Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тургенев




Романы Тургенева: пронизаны историзмом во всех своих деталях, так как подавляющее большинство действующих лиц имеет то или иное отношение к основной общественной проблеме, поставленной писателем. В романе «Накануне» не одна только Елена живет под впечатлением решающего, надвигающегося перелома в русской общественной жизни - это чувство испытывают, каждый по-своему: и Берсенев, и Шубин, и Увар Иванович, и, хотя бы в негативном смысле, Курнатовский и Стахов, отец Елены. В романе «Новь» не только Нежданов и Марианна, но почти все действующие лица так или иначе, прямо или косвенно связаны с развертывающимся революционным движением.

Романы Тургенева нельзя рассматривать как точное, фотографическое отражение реальной исторической действительности.

Заслуга Тургенева в области романа заключается в создании и разработке особой разновидности этого жанра - романа общественного, в котором своевременно и быстро отражались новые и притом важнейшие веяния эпохи. Основные герои тургеневского романа - так называемые «лишние» и «новые» люди, дворянская и разночинно-демократическая интеллигенция - в течение значительного исторического срока определяли нравственный и идейный уровень русского общества.

В центре романов Тургенева стоят главные герои, которых можно разбить на четыре группы. Первая группа - передовые дворяне-интеллигенты, бравшие на себя роль руководителей общественного движения, но в силу своей непрактичности, слабохарактерности не справившиеся с задачей и оказавшиеся липшими людьми (Рудин, Нежданов). Вторая группа - представители молодой интеллигенции, разночинной или дворянской, обладающие и знаниями, и силой воли, и трудовой закалкой, но оказавшиеся во власти неверных, с точки зрения Тургенева, взглядов и поэтому пошедшие по ложной дороге (Базаров, Маркелов). Третья группа - положительные герои (тоже в понимании Тургенева), приближавшиеся к правильному решению вопроса о подлинно прогрессивной деятельности. Это Лаврецкий, Литвинов, дворяне-интеллигенты, сумевшие преодолеть в себе наследие дворянской мягкотелости, пришедшие после тяжелых испытаний к общественно-полезной работе; в особенности - это разночинец, выходец из народа Соломин, наиболее совершенный образ положительного героя у Тургенева в последнем периоде его литературного творчества. И, наконец, четвертая группа - передовые девушки, в образах которых Тургеневым представлены три последовательных ступени вовлечения русской женщины 50-70-х годов в общественную жизнь: Наталья, только еще стремящаяся к общественной деятельности, Елена, уже нашедшая себе полезное дело, но пока еще на чужбине, и Марианна, участница русского революционного движения, окончательно определившая свой настоящий жизненный путь в совместной работе с Соломиным.

 

22. Гончаров «Обломов»

Иван Александрович Гончаров широко известен как создатель трех романов — «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Все три романа связаны по смыслу: «обыкновенной историей» можно назвать судьбу Обломова и героев «Обрыва», в силу типичности изображаемого.

Роман “Обломов” является произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Автор показал все пороки своего персонажа.

Лень Обломова связана в первую очередь с неумением осмыслить поставленную перед ним задачу. Служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Учился он — и не знал, к чему может послужить ему наука; не узнавши этого, он решил сложить книги в угол. Выезжал он в общество — и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего...

Его лень и апатия — это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а “обломовщина”. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Но в общем образе главного героя можно разглядеть и положительные черты. Эти черты раскрыла в нем Ольга Ильинская. Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование... Долго и упорно, с любовью и нежной заботливостью трудится она над тем, чтобы разбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить, что он так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание, она делает для него все, пренебрегает даже условностями и приличиями.

Но Обломов вовсе не умеет любить и не знает, чего искать в любви.

Роман “Обломов” явился вершиной творчества Гончарова. С большой художественной силой заклеймил он в нем крепостничество, которое, по мнению его, неизбежно шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм поместного дворянства и показал “обломовщину” как зло и бич русской жизни. Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства.

Мы видим на протяжении всего романа сравнение Штольца и Обломова, а также их противопоставление друг другу. Они различаются буквально во всем: внешне, по происхождению (Обломов - дворянин, а Штольц - нет), по воспитанию и образованию, которое они получили. Штольц на первый взгляд новый, прогрессивный, почти идеальный человек. Идеал счастья Штольца — материальный достаток, комфорт, личное благополучие. И он добивается своего упорным трудом. Штольц живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам, и в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов, он почти никогда не волнуется, не переживает какое-либо событие особенно сильно. И мы видим, что трагедия этого человека заключается именно в однообразии его жизни, в однобокости его мировосприятия.

Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесет счастье, при условии богатого внутреннего мира человека.

23. «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин

Писатель работал над романом «Господа Головлевы» (1875 — 1880) несколько лет.

«Господа Головлевы» — именно семейно-бытовой роман, но вместе с тем он превращается также в роман социально-политический по своим тенденциям и в психологический по основному принципу повествования. В «Господах Головлевых» вырождение персонажей объяснялось не биологическими законами наследственности, а социальными причинами. Гибнут не отдельные личности, не отдельная семья, а целый общественный уклад.

В щедринском романе перед читателем проходят три поколения семьи Головлевых: Арина Петровна, ее дети и внуки. В первом поколении семья еще кажется крепкой. Арина Петровна, со свойственной ей энергией и предприимчивостью, закладывает основы головлевского благосостояния. Но уже тогда в семье нарушаются естественные человеческие отношения. Отмена крепостного права ускоряет процесс разложения, и во втором поколении черты «выморочности», обреченности становятся более заметными. Дети Арины Петровны оказываются неприспособленными к жизни. Умирают Аннушка, Степан, умирает его брат Павел…

Еще отчетливее печать обреченности проявляется в третьем поколении, которое гибнет совсем молодым. На этом фоне вырастает зловещая фигура среднего сына Арины Петровны — Порфирия, прозванного Иудушкой. Образ Иудушки — олицетворение хищничества, жадности, лицемерия. Он, погубивший всех своих близких — мать, братьев, детей, племянниц, сам обрекает себя на неминуемую гибель. Салтыков-Щедрин убедительно показывает, как закон, право, мораль, религия служили Иудушке и ему подобным ширмой. Он лицемерит постоянно -— не только перед другими, но и перед самим собой, лицемерит даже тогда, когда это не приносит ему никакой практической пользы. Писатель специально подчеркивал, что это не лицемерие мольеровского Тартюфа. Тартюф лжет сознательно, а Иудушка «не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов».

На примере Иудушки ясно видно, какую роль в создании сатирического образа играет у Салтыкова-Щедрина речевая характеристика. В «Господах Головлевых» Салтыков-Щедрин почти не применяет приемов, бывших характерными для «Истории одного города». Вместо сатирического гротеска, гиперболы, фантастики писатель использует метод психологического анализа, пристально исследует внутренний мир своих героев, прежде всего Иудушки Головлева. Психологический анализ ведется с помощью сложного переплетения речевого строя персонажей с авторской оценкой их мыслей и переживаний. Авторское начало неизменно ощущается на протяжении всей книги.

При всей конкретно-классовой и исторической обусловленности образ Иудушки стал широчайшим художественным обобщением, приобрел значение реалистического символа.

Роман Салтыкова-Щедрина и в особенности образ его главного действующего лица произвел громадное впечатление на современников (Тургенева, Гончарова, Гаршина и др.) и отразился на дальнейшем развитии русской и советской литературы.

 

24. Достоевский «Преступление и наказание»

Роман Достоевского “Преступление и наказание” — одно из выдающихся произведений мировой литературы, это “энциклопедия” жизни России 60-х годов.

Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, внутреннего мира жителей Петербурга, условия, в которых они живут, их отношение к жизни, поиски выхода из мира расчета в царство настоящей, доброй правды. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, нравственная ответственность за преступления, проблема наполеонизма, индивидуализм, гуманизм, закон и человек, бунт и смирение, бедность и нищета, пьянство и проституция. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.

Безысходность становится лейтмотивом романа. И неудивительно, что у Родиона Раскольникова, возникает идея изменить свое существование. Положение безнадежности, тупика толкает его на моральное преступление против самого себя. Замысел его страшен, потому что к цели он идет, совершая убийство, но преследует Раскольников благородные цели. Убив старуху, Родион собирался отдать деньги нуждающимся. С другой стороны, он хотел проверить свою идею о существовании людей, которым разрешено совершать убийства, и людей, которые этого делать не могут. “Тварь ли я дрожащая или право имею?” И, совершив преступление, Раскольников понимает, что принадлежит ко второму типу людей.

