Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика культуры античного Рима




 

Римская империя была уникальной цивилизацией, основан­ной на идее универсального человечества, объединенного в об­щем правовом пространстве. Римское право сплотило предста­вителей разных культур в рамках единого государства на осно­ве идеи равенства и равноправия всех перед законом. Рим синте­зировал лучшие достижения завоеванных им народов — от ре­лигии до искусства — и на этом фундаменте сформировал соб­ственную оригинальную и великую культуру.

Согласно легенде, Рим был основан потомками спасшегося при разрушении Трои легендарного героя Энея.

В культуре Рима выделяются два периода:

культура царского и республиканского времени (от ос­нования города в УШ в. до н.э. до 30 г. до н.э.) и

2) культура императорского Рима (с 30 г. до н.э. по 476 г. н.э.).

Территория Апеннинского полуострова была заселена ита­лийскими индоевропейскими племенами, переселившимися туда начиная со II тыс. до н.э. На формирование римской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитавшие в области Лаций (там и возник город Рим), а также этрусков, бывших как опытными земледельцами, так и искусными ремес­ленниками (характерно, что даже капитолийская волчица, вскор­мившая, согласно легенде, Ромула и Рема и бывшая символом Рима, была произведением этрусских мастеров, вывезенным в качестве военного трофея).

Именно этруски (с севера) и греки (заселившие южную часть Италии и Сицилию) оказали наиболее сильное воздействие на развитие римской культуры. Она смогла достичь высочайшего уровня развития благодаря многочисленным заимствованиям у

порабощенных народов — как в области искусства (так, из одного только завоеванного этрусского города Вейи в IV в. до н.э. римляне вывезли 2500 скульптур, а из Греции — 250 повозок со статуями и картинами), так и в области государственного устройства (к примеру, такой атрибут власти, как курульное кресло, заимствованное у этрусков, или сам принцип государ­ственного устройства, подобный греческим полисам}. Точно так же и религия римлян отличается рядом заимствований: от эт­русков были восприняты важнейшие жреческие коллегии — пон­тифики, гаруспики, весталки, распространились гадания по полету птиц, по печени жертвенных животных, по поведению священных птиц, клюющих зерно.

От Греции Рим также воспринял весь пантеон богов (их визуальный облик), но с римскими именами: Зевс стал Юпите­ром, Афродита — Венерой, Арес — Марсом, Посейдон — Не­птуном, Гермес — Меркурием, Гера — Юноной, Афина — Ми­нервой, Дионис — Вакхом и т.п. Римляне охотно копировали греческие образцы пластических искусств (большинство гре­ческих статуй дошло до нашего времени именно в римских ко­пиях). Мощное философское направление — неоплатонизм, по мнению А.Ф. Лосева, было реставрацией древней греческой мифологии, начали переиздаваться все произведения класси­ческой древности с огромными комментарии к ним. Таким обра­зом, слова Горация «плененная Греция победила своего некуль­турного победителя» оказались весьма точными.

Однако не следует недооценивать и оригинальных достиже­ний римской культуры: римская система демократии и римское право до сих пор не потеряли своей актуальности, прекрасные дороги связывали империю со всеми отдаленными провинциями. Водопроводы снабжали города питьевой водой. Развивались литература, философия, историография, поэзия. «Энеида» Вергилия, подобно гомеровскому эпосу, стала классическим произведением римской литературы. Значительными достижениями отмечена и римская архитектура, основные принципы которой использовались в эпоху Возрождения и оста­ются актуальными сегодня. Ее существенное отличие от гречес­кой состояло в ориентации не на ордерную систему, а на широ­кое использование в строительстве арок, купольных и сводчатых перекрытий, а также создание круглых в плане кон­струкций. Этот поворот в архитектуре стал возможным благо­даря введению в строительный обиход кирпича и бетона.

На основе арочных конструкций сооружались виадуки, предназначенные для движения пешеходов, повозок и войск, и акведуки, снабжавшие города водой из источников, находящихся иногда за десятки километров.

Этот принцип архитектуры применялся и в строительстве амфитеатров (самый известный из которых амфитеатр Фла­виевКолизей), предназначенных для проведения различ­ных спектаклей, начиная от гладиаторских боев и театрализо­ванных представлений, где роль обреченных на гибель играли рабы, принимавшие на глазах тысяч зрителей реальную смерть, и заканчивая битвами зверей и публичными казнями первых христиан.

По всей Римской империи и в далеких провинциях распрос­транились триумфальные арки (ставшие впоследствии непре­менным атрибутом всех европейских столиц}, так же как и три­умфальные колонны, подобно сохранившимся до сих пор в честь императоров Траяна и Марка Аврелия.

