Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и структура власти




В политической литературе существуют многочисленные определения власти.

Например, Т. Гоббс считал, что власть - это средство достичь блага в будущем, и сама жизнь есть вечное и неустанное стремление к власти, прекращающееся лишь смертью.

М. Вебер определял власть как возможность осуществить свою волю вопреки сопротивлению других.

Р. Даль полагал, что власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что он по своей воле не сделал бы.

В то же время X. Арендт считала, что власть вовсе не принадлежит отдельному человеку, а только группе людей, действующих совместно.

С. Луке, отвергая это суждение, утверждает, что в основе всех определений власти лежит примитивное представление: некий "А" тем или иным образом воздействует на "Б".

П. Моррис уточняет, что власть - не просто способ воздействия на кого-то или что-то, а действие как процесс, направленный на изменение кого-то или чего-то.

О том же говорит и А. Гидденс: обладание властью означает способность менять порядок вещей.

Г. Лассуэлл и А. Каплан в книге "Власть и общество" подчеркивают, что власть есть участие в принятии решений.

Для Т. Парсонса власть - это система ресурсов, с помощью которых достижимы общие цели.

Р. Арон считает, что власть - это потенция, которой владеет человек или группа для установления отношений с другими людьми или группами, согласными с их собственными желаниями.

Б. Рассел определят власть как производство намеренных результатов. Маликов М.К. Гносеологические основы политологии: Учебное пособие, Уфа, 1998.

Дидро правовые начала государственной власти обосновывает ее суверенностью, построенной на общественном договоре. Государственная власть, по его мнению, возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. "Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти" История политических учений. Ч. 1. М., 1971. С. 181. Главная цель государства есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Хропанюк В.Н. Теория государства и права М, 2001.

Многие ученые подчеркивают естественный характер власти. Зло не в самой власти. Каждый человек изначально в той или иной мере стремится к власти и славе, хотя есть люди, которые всегда стремятся командовать, а другие - подчиняться. Между этими крайностями масса людей, которые в одних ситуациях легче подчиняются, в других - командуют. Есть тип людей, которые вообще не любят командовать. В то же время без стремления к власти не бывает лидеров. Ни один лидер не достигает успеха, если не получает радость от власти, если не обладает самоуверенностью. Надо принять во внимание также власть организации. Только на стыке двух форм власти - индивидуальной и организации - в точке соприкосновения проявляется сущность власти как таковой, такое ее свойство, как принуждение.

Несмотря на различия в подходах ученых к определению сущности власти, выделяются и общие ее характеристики. Власть включает в себя понятие о способности и возможности, господстве и подчинении. Без подчинения нет власти, без власти нет подчинения.

Проявлением власти является действие, которое побуждает людей делать что-то, чего они не сделали бы по своей воле. Это власть над кем-то. Однако есть и власть для чего-то, например, ради достижения определенной цели.

Поэтому, как замечает А. Гидденс, власть по своей природе не является угнетением, она просто есть способность выбирать образ действий или возможность добиваться результатов. Власть не является препятствием на пути к свободе, а как раз служит для нее посредником, промежуточным звеном.

Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать -значит налагать свою волю на волю других.

Власть - это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Выделяются универсальные свойства власти:

* ее всеобщность, то есть функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах;

* ее способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.

Пространство власти может быть совсем малым, скажем, личность самого человека, семья, и предельно большим - государственная власть, власть религий, идеологий, международных структур. Поэтому можно выделить различные виды власти:

* экономическая и политическая;

* светская и церковная;

* законодательная, исполнительная и судебная;

* центральная, региональная, местная;

* государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д. Власов Ю.Н., Кейзеров Н. М. Политика и власть: Курс лекций. - М.: Пропаганда, 2008.

Уже в первобытном обществе есть общественная власть, координирующая все стороны жизни коллектива и регулирующая обычаями. Позже, в условиях разделения труда и собственности, общественная власть претерпевает значительные изменения, становясь политической властью. Постепенно она оформляется в законах, преобразуясь в новую власть -- государственную.

Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти.