В романе одно из главных мест занимает религиозная тема. Своим преступлением Раскольников нарушает главные христианские заповеди. Одними из самых важных являются идеи смирения и раскаяния. Родион не понимает своей вины с этой точки зрения, а именно это, по мнению автора, заставляет героя мучиться, меняет его жизнь. Христианские заповеди нарушает и Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, неспособная в мире наживы заработать денег честным трудом, вынуждена торговать собой, преступая нравственные законы. Идея самопожертвования, воплощенная в Соне, поднимает этот образ до символа страдания человеческого. Через веру она находит свое успокоение. Чтобы облегчить мучения Раскольникова, Соня предлагает ему публично покаяться — это тоже одна из христианских традиций.

В романе показаны три идеи: идея Сони о смирении, идея Свидригайлова, с ее амбициозной направленностью, что он самый, самый... Между ними идея Раскольникова. Сонино видение мира возвышенно, Свидригайлова — низко, Родион же совершает низкое дело, но с возвышенными мотивами. Именно свет Сониной идеи озаряет весь роман, потому что это идея мира, добра и любви.

Психологические приемы: 1. Желтый Петербург. 3. Монологи (внутренние монологи Раскольникова). 4. Сны. 5. Описание погоды (расшифровывает или намекает на состояние души героев). 6. Речь героев (взволнованная, напряженная, отражающая внутренний мир героев). 7. Принцип антитезы (название, герои).

Роман делится на две неравные части. Первая часть — преступление и его причины, вторая — состояние души преступника. Это отразилось на структуре построения романа. Из шести частей романа лишь одна часть описывает события до убийства и само убийство. В остальных частях раскрывается душа Раскольникова: его сомнения, страхи, искания и его постепенное “воскресение”.

Язык романа поражает естественностью и непосредственностью.

Принцип организации времени и пространства в романе: они становятся выражением психологии героя. В романе 3 времени: реальное (история через сознание), символическое (час заката – решение действовать), сакральное (библейские притчи). 2 уровня пространства: конкретный (описание Петербурга, провинции), семиотический, выражающий идею романа (знаки). Пространство Петербурга тесно связано с идеей романа и организации внутреннего и внешнего пространства. У Достоевского символы имеют пространственные образы порога, лестницы, прихожей. Герои живут на пороге, их комнаты выходят на лестницы.

 

25. Достоевский «Братья Карамазовы»

Последний, самый грандиозный по замыслу роман Достоевского «Братья Карамазовы» был задуман как широкая социально-философская эпопея о прошлом, настоящем и будущем России, преломленных сквозь призму «истории одной семейки» и судьбы нескольких ее представителей. Рассказом о трагическом разладе в семье, закончившемся убийством старика Карамазова, Достоевский воспользовался для изображения картины брожения всех слоев пореформенного русского общества, анализа интеллектуальных исканий интеллигенции».

Роман отражает вековечную борьбу между религией и атеистическим гуманизмом. Без решения главного вопроса, который обычно формулируется «есть ли Бог?», герои Достоевского, так же, как и он сам, жить не умеют и не хотят. Россия переживает страшный кризис, российский народ духовно и ценностно дезориентирован - это проблема чрезвычайно тревожила Достоевского, и, естественно, именно поэтому она становится ключевой в «Братьях Карамазовых».

«Полное разъединение», «духовный цинизм», «алчность», «страсть» карамазовской семьи – это лишь часть явлений, которые выступают «эмблемой» разъединения и духовного неблагополучия в России, переживающей смутные времена. Братья Карамазовы, каждый в отдельности, символизируют те или иные явления, доминирующие в обществе.

С образом Федора Карамазова — эгоиста, развратника и циника — связано представление о карамазовщине как типическом явлении, характерном для мира, где господствуют обман, ложь и насилие. Черты карамазовщины в разных вариантах проявляются у Ивана, Федора, Смердякова. Ненависть детей к отцу, отражая процесс распада патриархальных устоев, семейных связей, приобретает бесчеловечный характер.

Злая карамазовская сила отражается и на других действующих лицах романа, ломая им жизни, порождая озлобленность и отчаяние. Для штабс-капитана Снегирева, Грушеньки, Катерины Ивановны присущи сочетание любви и ненависти, мести за поруганное человеческое достоинство и готовность простить все обиды и унижения.

Один из главных героев романа — Дмитрий Карамазов — человек неудержимых страстей и стихийных порывов — несет в самом себе начала добра и зла. При всей своей душевной изломанности, греховности он наделен благородством и великодушием. Достоевского видит в нем выражение страстной русской души, готовой очиститься через страдание. На Дмитрия падает обвинение в убийстве отца. В действительности допущена судебная ошибка. Однако Дмитрий принимает предстоящее страдание, ибо он хотел убить, мог убить. Он ощущает свою вину за все преступления, творящиеся на земле.

