Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы естественного отбора. 1 страница




Виды борьбы за существование.

• Внутривидовая борьба — конкурентные отношения между особями одного вида. Имеет острый характер, т.к. по­требности одинаковы. Борьба идет за пищу (волки конкури­руют за добычу), за места обитания (птицы конкурируют за места гнездования), за продолжение рода (самцы конкури­руют за самку).

• Межвидовая борьба — конкуренция между особями раз­ных видов, например, хищник — жертва, паразит — хозяин. Наиболее ожесточенная борьба между видами со сходными потребностями (кролики и овцы борются за растительную пищу в Австралии, сорняки вытесняют из посевов культур­ные растения).

• Борьба с неблагоприятными условиями неживой природы наглядно проявляется в районах со сложными климатиче­скими условиями (засушливый климат, высокие или низкие температуры). У организмов вырабатываются приспособле­ния, позволяющие выживать и оставлять потомство: на ост­ровах при сильных ветрах возникают стелющиеся формы растений, пустынные животные и растения экономно ис­пользуют воду, деревья к зиме сбрасывают листья.

Естественный отбор — процесс, в результате которого выживают и оставляют потомство наиболее приспособ­ленные. Материалом для естественного отбора служит на­следственная изменчивость. Польза или вред мутаций и ре­комбинаций выясняется в ходе борьбы за существование. Естественный отбор направлен на сохранение и накопление полезных наследственных изменений, повышающих воз­можность выживания и оставления потомства, в этом состо­ит его творческая роль.

Движущий отбор. Действует в изменяющихся условиях среды, направлен на выживание особей с новыми, приспо­собительными к изменившимся условиям среды признака­ми, возникшими в ходе наследственной изменчивости. Дви­жущий отбор приводит к образованию новых популяций, видов.

Стабилизирующий отбор. Действует в относительно по­стоянных условиях среды, направлен на выживание особей с устоявшимися признаками; все уклонения от них, возни­кающие в ходе наследственной изменчивости, отметаются отбором.

В результате наследственной изменчивости (а также дрейфа генов, изоляции), борьбы за существование и естест­венного отбора создаются популяции с новыми генофонда­ми; после возникновения биологической изоляции, т.е. не­возможности скрещивания из-за накопления принципиаль­ных отличий, эти популяции становятся новыми видами.

2. Высшая нервная деятельность человека. Социальная обусловленность его поведения

Высшая нервная деятельность — это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление к окружающей сре­де. Термин введен И.П. Павловым, считавшим его равно­значным понятию психическая деятельность. Структурная основа высшей нервной деятельности — кора больших полу­шарий вместе с подкорковыми ядрами.

Высшая нервная деятельность человека формируется на основе условных рефлексов. Условные рефлексы — это приоб­ретенные, индивидуальные рефлексы, они имеют времен­ный характер, приспособительное значение. Для образова­ния этих рефлексов необходимо совпадение по времени двух раздражителей: будущего условного и безусловного. Напри­мер, ребенок, прикоснувшийся к горячей плите (условный раздражитель), испытывает боль от высокой температуры и отдергивает руку (проявление безусловного оборонительно­го рефлекса), он будет некоторое время опасаться подходит к плите (проявление условного оборонительного рефлекса). Когда уловные рефлексы теряют свое приспособительное значение, они тормозятся, т.е. имеют временный характер. Так, со временем, ребенок начнет различать, когда плита не работает, выключенная плита не будет причиной проявле­ния условного оборонительного рефлекса. Условные реф­лексы могут быть образованы любым раздражителем на ос­нове любого безусловного рефлекса. Условные рефлексы со­ставляют основу наших привычек, обучения, воспитания, развития.

Только одними условными рефлексами нельзя объяснить все процессы высшей нервной деятельности человека. Ее ведущим проявлением является мышление, т.е. умение улав­ливать связи между предметами и явлениями и использовать установленные закономерности в новых условиях. Благода­ря мышлению человек не только приспосабливается к быст­ро изменяющимся условиям среды, но и может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении. С мыш­лением связана речь.

