Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Торжество рационализма в эпоху Просвещения




Классицизм как художественное направление эпохи абсолютизма

 

Классицизм (от лат. Classicusобразцовый) появился во Франции конца XVII в. — времени утверждения абсолютизма. Именно абсолютизм, нашедший свое адекватное и законченное выражение в придворной аристократической культуре, опреде­лил основные черты эстетики классицизма. Именно абсолютизм, в политике Франции ограничивавший личность государственны­ми интересами и заставлявший индивидуальное приносить в жертву общественному, вывел на сцену нового герояпол­ководца, монарха, дворянина, поступки которого были вызва­ны общественной необходимостью (попутно отметим, что клас­сицизм XVIII в. был связан с идеями Просвещения, выразил граж­данские идеалы и показал абсолютно нового героя — предста­вителя третьего сословия).

Идеологией классицизма во Франции стали рационалис­тическая философия Р. Декарта, драматургия П. Корнеля, Ж. Расина, Ж.Б. Мольера, поэтика Н. Буало.

Ведущие положения эстетики классицизма XVII в.:

Античная сюжетика. Сюжеты, характеры, идеи, формы, мифология античности были востребованы классициз­мом, но они наполнялись новым историческим содержанием. Наи­большее влияние на классицизм оказали традиции поздней рим­ской античности и философия римских стоиков, призывавших сохранять твердость духа в любой ситуации и подчинять личное внеличным целям. Б архитектуре классицизма, а также в сти­лях ампир и историзм, следовавших тем же традициям, но уже в условиях XIX в. были востребованы античный греческий пор­тите, римская арка и купол.

Большое общественное содержание (главная тема — конфликт общественного и личного, долга и чувства}. Идеологи­ческой основой классицизма становятся концепции государ­ственности, идеи патриотизма, воспроизведения человека, ставящего и достигающего высоких целей, человека, искренне предпочитающего собственным интересам интересы обществен­ные, а личному счастью установленные обществом нормы мо­рали, человека, формой бытия которого становится опора на общество и сознательное служение ему и ощущающего свой союз с обществом как равноправный и добровольный. Этот конф­ликт между личным чувством и общественным долгом, составляющий сущность классицизма, выражен в пьесе Корне-ля «Сид». Таким образом, личность и свобода индивида в эстети­ке классицизма приносится в жертву обществу (вспомним по аналогии, что в искусстве Средневековья личность подчинялась Богу, в искусстве Возрождения мерой свободы человека высту­пал сам человек, наделяющий себя волей к любым проявлениям этой свободы).

В противовес классицизму в стиле рококо, который разви­вался параллельно, акцентировалась камерность, интимность, предметы данного стилевого направления — веера, столовые приборы, ширмы, даже кареты — выглядят безделушками, украшенными прихотливым декором, а' картины — как изыс­канные шпалеры, предназначенные для декорирования будуа­ров.

♦ Однако классицизм в то же время был дидактичным и назидательным, образы — схематичными и маскообраз­ными. Это было связано со стремлением оценивать типичес­кое выше индивидуального, а также ориентация на основопо­лагающую категорию классицизма — категорию меры, сопряга­ющуюся с категорией нормы. Нарушение меры — основной вид конфликта, который характерен как трагическому, так и коми­ческому его преломлению. Инструментом меры становится ра­зум, обеспечивающий господство в нем «высшего порядка». Ил­люстрацией подобного отношения к типизации и индивидуализа­ции выразил Н. Буало:

 

Иной строчит стихи как бы охвачен бредом:

Ему порядок чужд и здравый смысл неведом.

Чудовищной строкой он доказать спешит,

Что думать так, как все его душе претит. Не следуйте ему...

Придется одолеть преграды на пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога...

 

 

Эти строки свидетельствуют о том, что в классицизме крас­ке с явной степенью превосходства противопоставлялась форма, оригинальному — типическое.

♦ Это господство типического и привело к четкости ясности формы, которая характеризует все без исключения виды художественного творчества.