Иван Карамазов — продолжение и развитие типа, характерные черты которого уже проявлялись в Раскольникове, Версилове. В прошлом это социалист, разочаровавшийся в былых идеалах. Рассудочный, углубленный в себя, он терзается муками атеиста, отвергшего бога и пришедшего в отчаяние от своего безверия.

Один из идейных центров романа — встреча и беседа Ивана и Алеши в трактире (глава «Бунт»). Братья, представляющие, по замыслу автора, разные направления молодой России, ведут спор о смысле жизни, о справедливости, о преступлении и наказании.
Иван считает, что никакой ценой нельзя оправдать человеческих страданий; единственная слеза невинного ребенка не может быть окуплена небесным блаженством. Отсюда и бунт Ивана Карамазова против божьего мира.

Важное место в романе занимает «поэма» о Великом Инквизиторе, которую рассказывает Иван и которая является одним из идейных центров «Братьев Карамазовых». Великий Инквизитор отвергает возможность того величественного идеала, который связывался в сознании человечества с образом Христа. Инквизитор убежден, что люди не могут вынести свободы выбора. Жизнь человечества можно устроить лишь на принципах «чуда, тайны и авторитета». Иван вслед за Великим Инквизитором также отрицает возможность будущей божьей гармонии.

Своей нигилистической философией, идеями «вседозволенности» Иван толкает лакея Смердякова на преступление — убийство Федора Карамазова. Из всех персонажей романа более других писатель ненавидит Смердякова — как лакея по самой душевной сути своей, как предел морального растления, как крайнее выражение карамазовщины. Но нельзя забывать, что он является «двойником» Ивана. С его помощью писатель раскрывает то темное, низменное начало, которое таится в глубине души Ивана.

 

26. Толстой «Война и мир»

По жанру «Война и мир» — роман-эпопея, сочетает в себе черты семейного, биографическо­го, любовного, исторического, философского романа.

2. Композиция романа построена по принципу «сцеп­лений», создается впечатление мозаики событий.

3. Все сюжетные линии стягиваются к композици­онному ядру произведения — Бородинскому сражению, судьбоносному для героев романа и для всего народа, который тоже является как бы коллективным персона­жем романа.

4. В романе показана история трех семейств — Бол­конских, Ростовых и Курагиных.

Болконские — воплощение интеллектуального и во­левого начала (особенно князь Андрей), Ростовы — эмоционально-интуитивного (особенно Наташа), Курагины — низкого нравственного уровня, они примитивно эгоистичны.

5. Философская проблематика романа —вопросы жизни и смерти, правды и лжи, войны и мира, устройства мира и место человека в нем, смысл истории и отдельно взятой человеческой жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости в судьбе челове­ка, нравственные требования к человеку, подлинное и ложное в жизни человека. Эта проблематика выражена не только в больших философско-публицистических отступлениях автора, но и в монологах, диалогах, внут­ренних монологах героев.

6. В романе предлагается авторский взгляд на события войны 1812 г. и ее участников (Александр I, Наполеон, Кутузов, Багратион), а также на другие события той эпохи (реформы Сперанского, деятельность масонов и полити­ческих тайных обществ). Взгляд на войну—роль отдельных личностей в истории ничтожна.

7. Авторский голос безраздельно господствует. Автор всеведущ, он возвышается над героями и со­бытиями. По определению М. М. Бахтина, роман Толстого «монологический».

8. В повествовании велика роль пейзажных, портрет­ных, интерьерных описаний, подробных авторских ха­рактеристик героев, внутренних монологов персонажей, де­талей.

 

В романе утверждается философское понимание народа как главного действующего лица истории. Все главные герои приходят к мысли о необходимости духовного единения людей (Болконский, Пьер Безухов).

 

Война оказывается не поединком Наполеона с Александром или Кутузовым, это поединок двух начал (агрессивного, разрушительного и гармо­нического, созидательного), которые воплощаются не только в Наполеоне и Кутузове, но и в персонажах, фи­гурирующих на других уровнях сюжета (Наташа, Платон Каратаев и др.). С одной стороны, война — противное всему человеческому событие, с другой — это объектив­ная реальность, означающая для героев личный опыт. Нравственное отношение к войне у Толстого отрицатель­ное

 

Князь Андрей и Пьер — это единственные герои, чья эволюция подробно хронологически развернута по прин­ципу «романа-биографии». Для того, чтобы постичь смысл жизни, им необходимо пройти че­рез множество разочарований и кризисов, потерь и об­ретений. Душевный кризис — важный опыт для героев такого типа. Их история — это поиск себя. Оба они впервые появляются на светском рауте в салоне Анны Павловны Шерер. Обанедовольны тем, что есть сейчас (князь Андрей — семейной жизнью, Пьер — оди­нокой). Затем для них начинается долгая полоса испытаний.