5-889и

Слово — это: средство общения,

средство обозначения всех предметов и явлений, средство обобщения, средство выражения понятий, средство мышления,

слово — главный условный раздражитель, сигнал сиг­налов.

Словесное общение привело к возникновению второй сигнальной системы действительности, характерной только для человека. Первая сигнальная система способствует восприятию окружающего мира через органы чувств. Слова же человек воспринимает не только как слуховые или зри­тельные раздражители, он понимает их смысловое содержа­ние. Слово, устная и письменная речь являются аппаратом абстрактного (отвлеченного от конкретных предметов и яв­лений) мышления. Произнося слова, мы не подразумеваем что-то определенное, например, при слове ручка мы не ду­маем о конкретной ручке, а имеем в виду некую абстракт­ную ручку, которая пишет чернилами. С помощью устной и письменной речи человек передает накопленный опыт, зна­комится с опытом других людей. Речевые функции связаны с корой больших полушарий: устная речь — с лобной долей левого полушария, письменная речь — с височной и темен­ными долями.

Абстрактное мышление и речь — специфические прояв­ления высшей нервной деятельности человека. Другие пси­хические процессы — эмоции, благодаря которым выражает­ся отношение к окружающему миру, память — комплекс процессов, обеспечивающих накопление, хранение и вос­произведение индивидуальной информации, а также восп­риятие, ощущение, сон, в той или иной степени свойственны как человеку, так и животным, прежде всего, высшим мле­копитающим.


Социальная обусловленность поведения человека. Поведе­ние — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей. Поведение человека социально обусловлено, поскольку только в обществе себе подобных человек может удовлетворить свои биологические, интеллектуальные, творческие потребности. В процессе коллективной трудовой деятельности и речевого общения человек приобретает и пе­редает новые знания и умения, создает продукты труда (пи­щу, одежду, дома, машины, а также музыку, литературные произведения и др.) и потребляет продукты труда других лю­дей. Поведение человека определяется не только биологиче­ски целесообразной жизнедеятельностью, как у животных, но и осознанием социальной необходимости, системой нравственных и правовых регуляторов. Социально обуслов­ленное поведение человека основано на речевом общении, типичная форма проявления поведения — труд.

3. Выполните задание. Истребление волков в ряде районов нашей страны привело к резкому увеличению численности копытных, которые уничтожили некоторые виды кустарников и подрастающих деревьев. Как восстановить равновесие в данном сообществе?

Восстановить равновесие можно несколькими спосо­бами:

• разрешить охоту на копытных и тем самым снизить их численность;

• запретить истребление волков, что должно содейство­вать восстановлению их популяции;

• высадить кустарники и деревья на местах уничто­женных.

Билет № 27

1. Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека

Деятельность человека, особенно в последнее время, на­чала резко менять состояние биосферы: происходит загряз­нение, разрушение сложившихся тысячелетиями экосистем, исчезновение многих видов растений и животных. В результате неблагоприятных антропогенных воздействий уменьшается видовое разнообразие биосферы, что приводит к ее уязвимости: устойчивость биосферы падает, она может начать разрушаться.

Загрязнение атмосферы, водоемов, почв приводит к ги­бели организмов или нарушает взаимосвязи между ними.

