Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис культуры, рождение феномена массовой культуры, глобальные проблемы современности




 

Таким же устойчивым стереотипом современного сознания становится констатация кризиса западной культуры. Однако в процессах развития культуры кризис становится обязательным явлением, свидетельствующим о смене одного типа культуры другим, что сопровождается переоценкой слагаемых духовно-смыслового ядра культуры. Критерием упадка культуры яв­ляется внутреннее ощущение человека в культуре — психоло­гический комфорт или чувство неустроенности (отметим, что в числе таких переходных, кризисных эпох была эпоха эллинизма с ее лозунгом «проживи незаметно», барокко, где скепсис, тяга к изображению страданий, преувеличенному пафосу стали отра­жением неверия в гармоничность мироустройства). Подобные эпохи Мартин Бубер в своей книге «Два образа веры» назвал эпохами «обустроенности» и «бездомности». Между тем Даниэл Белл в работе «Конец идеологии» отмечал, что в истории было мало периодов, когда человек чувствовал, что его мир прочен.

В качестве основных признаков кризиса выделяются:

♦ распад постоянного образа и представления культуры о себе самой, утрата самотождественности — разрушение конкретного типа целостности — мифологической, ценностной, политико-идеологической, религиозной. Так, К. Ясперс в кни­ге «Истоки истории и ее цель» первым великим кризисом назвал время разрушения обособленных культур и создание империй;

высокий уровень науки и техники, но упадок в обла­сти литературы, искусства;

♦ подмена образования пустым знанием.;

урбанизм;

исчезновение традиционной культуры;

тревожное сознание, рост смертности, суицидов, нар­комании, обращение к таким средствам снятия психоэмоциональ­ного напряжения, как алкалоиды и наркотические вещества;

«смерть Бога» (понятие Ф. Ницше) как идеала и органи­зующего начала мира и культуры, превращение религии в про­стую формальность.

О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев в качестве одного из ведущих признаков кризиса отмечали демократиза­цию культуры, ее омассовление, стандартизацию человека, рождение ее «среднего», посредственного субъекта и формиро­вание антиэлитарного менталитета («...герои исчезли, остался хор». X. Ортега-и-Гассет).

Писатели-гуманисты (А. Швейцер, М. Ганди, Т. Манн, Р. Роллан, Л. Толстой) в качестве отрицательного качества современной культуры выделяли ее элитарность, отсутствие ориентации на простого человека, утрату любви, мило­сердия, отказ от традиции и многовековой мудрости.

Перечисленные особенности культуры XX в., а также раз­витие средств массовой коммуникации естественным образом при­водят к рождению феномена массовой культуры, основными функциями которой становятся:

политическая, где массовая культура выступает в ка­честве механизма манипуляции общественным сознанием;

экономическая, где массовая культура выступает как товар;

психологическая — рекреативная, защитная, направ­ленная на восстановление психического и эмоционального по­тенциала человека, позволяющая осуществить человеку вирту­альное бегство от действительности, спастись от ее сложностей. Это качество массовой культуры принято называть эскапизмом (от англ. escape — бежать, спасаться).

Характерные особенности массовой культуры:

♦ ориентация на неразвитое сознание;

♦ формирование нетворческой личности;

♦ развлекательность;

♦ клишированность, стереотипичность;

♦ опора на нижние пласты сознания и ориентация на архе­типы (по К. Юнгу, это базовые представления, выработанные человечеством в процессе развития): героя, матери, отца, учи­теля, сокровища, женщины-соблазнительницы, дара, полета, жертвы и т.д.

Между тем не все исследователи рассматривали динамику XX в. как негативную, были и мыслители, оптимистично вос­принимающие процессы развития. Так, в работах В.И. Вернадс­кого, А.Л. Чижевского, Тейяра де Шардена представлены идеи космической культуры. Основными из них стали идея активной эволюции, когда разум становится ведущей силой ми­рового развития, а человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию и должен проникнуться духом косми­ческой этики, и идея о единстве забот о космическом целом и нуждах конкретных людей.

По мнению названных мыслителей, гуманистический опти­мизм основан на законах развития культуры и самой природы. Причинами появления ноосферы, по Вернадскому, становятся развитие науки, НТР, объединение человечества и процессы глобализации.

Но объективно глобализация культуры приводит и к появле­нию ее глобальных проблем (от лат, globus — земной шар) это экологический кризис, истощение природных источников энергии, технологический детерминизм, неравномерность развития передовых европейских стран и стран третьего мира, де­мографический взрыв и т.п.

Основными причинами их возникновения становятся:

♦ целостность современного мира;

♦ возросшая экономическая мощь человека;

♦ неравномерность развития стран и культур с различной степенью развития общественного сознания.

В качестве задач по преодолению глобальных проблем выс­тупают:

♦ задача преодоления экологического кризиса;

♦ предотвращение войны с применением оружия массового уничтожения;

♦ борьба с голодом, нищетой, неграмотностью;

♦ нахождение новых источников сырья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.