Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкурентоспособность как экономическая категория. Сущность и характеристика основных конкурентных преимуществ




Функциональный (ролевой) подход к определению понятия конкуренция

Поведенческий (динамический) подход к определению понятия конкуренция

Структурный подохд к определению понятия конкуренция

Теории конкуренции (поведенческий, структурный, функциональный и институциональный подход).

Конкуренция - это особая ситуация на рынке, для которой характерно:

Наличие большого числа независимых покупателей и продавцов конкретного товара

Отсутствие барьеров входа и выхода на рынок (с рынка), следовательно, свободных выход на рынок

Конкуренция - это постоянно действующий механизм соперничества, состязательности хозяйствующих субъектов в целях достижения лучших результатов хозяйственной деятельности.

Конкуренция - это важнейщий элемент рыночного механизма, который выполняет определенные экономические функции:

- регулирования

- мотивации

- распределения

- контроля

Регулирование заключается в том, что основные производственные ресурсы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации связана с функцией регулирования. Предприниматель стимулируется в развитии производственного процесса во внедрении новых технологий.

Наибольшую прибыль получают те предприниматели, которые наиболее эффективно используют производственные ресурсы. В этом проявляется функция распределения.

Контроль в том, что состязательность хозяйствующих субъектов препятствует односторонним действиям предпринимателям и предоставляет потребителю возможность выбора товаров, работ, услуг.

 


Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы [1]:

  • товары,
  • предприятия (как производители товаров),
  • отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),
  • регионы (районы, области, страны или их группы).

В связи с этим принято говорить о таких её видах как:

  • Национальная конкурентоспособность
  • Конкурентоспособность товара
  • Конкурентоспособность предприятия

Кроме того, принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность тех или иных объектов:

  • потребители,
  • производители,
  • инвесторы,
  • государство.

Конкурентное преимущество - это отличительные особенности компании и ее продукта в глазах потребителей”

“Конкурентные преимущества субъектов могут быть наследственными, конструктивными, технологическими, информационными, квалификацион-ными, управленческими, природно-климатическими и др”

“Конкурентное преимущество системы – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает система и которая даёт ей превосходство перед конкурентами”

 

Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс потребления обусловлен некоторой «технологией», а следовательно — и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.

Конкурентоспособность предприятия оценивается потребителем с точки зрения положения предприятия на рынке (известное / неизвестное; давно ли работает; какую долю рынка занимает; какие гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие отзывы о качестве его продукции).

Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги — новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т. п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.

Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.