Загрязнениями называют привнесение в среду или возник­новение в ней новых, обычно не характерных для нее физи­ческих, химических, биологических агентов или увеличение их концентрации. Химические загрязнители — это чужерод­ные для живых организмов химические соединения; физи­ческие загрязнители — это излучение, тепловое загрязнение, шум; биологические загрязнители — избыточно размножив­шиеся микроорганизмы (бактерии, вирусы), растения, жи­вотные, искусственно попавшие из других экосистем. При­мером химического загрязнения атмосферы является накоп­ление в ней углекислого газа из-за сжигания топлива. Избыточное количество углекислоты вызывает парниковый эффект, приводящий к повышению температуры у поверх­ности Земли, последствия — таяние ледников, повышение уровня Мирового океана, расширение площади пустынь, а также климатические аномалии — стихийные бедствия. Другой результат химического загрязнения атмосферы — ос­лабление озонового слоя. Это приводит к повышенному про­никновению мутагенных ультрафиолетовых лучей на Землю, из-за загрязнения воздуха оксидом серы, азота выпадают кислотные дожди, которые вызывают гибель лесов, обитате­лей водоемов. Отрицательно воздействуют на водоемы бес­контрольное использование воды для сельского хозяйства, промышленности, строительство гидросооружений, осуше­ние и орошение земель. В результате этой антропогенной деятельности разрушены экосистемы многих водоемов. Для почвы губительны многократная распашка, использование ядохимикатов, избыток минеральных удобрений, что вызы­вает засоление, эрозию почв.

Человек сокращает численность видового разнообразия не только опосредованно — через изменение среды обита­ния, лишение организмов из их естественных ареалов рас­пространения при освоении территорий под хозяйственные нужды, но, и за счет непосредственного истребления орга­низмов. Многие виды не выдерживают суммарного давле­ния антропогенных факторов среды, их численность сокра­щается, они постепенно вымирают. К 1900 году на Земле ис­чезли 65 видов млекопитающих, 140 видов птиц. В настоя­щее время порядка 600 видов позвоночных находятся на гра­ни полного истребления (некоторые киты, носороги, чере­пахи). Десятая часть всех растений находится в угрожающем состоянии. Редкими стали сибирский кедр, европейский тис, железное дерево. Скорость вымирания резко возрастает, сегодня в год в среднем вымирают 20—30 видов. Редкие и исчезающие виды занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Численность далеко не всех видов поддается восстановлению.

Основой целостности биосферы является сохранение ее равновесия. Для этого человеку необходимо изменить ха­рактер природопользования. Меры по сохранению и восста­новлению целостности биосферы:

• Организация безотходных или малоотходные произ­водств, предотвращение загрязнений биосферы.

• Устранения последствий загрязнений, том числе, вос­становление видового разнообразия.

• Создание высокопродуктивных агроценозов.

• Овладение экологически чистыми источниками энер­гии (энергией солнца, ветра, приливов и отливов).

• Комплексное использование ископаемого топлива.

• Несение правовой ответственности за нарушение при­родоохранного законодательства.

• Формирование экологического сознания у населения.

Разумное природопользование позволит хозяйствовать

без ущерба будущим поколениям, жизни на Земле в целом.

2. Гигиена умственного и физического труда. Приемы, способствующие повышению его продуктивности

Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Область физиологии, изучающая состояние работающего человека и рекомендующая наиболее благоприятный режим труда и отдыха для него, называется физиологией труда. Ос­новы физиологии труда разработаны И.М. Сеченовым и А.А. Ухтомстким,

Гигиена физического труда. Повышение производитель­ности физического труда решается автоматизацией произ­водства и уменьшением доли тяжелой мышечной работы. При выполнении одного и того комплекса движений проис­ходит утомление — временное снижение работоспособ­ности. Наступление утомления предупреждают перерывы в работе, смена производственных операции. Утомление насту­пает в мозговых центрах. Смена деятельности или перерывы в ней выключают из работы те мозговые центры, в которых развилось утомление; активность мозговых центров восста­навливается. При некоторых видах производственной де­ятельности утомление возникает из-за нахождения в одной позе. В этом случае снижению утомления способствует про­изводственная гимнастика. При ее выполнении нагрузка пе­реключается на те мышцы, которые не участвовали в работе, возбуждаются новые мозговые центры, снимается утомле­ние в прежде работающих центрах. Организация рабочего места, правильное расположение инструментов устраняют лишние движения, препятствуют быстрому наступлению утомления. Важным является общий ритм физической рабо­ты. Установлено, что в течение первого часа работоспособ­ность повышается, затем около 2-х часов удерживается на устойчивом уровне, после чего начинает снижаться из-за на­ступления утомления. Поэтому после 4-х часов непрерыв­ной работы необходим часовой отдых. Во второй половине дня работоспособность будет ниже. Знание о распределении работоспособности позволяет правильно распределить про­изводственное задание в течение трудового дня.

