Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ахматова




А.А. Ахматова (1889-1966) дебютировала в Петербурге в 1912 г. поэтическим сборником «Вечер», который сразу же принес ей широкое признание. За этим сборником последовали книги «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922).

Важное место тема любви. Популярными были ее "Песня последней встречи", "Не любишь, не хочешь смотреть?", "Сероглазый король", "В последний раз мы встретились тогда...", стихи гражданские, патриотические ("Мне голос был...", "Мужество", "Родная земля", "Реквием") и стихотворения о судьбе поэта ("Смуглый отрок бродил по аллеям...", цикл "Тайны ремесла", "Приморский сонет", "Кого когда-то в шутку называли люди..."). Эти три темы и являются ведущими в ее поэзии.

Отличительные черты ахматовской поэзии:

- Психологизм, достигается через конкретную, психологизированную деталь

- повествовательная композиция – стихотворный рассказ о конкретном любовном свидании с включением бытовых подробностей.

- Стихи существуют не в отдельности, а как мозаичные частицы, которые складываются в нечто похожее на большой роман.

- Для рассказа отбираются кульминационные моменты: встреча (нередко – последняя), еще чаще – прощание, расставание.

- Ахматова любит малые лирические формы, обычно от двух до четырех четверостиший.

- Ей свойственны лаконизм и энергия выражения, доверительность, камерность, интимность.

 

Ахматова воспринимает мир сквозь призму любви, и любовь в ее поэзии предстает во множестве оттенков чувств и настроений. Хрестоматийным стало определение ахматовской лирики как энциклопедии любви, "пятого времени года". Лирическая героиня Ахматовой предстает то в образе канатной плясуньи, то крестьянки, то неверной жены, утверждающей свое право на любовь, то бражницы и блудницы, это чаще всего героиня любви несбывшейся, безнадежной. Любовь в лирике Ахматовой как "поединок роковой".

Часто встречается мотив смерти: похороны, могила, смерть сероглазого короля, умирание природы и т.д. Например, в стихотворении "Песня последней встречи":

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!"1

 

Ахматова не случайно оказалась среди акмеистов. В ее стихах перед нами предстает достоверно, в деталях, выписанный мир, лирическая героиня в различных ее эмоциональных и психологических состояниях. Поэзия Ахматовой изысканно проста и сдержанна, конкретна, вещна.

 

Поэзия Ахматовой развивалась в русле русской классической поэзии. Идеалом поэта был А.С. Пушкин с его ясностью, выразительностью. Ему посвящено "Смуглый отрок бродил по аллеям..." (1911) из цикла "В Царском Селе. Ахматовой, как и Пушкину, свойственно ощущение драматичности бытия и в то же время стремление укрепить человека и сострадать ему, мудрое приятие жизни и смерти. Стихотворение "Приморский сонет" (1958) перекликается с пушкинским стихотворением "Вновь я посетил..." (1835), также написано незадолго до смерти: Здесь все меня переживет.

По-христиански она воспринимает свой поэтический дар – это для нее величайшая Божья милость и Божье испытание. Поэт страдает за все человечество; лишь совершив крестный путь, поэт обретает голос и моральное право говорить с современниками и потомками. Поэзия Ахматовой никогда не была агитационной.

 

Многие ахматовские стихотворения – это обращение к трагическим судьбам России. Началом тяжких испытаний для России стала в поэзии Ахматовой Первая мировая война. Поэтический голос Ахматовой становится голосом народной скорби и одновременно надежды. В 1915 году поэтесса пишет "Молитву":

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Революция 1917 года была воспринята ею как катастрофа и расплата за прошлую греховную жизнь. Новая эпоха ощущалась как трагическое время потерь и разрушений. И пусть сама лирическая героиня не творила зла, но она чувствует свою причастность к общей вине, а потому готова разделить судьбу своей родины и своего народа, отказывается от эмиграции. стихотворение "Мне голос был..." (1917):

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: "Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

В годы ВОВ тема Родины становится ведущей в лирике Ахматовой. В стихотворении "Мужество", написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

В лирике Ахматовой появляется мотив осиротевшей матери, который достигает вершины в "Реквиеме" как христианский мотив вечной материнской участи – из эпохи в эпоху отдавать сыновей в жертву миру:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

И здесь вновь личное соединяется с общенациональной трагедией. Боль своей эпохи она ощущала как свою собственную боль.

 

 

39. Есенин, лирика, «Анна Снегина», «Черный человек»

Поэзия Есенина – одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе, она исповедальная, обнаженная:

"От сонма чувств

Вскружилась голова.

И я сказал: Коль этот зуд проснулся,

Всю душу выплещу в слова " ("Мой путь").

 

Лирическая система Есенина скрепляется образом лирического героя. Он чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана, близок автору.

 

Есенин укрепил в литературе "эпистолярный" жанр – жанр лирического письма: "Письмо матери", "Письмо к женщине", "Письмо деду", "Письмо от матери", "Письмо к сестре".

 

В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов литературной группы – имажинистов. Есенин утверждал необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.

 

С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревёнчатой избы». На стихи Есенина написано множество песен.

 

ТЕМА ПРИРОДЫ: Родная природа для Есенина - это вечный источник вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных.

ТЕМА ЛЮБВИ: У раннего Есенина – это единственное чувство, гармоничное сочетание человека и природы. Последние стихотворения поэта трагичны, в них звучит мотив неразделённой, несчастной, безответной любви. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. «Не гляди на меня с упреком», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Руки милой — пара лебедей». Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: " Поэтому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий".

ТЕМА РОДИНЫ: «Гой ты, Русь, моя родная». Поэт признается в любви Родине и фактически ставит её выше рая, выше небесной жизни: Если крикнет рать святая: “Кинь ты Русь, живи в раю!” Я скажу: “Не надо рая, Дайте родину мою”. В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой (“Хаты – в ризах образа”, «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас»). Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении «Запели тесаные дороги» (1916).

 

В 1925 году пишет лиро-эпическую поэму «Анна Снегина», автобиографична, в основе – воспоминания о юношеской любви к Лидии Кашиной. Снегина – символ чистоты белого снега, утраченной юности. Несостоявшийся роман героев происходит на фоне бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы.

Поэт постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

Одна из главных тем поэмы – осуждение войны империалистической и гражданской. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело.

Сплошные мужицкие войны –

Дерутся селом на село.

Для Есенина главное – нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи: Прона Оглоблина - русский традиционный мятежник новой формации; мельника – воплощенная доброта, близость к природе, человечность.

 

Последнее крупное поэтическое произведение Есенина – поэма «Черный человек», 1923. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью.

Перед нами два образа – чистая душа и черный человек. В исповедальной книге, читаемой «прескверным гостем», открываются противоречия мятущегося духа лирического героя. «Черный человек» - это двойник поэта, он вобрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. «Дуэль» с черным человеком, какова бы ни была его природа, послужила своеобразным духовным испытанием для лирического героя, поводом к беспощадному самоанализу. Метафора разбитого зеркала прочитывается как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности, и ощущение пошлости жизни.

Голова моя пашет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Однако эта «слишком ранняя усталость» все же преодолевается: в финале поэмы ночь сменяется утром.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.