В Риме появляются и купольные сооружения, наиболее прославленное из которых — Пантеон (храм всем богам) будет впоследствии восприниматься своеобразным образцом для архи­текторов эпохи Ренессанса.

Сводчатые перекрытия становятся почти непременным ат­рибутом терм —- своего рода культурных центров, предназна­ченных не столько для купания (хотя там имелись бассейны с водой разных температур), сколько для проведения досуга — в беседах, чтении литературных произведений, спортивных заня­тиях. О том, насколько важной составляющей римской культу­ры были термы, свидетельствует факт, что римляне возводили их даже в самых отдаленных завоеванных землях (как, к приме­ру, в английском городе Баф}.

Одним из уникальных достижений римской культуры было появление реалистического скульптурного портрета, свя­занного с развитым в Риме культом предков. Первоначально с умерших снимали посмертные маски, хранящиеся в домашнем святилище — ларарии (отсюда пошло знаменитое выражение о «ларах и пенатах»). Маски становились непременным атрибутом различных торжественных событий в жизни фамилии — от брака до похорон. Затем их функцию стали выполнять бюсты предков, специально изваянные. В этом искусстве римляне дос­тигли совершенства и смогли не только точно, а порой и натура­листично передать портретное сходство с объектом изображе­ния (чем римский портрет принципиально отличается от египет­ского, идеализировавшего натуру), но и глубоко проникнуть в его психологию. Именно римский портрет заложил основу евро­пейского скульптурного портрета.

 

Кризис полисных ценностей. Возникновение христианства

Римское государство, подчинив себе западное и восточное Средиземноморье и превратившись в мировую державу, исчер­пало возможности республиканского управления, идеально под­ходившего лишь для небольшой общины-государства. Установ­ленная Октавианом Августом монархия превратила ранее сво­бодных и полноправных граждан Рима в подданных императора. Над гражда неким коллективом возник сильный бюрократичес­кий аппарат, который, подчиняясь только императору, подобно прессу давил на подвластное и теперь все более бесправное на­селение.

Кроме того, в античной системе ценностей было заложено и внутреннее противоречие. В античном обществе индивид был подчинен коллективу и растворен в нем. Личным желаниям, уст­ремлениям человека отказывалось в праве на существование, если они не соответствовали интересам всей гражданской общи­ны, что часто приводило к конфликту между личностью и об­ществом.

В этой атмосфере кризиса полисных социальных, государ­ственных структур и ценностей шел поиск новых ориентиров и новой духовности. Он охватил все слои римского общества, от бедноты и рабов до высшей знати. Одни обращались к филосо­фии стоицизма, другие — к иудейскому богу Яхве или иранско­му Митре. И в этой обстановке брожения возникает новая рели­гия — христианство, удовлетворившее запросы и чаяния римс­кого общества, гибко реагировавшего на изменяющиеся исто­рические условия.

Христианство впервые обратилось к отдельной личности, поставив слабого, греховного человека в центр мироздания. По христианству, человек вступает в мир как слабое существо, греховное уже от рождения, наследующее «первородный грех» Адама и Евы. Спасение человек обретает, получая бессмертие в потустороннем мире и вечное пребывание в раю. Христианство выработало новую этику поведения, сформулированную в тек­стах Нового Завета (созданного в эпоху Римской империи) и Ветхого Завета, отдельные книги которого составлялись с XII в. до н.э. по первые века н.э. Эти тексты составляют единую книгу — Библию.

Основы христианской этики и нормы поведения наиболее ясно сформулированы в заповедях Моисея и Нагорной пропове­ди Иисуса Христа. В них выражены простые и понятные каждо­му нормы нравственного поведения: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т.п. Соблюдение этих заветов было по силам каждому человеку, вне всякой зависимости от его места в социальной структуре общества. Христианство открывало воз­можности приобщиться к новой морали представителям любой этнической группы, так как для него не было «ни эллина, ни иудея», т.е. все народы были равны. Однако, отбросив античную систему гражданских ценностей, христианство игнорировало социальную сущность жизни индивида и отодвинуло на второй план такие важные ценностные ориентиры, как активная граж­данская позиция, связь индивида с гражданским коллективом, служение ему.

Христианство в Римской империи прошло длительный путь — от существовавшего наравне с другими, а порой и пре­следуемого вероучения до официально провозглашенной в IV в. государственной религии, что означало крах античного миропо­рядка и в конечном итоге гибель всей античной цивилизации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.