Два философских диалога — важные вехи в судьбе обоих героев. В этих эпизодах устанавливается связь между ними, сохраняемая на протяжении всего повест­вования. Между этими героями много общего, но есть и различия.

Пьер — в большей степени «человек мысли», князь Андрей — «человек поступка». Князь Андрей — военный, а Пьер — до мозга костей штатский. Князь Андрей — свойственны многие черты типа «лишнего челове­ка»; Пьер — герой, больше похожий на современника Толстого.

Биография князя Андрея композиционно «закрыта»: в романе изображается смерть героя как конец жизнен­ного пути. Биография Пьера композиционно «открыта»: читателю предоставляется домыслить его судьбу и роль в ней событий 1825 г.

Обоих героев можно противопоставить Николаю Рос­тову, который не относится к типу «искателя». Он по­стигает смысл жизни стихийно и непосредствен­но. Поскольку смысл жизни уже изначально открыт ему как «простому» человеку, чуждому «рефлексии», в его истории нет философских откровений и глубоких потрясений-кризисов (если не считать разочарования в государе).

 

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, и застывших, не эволюционирующих.

Живые героини в произведении — прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость.

Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней — тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование.

Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести

Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой.

 

27. Толстой «Анна Каренина»

В романе поднимаются и решаются острейшие проблемы 70-80-ых годов:

1) Проблемы брака и семьи;

2) Морали и нравственности дворянства и народа;

3) Экономические проблемы, пути хозяйственного развития страны;

4) Политические формы государственного устройства России и запада;

5) Педагогическое воспитание детей;

6) Эстетическое направление развития искусства;

7) Религиозное отрицание казенной церкви и модных светских мистических увлечений;

8) Смысл человеческого бытия.

 

Действие романа развёртывается на широком и сложном социальном фоне. Перед нами проходят самые разнообразные слои русского общества 70-х годов: титулованная аристократия (Щербацкие, Облонские, Вронские и пр.), высшая дворянско-чиновничья бюрократия (Каренин), разночинная интеллигенция (художник Михайлов, нигилист Крицкий и др.). и капиталисты (Мальтус, Рябинин), и крестьяне, и слуги. Критическая струя в романе обусловлена идейно-тематическим замыслом произведения: противопоставлением морально здоровой поместной патриархальной среды пустому и развращённому светскому обществу.

 

 

Основной нравственный вопрос: имеет ли человек право строить счастье за счет несчастья другого?

Разделение персонажей автор совершает прежде всего по их отношению к мысли семейной. Для Толстого семья – сосредоточение мира, добра. Для одних важна погоня за удовольствиями (Анна, Вронский, Стива), для других – святость семьи (Левин).

Роман представляет собой 2 круга, причем жизненный круг Анны входит в жизненный круг Левина.

Особенности поэтики романа: использование «диалектики души», принцип «психологических координат», внутреннего монолога, пейзажа, принципа «смысловой точности», изобразительность повторов и т. п.

 

Центральный образ романа — Анна Каренина, представительница великосветского общества 70х годов, жена крупного петербургского сановника. Толстой рисует свою героиню как прелестную, очаровательную женщину. Анну выделяет сложность и своеобразие её душевного облика. Неудивительно, что в душе её должна была проснуться неудовлетворённость пустой светской жизнью. К тому же она была равнодушна к мужу, человеку сухому и рассудочному. Анна пренебрегает святостью брака. Постепенно она раздваивается: в ней происходит конфликт между долгом и чувством. Грех Анны - пренебрежение страданием другого ради чувственной любви. Она уже не чувствует себя человеком. Ее стремление покориться чувству приводит к трагедии. Она пренебрегает страданием не только мужа, но и сына. Борьба между душевным и телесным в ней закончилась победой телесного. Жажда мщения Вронскому приводит Анну окончательно к гибели. Не общество погубило Анну, она погубила себя сама.

Вронский живет по светским шаблонам. Он Анну не ради любви полюбил, а ради удовлетворения своего тщеславия. Анна раскусила Вронского. Он не готов нести ответственность за Анну. Безмолвное предательство Вронского губит ее. Он умер духовно, когда погибла Анна. Вронский понял, что именно он погубил ее. Минута прощения Карениным Анны стала еще одним разоблачением Вронского.

