Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль мифа и стереотипа в общественном сознании




Возможные классификации политического лидера в массовом сознании

Символы и атрибуты власти и их эволюция

В сознании человека традиционного общества символ полностью отождествляется с обозначенным предметом. Предания, связанные с передачей символов власти, занимают одно из центральных мест в мифологических системах различных народов мира. В них устанавливается случай, в результате которого тот или иной человек становится обладателем божественной благодати, заключенной в каком-либо предмете. В последствии получение символа превращался в ритуал приобретения власти будущим правителем, становившимся посредником между людьми и высшими существами. Таким образом, обладание сакральным предметом, являвшимся носителем божественного света, превращалось в право управления социумом.Показателем положения в иерархии, а также индикатором объема властных полномочий индивида в социуме выступал символ, который выделял человека из общей массы людей. Скипетр – предмет являлся средоточием наивысшего могущества. Его обладатель мог одаривать и наказывать своих поданных. Эти действия были основными для правителя.

Характеристики основных архетипов лидера в общественном сознании:

- покровитель (ассоциируется с образом защитника, на которого можно положиться)

- хозяин (воплощает так называемую «сильную руку», умение распорядиться различными ресурсами с наилучшим результатом) - интриган (тот, кто может найти выход из любой ситуации, не применяя насилия) - кумир (обаятельный, привлекательный, ассоциация с ним приятна, умеет себя показать) - чудовище (таинственный, беспредельная власть)

Вообще существует множество классификаций политических лидеров:

По способу утверждения лидерства в группах и организациях: формальные, неформальные

По способу легитимации власти лидера в обществе: традиционные, рационально-легальные, харизматические

По стилю руководства и управления: авторитарные, либеральные, демократические

По имиджу и ролевому назначению лидера: - лидер-знаменосец (эффективно действует как идейный вдохновитель и вождь широких масс) - лидер-служитель (ориентирован, прежде всего, на обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников) - лидер-торговец (фигура современная, рациональная, «рыночная». Он окружает себя командой компетентных профессионалов-помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества) - лидер-пожарный (лучше всего проявляет себя в чрезвычайных ситуациях (политические кризисы, социальные и международные конфликты, экономические потрясения и т. п.), а также в оперативном решении самых неотложных проблем)

Миф и архетип сам по себе несет некую информацию, вызывает некую картину в сознании людей.

«Стереотип» употребляется для характеристики процессов, происходящих в рамках той или иной культуры, идеологии, государственной политики и т. п., которые обусловливают трансформацию основополагающих социокультурных ценностей народа, нации, государства и сопровождаются бесконтрольным тиражированием этих ценностей.

Стереотип — это механизм взаимодействия по крайней мере двух сознаний, простейшая форма коммуникации, результат взаимного тяготения и культурного напряжения, одновременно характеризующие и степень социализации людей.

Когда формируется образ – необходим стереотип, т. е. необходима форматизация, устойчивость признака, должно быть несколько ярких черт события, чтобы это ни с чем не сливалось.

Эти яркие образы копятся в нашем сознании и могут вызвать схожую реакцию при похожем образе (достраивание образа из одного элемента). существует набор опред. стереотипов, которые, как правило, не перестраиваются, но есть и исключения. Главный источник формирования стереотипа – СМИ. Стереотипы облегчают мышление, но сужают его, схематизируют. Постепенно формируется реакция на опред. набор кодов, а в сознании разных национальностей могут быть совершенно разные стереотипы (черная кошка для русского и англичанина).

Миром людей правят стереотипы. Закрепившись в человеческом и общественном сознании, стереотипы перерождаются в мифы, превращаясь в факторы, обуславливающие реакцию человеческих сообществ на те или иные общественные процессы. Именно они заставляют людей принимать решения

Создание мифа – один из способов манипулирования общественным сознанием. Общая технология глобального, общегосударственного манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов — иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы и воспринимаемых преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

Мифы составляют фундамент всей иллюзорной картины мира, создаваемой манипуляторами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.