Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №13. Культура Древнего Китая




Магия воспринималась как религия.

Политеизм

♦ хозяйственная магия (обряды вызывания дождя, обеспе­чение удачи на охоте);

♦ лечебная магия (белая);

♦ вредоносная (черная).

Сверхъестественным влиянием стали наделяться определен­ные предметы — фетиши (амулеты, талисманы) — положив на­чало развитию фетишизма (сверхъестественная сила - способная передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету)

Персонификация сверхъестествен­ной силы привела к появлению особых самостоятельных су­ществ — демонов и духов, домовых, леших, водяных, русалок, эльфов, троллей, наяд, дриад — и стала основой демонизма и анимизма (персонификация душ умерших)

Мифы утверждали при­нятую в данном обществе систему ценностей, определяли нормы поведения, «примиряли» человека и природу, человека и обще­ство, предлагая картину обустройства мира и историю его появ­ления.

 

 

 

 

 

Китайская культура принципиально разнится с индий­ской — ее отличает рационализм, высокая оценка жизни. Здесь не было влиятельной жреческой касты, как в Индии или Егип­те, зато был необыкновенно развит аппарат чиновничества. От­личительными чертами китайской культуры стали консерватизм, стабильность (культура Китая возникла на рубеже III—II тыс. и почти без изменений просуществовала до XVII в.), уважение к порядку и ритуалам. Воплощением этой культуры стала Вели­кая Китайская стена как символ изоляционизма и традициона­лизма.

Такой тип культуры во многом был определен учением Кон­фуция (Кунцзы, 551-—479), основными чертами которого яв­ляются:

♦ следование традициям и обычаям;

♦ идеализация древности;

♦ сохранение патриархальных отношений со строгим под­чинением младших старшим;

проекция структуры семьи на государственную структуру («Правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном»);

высокая образованность (знание древних текстов и из речений мудрецов, умение писать (в том числе трактаты) в свободном стиле.

Вторым источником особого типа духовности явился дао­сизм. Его основатель — Лаоцзы (Ли Эр) (жил, по преданиям, 160—200 лет). Основная концепция — это концепция дао, вели­кого пути, порождающего «инь» и «янь» — два начала (светлое и темное, мужское и женское и т.п.), уравновешивающих друг друга. Идеал правителя даосов — быть пассивным, не вмеши­ваться в естественный ход событий, ибо, «когда правительство деятельно, народ становится несчастным».

Даосизм скоро перерос в религиозное направление, внутри которого развивались алхимия (для подготовки смертного в бес­смертные), астрология и геомантия (наука о связи космических 74 небесных сил и земного рельефа), что привело к изобретению пороха и компаса.

Но период формирования собственно культурного типа Древ­него Китая приходится на эпоху воюющих царств (V—П вв. до н.э.), когда образуется устойчивый культурный комплекс сред­них царств — Чжань-го и формируется представление об их превосходстве над остальным миром «варваров четырех стран света». Единая система ирригационных сооружений вызывает не­обходимость централизации управления и наличия деспотичес­кой власти. В это время создается огромная империя с единой бюрократической системой управления и централизованной вла­стью императора — сына неба. Духовным основанием для скла­дывающейся культуры становятся основные принципы даосизма и конфуцианства.

Однако в царстве Цинь (сер. IV в. до н.э.) при императоре Цинь Шихуанди этим идеалам был противопоставлен тезис о том, что «истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания». Принципами управления этой так называемой «шко­лы законников» стали:

 

♦ метод наказаний вместо метода наград;

♦ жестокая кара за мелкие преступления, чтобы большим было неоткуда взяться;

♦ система круговой поруки, доносительство.

 

Все философские книги были сожжены, а ученые — ис­треблены или сосланы на строительство Великой Китайской стены, которая стала символом изоляционизма Китая. После смерти императора все его бездетные жены были умерщвлены, строители гробницы — замурованы живьем, а самого императора в последний путь сопровождало воинство из десятков тысяч воинов, сделанных из глины. И хотя новая династия Хань верну­лась к принципам конфуцианства, свободомыслие и множествен­ность направлений философской мысли перестали быть характе­ристикой китайской культуры, а сами принципы управления за­конников были актуализированы в эпоху «культурной револю­ции».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.