Гигиена умственного труда.

Умственный труд требует больших нервных затрат, пото­му что в нем задействовано множество нервных центров. В этой связи утомление при напряженной умственной рабо­те наступает довольно быстро. Если утомление накапливает­ся и не исчезает после отдыха, значит, возникло пере­утомление, оно может привести к нервным расстройствам, снижению внимания, памяти. Правила гигиены умственно­го труда:

• Правильная организация рабочего места.

• Последовательность и системность в работе.

• Чередование разных видов умственного труда.

• Чередование умственного.труда и активного отдыха.

• Воспитание усидчивости, упорства, трудолюбия.

• Соблюдение режима дня.

• Регулярный отдых на свежем воздухе, нормальный сон, питание.

3. Подсчитайте свой пульс. Определите,

имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ

Пульс — это ритмичное колебание стенок крупных арте­рий, вызванное выбросом крови при сокращении сердца. Подсчитать пульс можно на любой поверхносто залегающей крупной артерии — сонной, височной, лучевой и других. Ча­ще всего пульс определяют на лучевой артерии. Для этого второй, третий, четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, у основания большого пальца.

По колебаниям находят лучевую артерию и слегка прижима­ют её к кости. Подсчитывают количество ударов за 15 се­кунд. Для расчета частоты сердечных сокращений за минуту полученный результат умножают на 4.

Нормальным считается пульс 60—80 раз в минуту. Часто­та пульса зависит от состояния сердечно-сосудистой систе­мы, возраста человека, условий, в которых он находится. Так, при физическом или психическом стрессе пульс учаща­ется, во сне — замедляется.

Билет № 28

1. Уровни организации живой природы, их характеристика

Для живой природы характерны разные уровни органи­зации ее структур, между которыми существуют сложные соподчиненные связи. Жизни на каждом уровне изучает со­ответствующий раздел биологии. Каждый уровень организа­ции характеризуется относительной устойчивостью и авто­номностью, саморегуляцией, целостностью.

1. Самый нижний уровень — молекулярный. Здесь прохо­дит граница между живым и неживым. С органических мак­ромолекул — белков, нуклеиновых кислот и ряда других на­чинаются разнообразные процессы жизнедеятельности, ве­дущие из которых — обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации.

2. Клеточный уровень. Клетка — структурная и функци­ональная единица живого. Все живые организмы имеют кле­точное строение, исключение составляют вирусы.

3. Тканевый уровень. Клетки, сходные по строению и фун­кциям, образуют ткань. Ткани характерны для многоклеточ­ных организмов. Например, соединительная, мышечная, покровная, нервная ткань — у животных; покровная, обра­зовательная, проводящая, механическая, основная — у рас­тений.

4. Органный уровень. Органы — это структурно-функцио- нальные объединения нескольких типов тканей, которые вместе выполняют ряд жизненно важных функций. Органы присущи всем животным, кроме одноклеточных и кишечно­полостных, всем высшим — наземным растениям.


5. Организмеппый уровень. Элементарной единицей этого уровня является особь, каждая из которых представляет со­бой совокупность упорядоченно взаимодействующих струк­тур — тканей, органов и систем органов, образующих единое целое.

6. Популяционно-видовой уровень. Совокупность совмест­но обитающих, свободно скрещивающихся и образующих плодовитое потомство организмов одного вида является по­пуляцией. Популяция — элементарная единица эволюции.

