Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Твардовский 20-40е, Теркин, Дом у дороги




Возвращенная литература, Замятин, Пильняк, Бабель

Понятие «возвращенная литература» появилось на закате советской эпохи. В условиях запрета на свободу слова многие писатели, не принимавшие советскую власть или ее методы, писали почти без надежды быть услышанными современниками. Лишь со второй половины 1980-х годов (и отчасти в 1960-е годы) в связи с потеплением политического климата эти произведения стали возвращаться к читателю. Вся возвращенная литература была для людей глашатаем горькой правды. Среди них:

- литература первой волны эмиграции: И. Бунин, В. Набоков, М. Алданов, И. Одоевцева.

- «Собачье сердце», «Роковые яйца» М. Булгаков; «Чевенгур», «Котлован», Ювенильное море», А. Платонов; «Мы» Е. Замятин; «Повесть непогашенной луны», «Красное дерево» Б. Пильняк; «Доктор Живаго» Б. Пастернак; «Жизнь и судьба», «Всё течёт» В. Гроссман.

 

Евгений Замятин по натуре и миросозерцанию был бунтарем. «Мы» — роман-антиутопия с элементами сатиры (1920). Действие разворачивается в 29 веке. роман описывает общество жёсткого контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь), управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое общество будущего. К тому же роман содержал аллюзии на некоторые события гражданской войны («война города против деревни»). Роман «Мы», известный читателям Америки, Франции, вернулся на родину только в 1988 году.

 

Два наиболее смелых произведения Бориса Пильняка, " Повесть непогашенной луны" и "Красное дерево", постигла печальная участь длительного забвения. Эти произведения впервые были опубликованы в России в конце 80-х годов XX века. отличаются постановкой острых социальных вопросов, обнаруживают политическую прозорливость писателя, взявшего на себя смелость показать механизм зарождения тоталитарного режима. Пильняк критически относился к издержкам революционного бытия, с горечью наблюдая процесс догматизации сознания. В «Повести непогашенной луны» фигурами Фрунзе и Сталина, послужившими прототипами главных героев повести. В повести исследуются социально-психологические предпосылки одного из этапов исторического развития страны, которое совершается, по мысли Пильняка, по законам насилия над органикой жизни и имеет истоки еще в Петровской эпохе.

 

Тема революции и гражданской войны нашла не­однозначное решение в сборнике рассказов И. Бабеля «Конармии» (1926). Его герой Кирилл Лютов — корреспондент газеты «Красный кавалерист». В рассказах отра­зилось понимание автором психологии борющегося народа. Казаков ведет инстинктивный порыв к свободе и воле. До осознания идей революции им еще очень далеко. Писатель увидел не только пафос революции, но и попрание христианских, человеческих законов. Вопреки смерти и разрушению, которое все принимают как неизбежное, автор объявляет самой высокой ценностью человеческую жизнь. Это была суро­вая правда о революции и гражданской войне как народ­ной трагедии, но пафосное, утопическое в тогдашних на­строениях людей победило. Литературная критика подошла к книге И. Бабеля с позиций, как вы­разился писатель, «унтер-офицерского марксизма», и со­чла ее клеветой на Красную Армию.

49. Булгаков «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Марг»

М.А. Булгаков, умерший полвека назад почти безвестным, ныне - один из наиболее знаменитых и читаемых русских писателей. Его возрождение началось с середины 1960-х годов, когда был наконец-то опубликован роман «Мастер и Маргарита.

В русскую литературу М. Булгаков входит в 1924 г. романом «Белая гвардия». В книге нет прямого противостояния красных и белых, на ее страницах белые воюют с петлюровцами. Писателя занимает более широкая гуманистическая мысль - ужас братоубийственной войны. Булгаков защищал в романе вечные ценности: дом, родину, семью и сохранял позицию «над схваткой». В стилистике романа слышна неповторимая булгаковская интонация, сливающая в единое целое лиризм, сатиру и суровую библейскую патетику. Позднее роман был переработан в пьесу «Дни Турбиных» (1926), в которой отчетливо прозвучала идея исторической обреченности дела Белой гвардии, тема трагической судьбы тех, кто искренне ее защищал.

В пьесе «Бег» (1928) показан уже полный разгром Белой гвардии, духовный кризис представителей этой среды. Здесь господствует ирония и сатирический гротеск. По жанру «Бег» является трагикомедией; трагическое начало в ней связано с образом генерала Хлудова, испытывающего страшные муки совести, и с изображением судьбы бывших офицеров Белой гвардии в эмиграции.

В 20-е годы расцветает сатирический талант Булгакова, представленный в цикле фантастических рассказов «Дьяволиада», повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» (все -1925). Сатирическая фантастика Булгакова предупреждала об опасных последствиях научных и социальных экспериментов. Повесть «Собачье сердце» была конфискована «органами».

