покупаю), а с другой — их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много).

Поскольку структура того или иного рынка определяется множеством факторов, то количество рыночных структур является практически неограниченным.

Для упрощения анализа в экономической теории принято выделять четыре базовых модели

§ совершенную конкуренцию;

§ чистую монополию;

§ монополистическую конкуренцию;

§ однородную и неоднородную олигополию

 

Рыночная структура – некий набор факторов, которые определяют характер взаимодействия фирм.

Рыночную структуру определяют множество факторов:

  • Количество фирм в отрасли и их размеры;
  • Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
  • Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
  • Количество покупателей.
  • Способность фирм воздейтсоввать на спрос посредством рекламы.

и так далее.

Однако основными являются 3 фактора:

  • Количество фирм в отрасли и их размеры;
  • Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
  • Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.

С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:

  • рынок совершенной (чистой) конкуренции;
  • чистая монополия;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия.

В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:

  • Следует ли оставаться в деле или прекратить существование?
  • Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?

Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR < TC. Для такой фирмы цель – минимизация убытков. С учётом этой цели принимается решение о ликвидации фирмы. При полном закрытии производства издержки фирмы составят величину TFC (постоянные издержки), т.е. фирма должна расплатиться по всем своим обязательствам (аренда, кредит, страховые взносы и т.д.). И только после того, как фирма рассчитается, она может решать вопрос о прекращении деятельности.

Однако если (TR - TC) < TFC, то целесообразно продолжать производство, т.к. это минимизирует убытки, но если (TR - TC) > TFC, то выгоднее расплатиться по своим обязательствам и закрыть производство.

Продолжая производство, фирма увеличивает переменные издержки, но, если они при этом покрываются доходом от реализации (TR > TVC), то предприятию нужно продолжать производство.

Фирма должна прекратить производство, если TR < TVC. Это правило закрытия (банкротства). Сформулируем его по-другому:

Если TR > TC, то фирма получает прибыль. Значит, она должна решать второй вопрос (максимизация прибыли). Увеличивая производство, фирма сравнивает затраты на производство дополнительной единицы продукции (MC) и выручку от ее продажи (MR – предельный доход). Пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода (по сравнению с затратами), фирма будет наращивать выпуск. Когда дополнительная единица продукции будет больше добавлять к издержкам производства, чем к доходу, фирма прекратит расширение выпуска.

Когда МC = MR, фирма достигает оптимального объема выпуска. Это – правило максимизации прибыли, не зависящее от типа рыночной структуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.