Константин Левин — самый автобиографический герой «Анны Карениной». Идеал Левина — деревенская жизнь помещика в условиях сближения с крестьянством.

Левин — носитель высоких христианских нравственных ценностей. Он стремится найти свое место в окружающем мире и на всем протяжении романа духовно возвышается, постепенно приходя к обретению Бога как главного ориентира в жизни. Любовь и брак Левина с Кити Щербацкой в композиции романа противостоят любви Анны Карениной и Алексея Вронского, которая заканчивается не браком, а трагическим самоубийством Анны. В отличие от Анны и Вронского, Левин и Кити видят в любви прежде всего духовное, а не телесное влечение. Семья, мирные хозяйственные занятия, новая вера— вот что делает героя романа счастливым и уравновешенным.

 

28. Толстой «Воскресение»

Последний роман Толстого «Воскресение» (1899), над которым он работал 10 лет, стал своеобразным итогом творчества писателя.

В романе поставлены важнейшие вопросы, всегда волновавшие писателя - о классовом неравенстве, страданиях, бесправии нищего крестьянства и его праве на землю, о бесчеловечной машине самодержавного государства, о церкви, стоящей на страже интересов господствующих классов.

В основе композиции «Воскресения» лежит последовательное противопоставление жизни народа и господ. На первых же страницах романа Толстой прямо сопоставляет условия жизни Катюши Масловой и Дмитрия Нехлюдова, бывшего непосредственным виновником всех ее несчастий. За каждой мелочью одежды Нехлюдова возникает представление о чужом труде. Нейтральный мир вещей, предметов становится в «Воскресении» мощным средством обличения.

В «Воскресении», впервые в творчестве Толстого, одним из центральных героев произведения выступает человек из народа. Рассказав историю тяжелой жизни Катюши Масловой, писатель замечает, что «это была самая обыкновенная история». Когда Нехлюдов увидел Катюшу на скамье подсудимых, ему показалось, что это «мертвая женщина». Но сохранилось все же в ее душе что-то живое, она еще может воскреснуть — и действительно воскресает. Возрождение Катюши, возвращение к вере в людей, в добро происходит не столько под влиянием забот Нехлюдова, сколько благодаря сближению с другими ссыльными, с которыми она вместе по этапу идет на каторгу в Сибирь и которые имели «на нее решительное и самое благотворное влияние».

Князь Дмитрий Нехлюдов завершает целую галерею образов, созданных Толстым на протяжении всего его творчества (Нехлюдов в «Утре помещика», Обелинский, Левин). Но Нехлюдов полностью отходит от общества, к которому принадлежит по рождению и воспитанию, постепенно осознавая всю ненормальность, неестественность, жестокость окружающего мира. Встреча с Катюшей Масловой в зале суда пробуждает в нем чувство искреннего раскаяния, стремления загладить свой грех перед ней. И все дальнейшие действия Нехлюдова, вся его жизнь оказываются соотнесенными с двумя полюсами: народом и миром господ.

Частный, индивидуальный случай (Нехлюдов и Маслова) становится выражением общественно-политического конфликта, вырастающего из полного несовпадения интересов двух классов. Конфликт этот расширяется от главы к главе, определяя в конечном счете тот пафос нравственного и социального обличения, на котором строится роман.

В романе описывает деятельность революционеров. Катюша Маслова нашла в них настоящих друзей. Толстой не был согласен с идеей революционного насилия, но он нравственно оправдывал деятельность политических ссыльных как закономерную форму социального протеста напротив господствующего зла. К революционерам в «Воскресении» Толстой относится дифференцированно, принимая только тех, кто оказывается близким к нравственному идеалу писателя. Таковы Мария Павловна и Симонсон.

Структура «Воскресения» строится на принципе антитезы, контраста, проявляющегося в изображении людей, событий, что способствует усилению драматизма и обличительного пафоса произведения. В романе противопоставлен мир понятных, естественных интересов простых людей и искусственное, паразитическое, бессмысленное существование Корчагиных, вольфов и других, для которых жестокость стала настолько привычным делом, что они даже перестают ее замечать, воспринимая как норму.

Симпатии и антипатии писателя выражены четко и открыто.

Публицистика в романе органически входит в художественный текст; всюду ощущается суровый авторский приговор, прямая авторская оценка, что полностью соответствовало взглядам «позднего» Толстого на роль и значение искусства в жизни людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.