В литературе особенности формообразования прояви­лись в наличии правила трех единств (места, времени, дей­ствия), а также в иерархии жанров, различающихся как вы­сокие: трагедия, эпопея, ода (Корнель, Расин, Вольтер), низ­кие: комедия, сатира, басня (Мольер, Лафонтен) и средние.

В театральном искусстве четкость формы выразилась в торжественном статичном строе спектакля и размеренном чте­нии стихов.

В архитектуре — в ясности и геометризме форм, лаконизме сочетания стены с ордером и сдержанным декором. В России традициям классицизма следовали зодчие не только XVXQ в., но и XIX в., претворяя их в стилях ампир и исто­ризм: Баженов, Казаков, Воропихин, Пименов, Росси, Мон- ферран. В парковом дизайне эти принципы воплотились в стро­гости и симметрии планировки.

В изобразительном искусстве ясность формы воплоти­лась в уравновешенности композиции, обобщенном плав­ном рисунке. Живопись Лоррена, Давида, Энгра, Пуссена про­славляет человека, совершающего подвиги во имя нации и куль­туры, человека гордого и прекрасного, полного чувственно-при­влекательной красоты. Французская академия живописи и скульптуры, открытая в 1648 г., провозгласила Пуссена луч­шим художником и представила его идеальным образцом для подражания, находящимся вне критики. Однако работы после­дователей Пуссена, взявших для копирования формальные при­емы мастера, оказались образцами холодного академического искусства.

Представителем голландской ветви классицизма стано­вится живопись Рембрандта Хармене ван Рейна, столь же выверенная и органичная по композиции. Излюбленным приемом художника стало изображение рук и лица человека, выступаю­щих из темноты. Эта темнота воспринимается художником как разрушающая враждебная красоте сила, борьба с которой и ста­новится задачей человека.

В музыке XVII в. классицизм сочетался с эстетикой барок­ко. Стремление создать завершенные, гармоничные конструкмонументальные, ясные и благородно простые привело к формированию особой структуры оперыseria, с ее опреде­ленной трактовкой речитативов secco и accompagnato, с ее яв­ным предпочтением формы da capo, упорядоченностью характе­ров ситуаций. Влияние классицизма у композиторов венской классической школы ХУШ в. (Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.ван Бетховена) привело к оформлению сонатно-симфонического цикла, утверждению сонатной формы и симфонизма как метода раскрытия жизненных противоречий, а также парного состава оркестра и основных принципов тембровой драматургии.

 

 

Эпоха XVIII в.это эпоха Просвещения, а классицизм XVIII в. называют просветительским классицизмом или просве­тительским реализмом.

.. Просвещениеэто идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, ставшее идеологической платформой ряда буржуазных революций и связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодализма.

Просвещение формируется в новых экономических условиях образования промышленной цивилизации, когда происхо­дит переход от мануфактуры к более сложным технологиям. На­ука этого времени наряду с механико-математическим знанием отмечается выдвижением опытных и описательных дисциплин — физики, биологии, географии. В это время принципиальным об­разом изменяется отношение к религии, когда рождается фено­мен атеизма отрицания существования бога и связанного с этим отрицания религии. Не все философы Просвещения разде­ляли точку зрения Гольбаха, называвшего религию ложью, бредом и «священной заразой», но даже далекие от атеизма Юм и Кант выводили не мораль из религии, а религию из Морали, подчеркивая, таким образом, свободу личности, ее ав­тономность по отношению к религии.

Термином «просвещение» мыслители XVIII в. стали обозна­чать свое собственное прогрессивное время, которое они счита­ли эпохой небывалого развития наук и искусства и отличали от

десяти средневековых веков «мрака и невежества». Но что дей­ствительно отличает две эпохи — это отношение к Богу, где в Средние века характер культуры определяет церковь с ее ориентацией на неземное, возвышенно-идеальное, с ее объясне­нием мира Богом, а в эпоху Просвещения — вера в безгранич­ные способности разума.

Просвещение — широкое идейное течение, к которому при­надлежали философы и писатели Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Г.Э. Лессинг, опиравшиеся в своей критике феодализма на теорию «естественного права», ут­верждавшую естественную свободу, равенство людей и их пра­во на частную собственность. Просветители считали, что сохра­нение крепостничества и других форм феодальной зависимости есть нарушение норм естественного права, а все пороки обще­ства происхождением своим имеют либо невежество народа, не понимающего несправедливость строя, либо непросвещен­ность монарха, не осознающего несправедливость угнетения.