 

Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя основные мотивы творчества Булгакова. В романе на равных существуют и переплетаются между собой три пласта повествования: мир реальный, мир фантастический и мир библейской легенды. В сюжете романа нечистая сила (Воланд и его свита) помогают вскрыть сущность, высмеять и взорвать обывательский мир (но не уничтожить его). Главные герои - Мастер и Маргарита - свободно перемещаются «по ходу событий» из мира реального в мир фантастический. Библейский «пласт» является связующим звеном между реальным и фантастическим миром.

Легенда о Понтии Пилате, осудившем на смерть Христа, интерпретируется Булгаковым и как содержание романа Мастера, и как своего рода реальность, оживающая в памяти Воланда и завершающаяся при непосредственном участии главных героев произведения - в финале романа. Мастер разрешает Пилату уйти по лунной дороге к ожидающему его (и простившему его) Иешуа и тем самым как бы дописывает свой роман до конца.

В системе действующих лиц основные персонажи «зеркально» повторяют себя в разных мирах (Иешуа - Мастер; Левий Матвей - Иван Бездомный); образ Москвы зеркально отражается в образе Ершалаима и т.д.

В центре романа - «вечные» общечеловеческие проблемы истины и лжи, свободы и несвободы, творчества и догматизма, любви, верности, предательства.

Особый смысл заключает в себе спор Понтия Пилата и Иешуа о власти и свободе. Свободен в своем выборе Иешуа и не свободен Пилат, выполняющий служебные обязанности. Свободен Мастер в своем творчестве и не свободен в своем догматизме литератор Берлиоз. Свободна в своей любви и поведении Маргарита и не свободны москвичи-обыватели, зависящие от догм и правил морали. Именно свобода, творчество и любовь соединяют Мастера и Маргариту в Вечном Доме тишины и покоя.

 

50. Платонов, «Котлован», рассказы

А.П. Платонов признан сегодня классиком русской литературы XX в., гениальным прозаиком и несравненным мастером художественного слова.

В прозе 1920-1930-х гг. писателя больше всего привлекала проверка идей социалистического преобразования народным умом и опытом, национальным бытием (романы «Чевенгур», «Котлован», повести «Город Градов», «Впрок»; рассказы «Усомнившийся Макар», «В прекрасном и яростном мире»). В рассказах Платонова революция изображается как явление космического порядка, оказывающего влияние на ход «мирового естественного процесса». С революцией связано ожидание конца света. Апокалипсическое восприятие революции отразилось в повести А. Платонова «Сокровенный человек».

В 1926 г. Платонов начал работу над романом «Чевенгур», которому было суждено быть опубликованным в 1988 г. В этом романе, как и в повести «Котлован» (1929-1930; впервые напечатан в СССР - в 1987 г.), Платонов показал полную несовместимость социализма со стихией национального бытия.

В «Котловане» вместо ожидаемого возрождения материи природы происходит обратное: люди тратят свою живую плоть на мертвый камень. Повесть соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель создал беспощадный гротеск, свидетельствующий о массовом психозе послушания, безумной жертвенности и слепоты, овладевшими страной. Главный герой является выразителем авторской позиции. Задумавшийся в правоте совершающегося, Вощев не движется в соответствии с «генеральной линией», а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно могло двигать людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием. Это новое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии котлована в изложении Сталина.

 

Поводом для начала кампании травли Платонова, не прекратившейся до конца его жизни, стала публикация рассказа «Усомнившийся Макар» в журнале «Октябрь». Система, сверху насаждавшая себя после революции, требовала и создавала «управляемого человека». Платоновский герой - именно «усомнившийся», задумывающийся, созерцающий, по природе своей слабо поддающийся управлению.

 

Рассказы А. Платонова «Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Фро» и другие переполняет светлая уверенность в возможнос­ти совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все его герои — молодые, честные люди, дея­тельные народные характеры. Они полны горячих надежд, несут в себе свежую силу чувств. Порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело. Такова юная Мария Нарышкина, изображенная в «Песчаной учительнице» (1927). Посланная на край света, на гра­ницу с безжалостными песками пустыни, она вместе с жителями обреченного на вымирание поселка Хошутово борется с песками, очеловечивает пустыню, которая раскрывает свои сокровенные тайны.

В рассказе «В прекрасном и яростном мире» (1941) отразилась увлеченность Платонова и его героев мощ­ной техникой. Машинист Мальцев —талантливый работник. Старый машинист любит свой паровоз как живое суще­ство, чувствует его всей душой. Но при этом глух к живому человеку, не ценит преданности своего ученика. Машина в его созна­нии заслонила человека. Только случившееся несча­стье — удар молнии и слепота — возвращает ему способность быть внимательным и чутким к человеку. Он оценил своего помощника, когда тот стал бороться за доброе имя старого мастера, морально поддержал его в трудную минуту.

Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») (1946) свидетельствует о быстром осмыслении писателем пос­левоенной жизни: как жить человеку после всего, что было перенесено на войне. Война воспринималась Платоновым как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности.

