Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полемика Достоевского с идеями социализма в «Записках…»




Почему герой считает, что сознание — болезнь? Какие у него доводы?

Достоевский высказывает неопровержимую истину: человек никогда не познает себя исчерпывающим образом и между рассудком и им нельзя поставить знак равенства, человек шире и глубже своего знания, и на этом положении, как на незыблемом основании, строит все сложное здание своих рассуждений. Болезнь, отклонение от нормы возникает тогда, когда человек пытается жить только тем, что сознает. Писатель создает до некоторой степени экспериментального героя, лишенного всяких свойств характера, подобного которому не было во всей мировой литературе. Герой так себя аттестует: «Я не только злым, но даже и ничем не сумел сделаться: ни злым, ни добрым, ни подлецом, ни честным, ни героем, ни насекомым». Рационализм всю проблему сводит к развитию, не придавая, в сущности, никакого значения иррациональным началам человеческой природы: чувствам, воле, желаниям и т.д. В повести же выясняется, что, будучи ничем, герой не может совершать свободные и, что самое удивительное, разумные поступки, а действует постоянно под влиянием как бы посторонней силы, которая толкает, втягивает его в отношения с людьми, о которых он чаще всего сожалеет и, более того, заранее знает, что будет сожалеть. Оказывается, что разум сам по себе не может дать человеку основания для поступка, и если человек живет и действует и, конечно, обязательно обдумывает свои действия, то стимулом являются его желания, стремления, предпочтения, привычки, обычаи, традиции и другие внеразумные начала. Мышление все подвергает «химическому разложению», поэтому «прямой, законный, непосредственный плод сознания — это инерция, то есть сознательное сложа-руки-сиденье». Герой способен только размышлять и говорить, но не действовать, и называет себя «безвредным, досадным болтуном». При этом надо помнить, что он ничего не делает не из лени и был бы счастлив, если бы «ничего не делал только из лени», так как в таком случае он обладал бы свойством, позволяющим ему жить определенным образом и даже уважать себя.

Возражая всем реформаторам и революционерам, предлагающим свои проекты устройства счастливого будущего человечества, Достоевский утверждает, что в своих расчетах они допускают ошибку в определении главной «выгоды» человека. Они считают, что она состоит в благоденствии, материальном благополучии, а на самом деле она состоит в «свободном хотении», которое «во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность». Эта мысль образует самый центр всего миропонимания Достоевского: для человека нет ничего дороже собственной личности.

39. Полемика Достоевского с романом «Что делать?» в «Записках…»

Слишком сознавать – это болезнь, сознание – это болезнь. Синонимы – рассудок, ум, сознание. Человек шире и глубже своего знания, рассудка. Болезнь, отклонение от нормы возникает тогда, когда человек начинает жить в рамках своего сознания.
Герой – экспериментальный, не смог сделаться ни злым, ни добрым, ни насекомым, ни героем, ни подлецом, ни честным. Мышление все подвергает химическому разложению, поэтому плод сознания – инерция, сознательное сложа-руки-сиденье. Герой только размышляет, ничего не делает, но не из лени, напротив, он был бы рад ничего не делать из лени, так как в этом случае он обладал бы хоть каким-то свойством, даже уважал бы себя за это. Отсутствие свойств делает человека чутким к проблеме личности, к ней он идет через полемику с идеей о разумном эгоизме – «кто первый провозгласил, что человек делает пакости потому, что не знает настоящих своих интересов?» А Чернышевский считал, что если человека просветить, открыть глаза на его настоящие интересы, он перестанет делать зло. Герой Достоевского говорит о случаях, когда человек знал, что совершаемый поступок не принесет выгоды, но все равно поступал именно так. Все революционеры и реформаторы видят главную выгоду в материальном благополучии, Достоевский – в свободном хотении, оно сохраняет нашу личность и индивидуальность. В миропонимании Достоевского для человека нет ничего дороже собственной личности.
Идеал для автора Записок – Иисус Христос, добровольно пожертвовавший собой ради спасения человечества, и это есть высшее проявление свободы. Эта деталь опровергает критику в адрес Достоевского за индивидуализм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.