Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виртуальная реальность: сущность, особенности




 

В исследованиях по проблеме виртуальной реальности вы­деляются следующие ее особенности:

♦ актуальность существования, т.е. существование без про­шлого и будущего. В частности, утверждается, что медитация как разновидность виртуального существования открывает ди­намическое настоящее, бесконечное и безвременное, «вечное сейчас», а переживание виртуальности родственно пережива­нию вечности. В духовном мире не существует разграничения на прошлое, настоящее и будущее, которые сливаются в одном мгновении животрепещущего бытия. В подобном опыте Х.Л. Бор­хес видел озарение духа, некий прорыв вечности, воплощаемой не последовательностью новых прибавлений, а полнотой присут­ствия в любом из мгновений, бесконечность же при этом воспринимается как способ относиться к миру и пребывать в нем. Таким образом, виртуальная реальность как «атом вечности» понимает­ся автором и как культурный символ, в котором осуществляет себя личность. Она предполагает:

♦ включенность в события, когда человек непосредственно проявляет себя действующим или пребывает в иллюзии действия;

♦ центрацию культурной перспективы, фокусирующейся в пространстве человека, где весь мир воспринимается ориенти­рованным на него;

♦ сходство с состоянием сна, возможность ее осмысления через метафору сновидения;

♦ порожденность — продуцируемость виртуальных объек­тов взаимодействием человека и компьютера или активностью человека. Однако, по существу, все признаки виртуальной ре­альности можно свести к двум основным:

♦ динамической непрерывности настоящего, полному при­сутствию в нем, когда бытие здесь-и-сейчас подразумевает не­причастность длительности, а человек пребывает лишь там, где он есть;

♦ снятию противоположностей между жизнью и смертью, реальным и воображаемым, прошлым и будущим.

Благодаря компьютерной виртуальной реальности человек погружается в искусственный мир, полностью имитирующий реальный. При этом программа, создающая виртуальную реаль­ность, отличается от традиционных систем машинной графики по крайней мере по трем позициям:

♦ данная программа не только передает зрительную ин­формацию, но и воздействует на иные органы чувств, включая слух и осязание, причем это воздействие воспринимается виртуалом как исходящее от субъектов и объектов виртуального мира;

♦ данная система интерактивно взаимодействует с челове­ком;

при этом средства виртуальной реальности становятся нетрадиционными генераторами ощущений. Пользователь мож ет ощутить прикосновение к предмету, существующему ис­ключительно в памяти компьютера, лишь надев перчатку, снабженную датчиками. В виртуальной реальности распознаваемы такие виды движения, как перемещение (вертикальное, боко­вое и сагиттальное), вертикальный наклон, боковой крен, вра­щение.

Виртуальная реальность обладает определенными особенно­стями, которые исследователи называют особенностями пяти «i»; intensive, interactive, immersive, illustrative, intuitive (интенсив­ность, интерактивность, иммерсивность, иллюстративность, ин­туитивность). Интенсивность системы связана с тем, что в вир­туальной реальности пользователь должен активно взаимодей­ствовать со средой — принимать информацию и реагировать на ее изменения. Интерактивность задается взаимодействием пользо­вателя с компьютером, точнее, со средой, смоделированной им. Иммерсивность определяется степенью погружения субъекта в виртуальный мир, которая может быть проверена своеобразным «тестом увертывания», предложенным Майроном Крюгером. Достоверность виртуального мира доказывается инстинктивным стремлением человека увернуться от летящего в его голову кам­ня, несмотря на осознание им ирреальности данного объекта. Иллюстративность виртуальной реальности проявляется в том, что информация, представляемая пользователю, является в мак­симально наглядной и эмоциональной форме, облегчающей ее восприятие, происходящее в идеале не на интеллектуальном, а на чувственно-эмоциональном, интуитивном уровне.

При вхождении в условное пространство компьютерной реальности человек практически не имеет возможности отли­чить реальный мир от мира виртуального, так как последний обладает высокой степенью достоверности. И иллюзорность вир­туального мира по отношению к миру константному является относительной, достоверной лишь для внешнего наблюдателя, для виртуала же, находящегося внутри этого пространства, последнее обладает абсолютной реальностью и действительностью кроме того, само сознание имеет специфику достраивать, кон­струировать внешний мир, структурировать данный ему пред­метный материал, вносить в него определенный порядок, логику, удерживать разворачивающийся мир и ограждать его от разрушения, посторонних воздействий, планировать и ожидать дальнейшего развития событий.

Необходимо отметить, что различение типов реальностей является сложной философской проблемой. Дилемма реальнос­тей, как известно, осмысливалась еще китайским мудрецом Чжуанцзы, который однажды после пробуждения задался воп­росом о том, кем он является — бабочкой, которой снится, что она — мудрец Чжуанцзы, или мудрецом Чжуанцзы, которому снится, что он — бабочка.

Р. Декарт считал, что не существует точных признаков, по которым можно было бы отличать, к примеру, реальность бодрствования от реальности сна. Единственным основанием для подобного различения философ считал связность событий, про­исходящих во сне и наяву. При этом" событийность, явленная во сне, характеризуется фрагментарностью, мозаичностью, в то время как события яви могут быть соотнесены друг с другом без нарушения целостности, последовательности и причинности. Г.В. Лейбниц утверждал, что при различении реальностей ос­новным аргументом может являться обусловленность будущих событий событиями прошлыми и настоящими. Однако связан­ность переживаний не может являться единственным основани­ем для распознавания сна и яви, реальности виртуальной и реальности истинной, так как существуют ситуации (к примеру, в случаях раздвоения личности), где субъект перестает существо­вать как целостность и проживает эпизоды двух автономно су­ществующих реальностей, чередующихся между собой.

Причем, каждая из этих возникающих реальностей «задает сознанию человека определенный мир и отделена от других ре­альностей рамками условности (логика и события, действующие в одной реальности, теряют свою силу и жизненность в других). Несколько упрощая, можно сказать, что одна реальность отли­чается от другой событиями и их характером, логикой и законо­мерностями, порядком вещей и отношений»1. Более того, данные реальности соотносятся друг с другом по принципу иерар­хичности, где одна реальность может выступать как базовая для другой, в то время как последняя становится константной для виртуальности следующего порядка2. В этом контексте особым смыслом наполняется вопрос о границах между реальностями, которые обозначаются именно в момент нарушения этих гра­ниц, т.е. в момент выхода из реальности. Системой данного нам мира, мира материального, является система жизнеобеспечения, границей — нарушение целостности этой системы, т.е. смерть, и если сознание не всегда оказывается готовым к различению ре­альностей и их границ, то биологическая жизнь возможна лишь в константной реальности, что и является отличительной осо­бенностью последней.

Ученые отмечают, что стремление к выходу из действи­тельной реальности, за пределы мира материального с его де­терминизмом и взаимообусловленностью событий, его физичес­кими законами, ограничивающими возможности и экзистенци­альные потребности человека, и создание условного простран­ства, сакрального, лишенного будничности, наполненного осо­бым смыслом, является антропологическим свойством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.