Политическая власть выступает как фактическое соотношение классовых и иных социальных сил. Государственная власть - это не продукт политической власти, она носит политический характер, ибо государство в своей деятельности затрагивает интересы практически всех слоев населения. Однако ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и так далее, ни государственная -- к политической. Государство выполняет и не политические задачи, которые, однако, могут приобретать политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и так далее). Алексеев С.С. Теория государства и права: начальный курс М., 1994

Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Сама власть ничего делать не может, действуют люди, обладающие властью или подчиняющиеся. Поэтому понятие власти как влияния, отношения не может распространять на отношения между людьми, группами людей и миром вещей, духовным миром, то есть объектами, не способны действовать, выполнять распоряжения.

Потому выражения типа "власть денег", "власть вещей", "власть идей", "власть над природой" -- это не более, чем метафора, образные выражения, принятые в обиходе. Они обозначают зависимость какого-либо рода от чего-либо. Чувства, мысли, идеи, деньги сами по себе не являются объектами, не выполняют волю человека. Ее могут выполнять другие люди, действуя по идейным соображениям, из-за денег, страха и так далее. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник, - М., "Юристь", 2009.

Конечно, в реальной политической жизни власть существует в предметах, символических формах, в документах, законах, инструкциях, программах, знаках различий и тому подобном.

Существуют многочисленные политические учреждения, работники которых решают различные вопросы в пределах своих полномочий. В обыденной речи эти учреждения также могут выступать как субъекты власти: съезд решил, правительство постановило, парламент принял закон, хотя все это делали конкретные люди. Возникает не ситуаций, когда объект и субъект власти совмещают в одной личности, в одном коллективе. Это имеет особое политическое значение для формирования самостоятельных процессов в обществе, например, саморегулирования, самостоятельности, самоуправления. Власов Ю.Н., Кейзеров Н. М. Политика и власть: Курс лекций. - М: Пропаганда. 2008.

Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными -- политические организации, субъектами более высокого уровня -- политические элиты и лидеры. Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, готов брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано с тем, что власть открывает широкие возможности для различного рода благ: высокого дохода, привилегии, выгодных связей и так далее. Венгеров А.Б. Теория государства и права М.. 1998

К субъектам политической власти относятся:

* социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои). Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, революции, создания органов власти "снизу";

* государство;

* политические партии и организации. Правящие партии оказывают непосредственное влияние на функционирование политической власти, оппозиционные -- опосредованные. В некоторых странах влияние оппозиционных партий закреплено в законодательном порядке (право создать свой "теневой кабинет");

* правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). Политические элиты и бюрократия существуют в любом обществе, их влияние на власть зачастую определено. Лоббисты представляют и проталкивают интересы различных слоев, группировок, существующих в обществе. В ряде западных стран лоббизм признан официально, и его деятельность контролируется;

* групповое и индивидуальное лидерство;

* личная власть;

* отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

* толпа (охлос). Толпа может брать власть в свои руки в условиях кризиса, отсутствия какой-либо организованной политической силы. Эмоции, а не рассудок, темные инстинкты берут верх в толпе. В результате захвата власти толпой устанавливается режим охлократии. Маликов М.К. Гносиологические основы политологии: Учебное пособие, Уфа, 1998.

От того, как взаимодействуют субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества.

Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение естественно присуще людям. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество.

В широком смысле аппарат политической власти включает в себя законодателя (им может быть и парламент, и единоличный правитель), правительственно-административные и финансовые органы, полицию, вооруженные силы, суд, карательные учреждения. Все высшие полномочия публичной политической власти могут быть соединены в одном лице или органе власти, но могут быть и разделены. В узком смысле аппарат власти, или аппарат управления, -- это совокупность органов власти и должностных лиц, исключая выборных членов законодательного собрания (органов народного представительства) и судей. В. С. Нерсесянц. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов.-- М.: Норма, 2004. -- 832 с.

Качества объекта политической власти зависят от политической культуры населения. Например, патрицианский и подданнический тип культуры формирует покорность, привычку повиноваться, желание жить под "твердой рукой". Активистский тип культуры формирует гражданина, несущего свою долю ответственности за страну, а не покорного слугу власть предержащих. Радугин А. А. Политология. - М.: Центр 1996




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.