 

Поэзия Александра Твардовского стала одной из ярких страниц истории русской литературы XX века. А. Твардовский вошел в литературу в середине 20-х годов. В своем раннем творчестве поэт воспевал новую деревенскую жизнь, колхозное строительство, одну из своих ранних поэм он назвал “Путь к социализму”. Итогом этого раннего периода стала поэма “ Страна Муравия ”. Она повествует об эпохе коллективизации на селе, о “великом переломе”. Твардов­ский в центр своей поэмы ставит нестандартную лич­ность человека с ярко выраженной индивидуальностью - Никита Моргунок. В поэмах Твардовского оказалась отраженной в ее основных вехах вся советская история. Поэт дал точный портрет времени, показав человека спо­собным одолеть мертвящий дух нежизненных теорий и планов.

В годы ВОВ лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла. Именно на фронте у него родилась знаменитая "книга про бойца" поэма " Василий Теркин ". Ее герой стал символом русского солдата, его образ - обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях - патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский). Автор присутствует везде, говорит от своего имени и имени героя.

Как такового сюжета в поэме нет, но она построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели.

Теркин - душа солдатской компании, боец, совершающий фантастические подвиги, описанные с гиперболичностью (в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Поэма состоит из 30 глав, Каждая—новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом.

В поле зрения А.Т.Твардовского находятся и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.

 

Человек на трудных перепутьях века изображен Твар­довским и в поэме «Дом у дороги» (1942—1946), жанр которой автор определил как «лирическая хроника». В основе поэмы лежит гуманистическая мысль: важнейшая ценность для человека — его се­мья, жена, дети. Когда героиня произведения Анна Сивдова идет с детьми из Германии к себе в Россию, бойцы говорят, что это идет домой солдатский дом.

Поэт сам определил основной пафос, направленность своей лирической хроники — «Как плач о родине, как песнь / Ее судьбы суровой». Она воплотилась в судь­бах главных героев поэмы, мужественно переживших военное лихолетье, сохранивших живую душу.

 

52. Твардовский 50-60е, «За далью даль»

Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50— 60-х годов — одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. В эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал “Новый мир”, который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как “Новый мир” Твардовского. Лирический герой его поздней поэзии — это мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении “Некогда мне над собой измываться...”, где главным спасением человека от беды становится труд, творчество

Поэма «За далью —даль» (1950—1960) отличается оригинальностью за­мысла. Твардовский называет поэму «книгой», указывая этим на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов. Это и лирический дневник, и путевые впечатле­ния от поездки в Сибирь и на Дальний Восток, и воспоминания о родной Смоленщине, и рассказ о попут­чиках, и картина торжественного перекрытия Ангары, и трагическая встреча с другом детства, отбывавшим срок в сталинских лагерях. В поэме много философских раз­думий о жизни, о судьбе, о писательском труде. Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места вдаль; Другой — сидеть себе на месте Листать обратно календарь.На этот раз резон особый Их сочетать позволит мне. Книга отразила переходный характер того времени, когда она создавалась, трудности поиска новых оце­нок прошедшей эпохи, трудности отказа от прежних ил­люзий.

Сюжета в традиционном смысле нет. 15 глав. Дорога - 10 дней. «Ни завязки, ни развязки —Ни по началу, ни потом». И отмечает, что ему «лень» в «развернутом порядке Плетень художества плести». Только два главных сквозных героя: сам автор и некий «ты».

б) По В. Гусеву, главное в поэме — лирическое решение темы судьбы народной, главная мысль — «настоящее, сегодняшнее, будущее — все в народной силе, ее единстве».

В конце обобщающая глава — «Так это было», посвященная пути страны, который лишь ассоциативно перекликается с дорогой литератора в экспрессе.

в ) Авторское «я» в поэме — это «я» именно автора, кот-й выступает и как рассказчик, и как лирич. герой, и как собственный персонаж. Это определенная личность с определенной жизненной судьбой, содержащей автобиогр-е реалии, рассказ поэта Твард-го о поэте Твар-ком, его жизн-м и творческом пути, пережитом им творческом кризисе, который послужил непосредственной причиной путешествия за дальней далью. Путешествия, кот-е оказалось и путеш-м к самому себе, к продолж-ю своей творч. личности.

г) Вместе с тем ход поэмы далек от автобиографической точности. Создается необычная структура худож-го времени. Сливаются путешествия в пространстве и времени, включая и время своей памяти, как это подчеркивает и сам поэт:

Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места в даль;

Другой — сидеть себе на месте, Листать обратно календарь.

На этот раз — резон особый Их сочетать позволит мне.

 

Поэма «Теркин на том свете» (1954—1963) — са­тирическое произведение, обличающее засилье бюрокра­тии, аппаратных игр. Твардовский был отстранен от руково­дства журналом, а поэма охарактеризована как «паск­виль на советскую действительность». Таким образом, советская действительность не пожелала себя узнать в собственном портрете.

В поэме «По праву памяти» (1966—1969) насквозь автобиографично, оно звучит как исповедь, собирает в себе трагические размышления поэта. Автор вспоминает друга юности, репрессированного в 30-е годы, вспоминает ту жестокую пору, когда родство или дружба с арестованным стави­лись в вину. В главе «Сын за отца не отвечает» поэт раскрывает бесчеловечность, аморальность таких уста­новок, даваемых свыше.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.