Просветительская идеология, отрицая феодальный порядок как систему, исходила из идеи природного равенства людей, их естественной склонности к добру и праву на земле. Подобные представления складывались в целостную идеологическую сис­тему, в которой и социология, и философия, и этика, и полити­ка, и воззрения на искусство органически дополняли друг друга и были пропитаны духом борьбы с насильственным ограничением человеческой личности и сословным неравенством.

В философии и идеологии Просвещения принято выделять два направления:

вольтерьянство, которое, по сути, представляло арис­тократический путь борьбы, духовную и социальную «револю­цию сверху» (этот путь привел к романтизму и идеологии рус­ских декабристов, где наиболее значительные фигуры русской литературы — Чацкий, Дубровский, Печорин — продолжают ряд, открытый Чайльд Гарольдом);

руссоизм, предлагавший демократический путь борьбы W в равной степени проявивший себя как в лозунгах Великой фран­цузской буржуазной революции: «Свобода, равенство, братство», так и в призыве Ж.-Ж. Руссо и его последователя Л.Н. Тол­стого «Назад, к природе!», воплощавшем протест против циви­лизации.

В полной мере идеологию своей эпохи отразил мастер клас­сической литературы Вольтер, перу которого принадлежат зна­менитые художественно-философские произведения и наиболее известное из них «Кандид, или Оптимизм», сталкивающее противоположные взгляды на жизнь. Так, учитель главного ге­роя, Кандида, считает, что «все к лучшему в этом лучшем из миров», друг же Кандида, Мартен, проповедует пессимистичес­кие взгляды, обращая внимание на всеобщую вражду и нера­зумность. Кандид же соглашается с кредо садовника, утверж­давшего, что для счастья «надо возделывать свой сад» и считав­шего деятельный труд, который единственно приносит челове­ку радость, панацеей от всех черных мыслей.

Главным представителем Просвещения в Германии был Иоганн Вольфганг Гете, произведения которого стали знаме­нем духовного и культурного объединения немецкого народа. Гете протестовал против феодальной отсталости, против угодни­чества перед сильными, перед раболепным поклонением иност­ранной культуре, он высмеивал знания, далекие от действи­тельной жизни, мертвую университетскую ученость и придвор­ную поэзию. Эти мысли становятся основой размышлений автора в «Фаусте», где внутренний конфликт в душе героя порожда­ется столкновением идеального и реального и оканчивается ре­шением поставить во главу иерархии ценностей деяние как «на­чало бытия».

Однако эпоха просветительского реализма представляет и принципиально нового героя — не своевольного индивидуалис­та Возрождения, не регламентированного подданного класси-Цизма, а гражданина, признающего свободу, но в рамках обще­ственной необходимости. Для этого времени не характерны Читаны духа, герой эпохи капиталистического разделения труда, превращающего человека в «частного» и «частичного». Яовок, изворотлив, предприимчив — это герой «третьего сословия». В отличие от классицизма XVII в., ограниченного только Пешими предметами («...берегите взор от низменных предметов» Н. Буало «Поэтическое творчество»), просветительский класси- обращается к жизни в ее разнообразных проявлениях, в том числе низких, о чем говорил Д. Дидро: «Пойдите в кабак, и вы увидите, как выглядит рассвирепевший человек. Ищите улич­ные происшествия, будьте наблюдателями на улицах, в садах, на рынках, дома, и вы составите себе правильные представле­ния о настоящем движении во всех жизненных действиях».

Между тем этот просветительский реализм принципи­ально отличается от критического реализма, герой которого, будучи типичным представителем эпохи, попадает не в типи­ческие, а в экспериментальные обстоятельства, которые должны выявить способность человека к преодолению различ­ных жизненных перипетий подобно героям Д. Дефо («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»), Дж. Свиф­та («Приключения Гулливера»), Бомарше («Безумный день, или Женитьба Фигаро»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.