Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и динамика научного познания




Научное познание есть процесс, т.е. целостная развивающаяся система довольно сложной структуры. Которая выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных срезах и соответственно в совокупности своих специфических элементов.

Вернадский → структуры: математические науки во всем их объеме; логические науки почти всецело; научные факты в их системе, классификации и сделанные из них эмпирические обобщения – научный аппарат, взятый в целом.

Точка зрения взаимодействия субъекта и объекта → структура: субъект науки (отдельные ис или научные сообщества, коллектив), ис различного проявления, свойства, стороны материальных и духовных объектов; объект науки (предметная область научного познания); предмет науки (ограниченная целостность, конкретный объект); система методов и приемов; язык науки (специфическая знаковая система).

Элементы структуры познания → фактический материал; основанные на фактах проблемы, выведенные из них законы; философские основания; социально-культурные мировоззренческие основы, методы, нормы, научные познания; стиль мышления.

Важной характеристикой научного знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие. Развитие знания – сложный диалектический процесс, включающий качественно-различные этапы. Этот процесс можно рассматривать как движение: от мифа к логосу, от логоса к «преднауке», от «преднауки» к науке, от классической науки к неоклассической и далее к постклассической, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного знания к более глубокому и совершенному.

В западной филисофии науки второй половины XXв. проблема роста, развития знания является центральной и представлена в эволюционной эпистемологии и постпозитивизма.

Эволюционная эпистемология → выявление гинезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе, в частности построение на этой основе теории эволюции одной науки. Модель развития науки на основе общей теории физической эволюции (сходство механизмов развития, действующих в живой природе и познании).

Динамика научного знания может быть представлена как процесс формирования первичных теоретических моделей и законов.

И.Лакатос → программа троякого рода – Евклидова программа, эмпиристская и идуктивистская (организация знания

как дедуктивной системы).

Евклидова программа → все можно дедуктировать из великого множества тревиальных высказываний (состоящих только из терминов); работает только с истинными суждениями.

Эмпиристская программа → строится на основе базовых положений, имеющих эмпирический характер.

Индуктивистская программа → принцип ретрансляции истины. Опровергнута Поппером (доказал, что снизу не может идти даже частичная передача истины и знания).

В развитой науке теоретические схемы строятся как гипотетические модели (путем непосредственной схематизации опыта). Важнейшая характеристика теоретической модели – структурность, возможность переноса абстрактных объектов из других областей знания. Далее развитие исследовательской практики, определение задач и способов их решения, затем формирование научных законов. Модель → схема → качественное и количественное расширение → математизация → формулировка закона.

Механизм порождения нового знания включает в себя единство эмпирического и теоретического, рационального и интуитивного, конструктивного и моделируемого компонентов познания. По отношению к логике научного открытия распростронена позиция, связанная с отказом поисков рациональных оснований научных открытия. В логике открытия большее место отводится смелым догадкам, часто ссылаются на переключение образов на аналоговое моделирование, указывают на интуицию. Конструктивное видоизменение наблюдаемых условий; полагание новых идеализаций; создание иной научной предметности; интегративное перекрещивание принципов на стыке наук – особенности логики открытий, дающей новое знание.

В истории науки существует два подхода к анализу динамики, развития научного знания, механизмов этого развития.

Куммулятивизм → развитие знания путем постепенного добавления новых положений (постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов).

Антикуммулятивизм → (в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых и сохраняющихся компонентов). Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. Непрекращающаяся борьба и смена теорий и методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.