7. Экосистемный уровень. Экосистема — это совокупность совместно обитающих популяций разных видов, взаимодей­ствующих между собой и с факторами неживой природы. Экосистема — это устойчивая, саморегулирующаяся, дина­мически развивающаяся система.

8. Биосферный уровень. Биосфера — это совокупность все­го живого, населяющего Землю. На уровне биосферы проис­ходит глобальный круговорот веществ и превращение энергии.

Все уровни организации тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.

2. Вредные привычки, их отрицательное влияние на организм

Потребление токсических веществ, таких как табак, ал­коголь, наркотики, может привести к приобретению вред­ных для здоровья привычек, вызвать привыкание, перерас­тающее в зависимость, серьезные заболевания.

Вредное влияние табакокурения. Всемирная Организация Здравоохранения называет табакокурение одним из основ­ных факторов риска здоровья из-за множества чужеродных веществ, содержащихся в табачном дыме. В табачном дыме найдено более 400 вредных для здоровья компонентов. Это радиоактивный полоний-210, канцерогенные смолы, окс;;д кадмия, вызывающие раковые заболевания большинства внутренних органов. В табачном дыме содержатся такие об­щеизвестные яды, как никотин, синильная кислота, мышь­як, нервно-сердечные яды, угарный газ. По оценкам Все­мирной Организации Здравоохранения, курильщики теряют в среднем 22 года нормальной продуктивной жизни. В це­лом, табакокурение снижает иммунитет, вызывает кисло­родное голодание из-за связывания кислорода угарным га­зом табачного дыма, вызывает нервные расстройства, за­трудненное дыхание из-за спазма бронхов, разрушает зубы, эпителий воздухоносных путей и пищеварительного тракта.

Вредное влияние алкоголя. Алкоголь — это наркотический яд, который действует, прежде всего, на клетки головного мозга, нарушает целостный обмен веществ. Уже 100 г водки губят около 10 тыс. клеток мозга, даже небольшие дозы ал­коголя вызывают нарушение психики. Этиловый спирт — одно из немногочисленных веществ, которое всасывается в желудке и сразу начинает действовать на слизистую обо­лочку. Он обжигает эпителий пищеварительного тракта, де­лает его проницаемым для чужеродных веществ; разрушает клетки печени, которая теряет способность обезвреживать чужеродные вещества; разрушает эпителий почечных ка­нальцев, в результате чего почки оказываются неспособны­ми выводить вредные вещества из организма. Таким обра­зом, алкоголь разрушает естественные защитные механизмы человека.

Очень часто из-за так называемого пьяного зачатия воз­никают патологии развития. В потомстве алкоголиков эпи­лепсия, олигофрения, другие пороки встречаются значи­тельно чаще, чем в потомстве непьющих, причем число ум­ственно отсталых детей прямо пропорционально длитель­ности злоупотребления алкоголя родителями.

Как у наркотического вещества, в действии алкоголя на организм выделяют три стадии: эйфорическую, стадию при­выкания, стадию абстиненции. Переход к стадии привыка­ния — это и есть признак хронического алкоголизма.

Вредное влияние наркотиков.

В наше время наркомания является мировой проблемой. Человек с наркотической зависимостью утрачивает фунда­ментальные качества личности, страсть к наркотикам опре­деляет его поступки, настроение, помыслы, зачастую решает его судьбу. Наркотическая зависимость заметно меняет со­стояние психики и физиологии человека, его систему по­требностей.

Наркотические средства — это обширная группа ве­ществ, как правило, растительного происхождения или хи­мически получаемых, оказывающих болеутоляющее и (или) снотворное действие на организм. К наркотическим вещест­вам относятся опиаты, препараты конопли, кокаин, галлю­циногены и другие. Одни и те же препараты, например, опи­аты, могут спасать больных, а могут делать их наркозависи­мыми.

При действии наркотиков на организм выделяют три стадии.

Эйфорическую — возбужденное состояние при употребле­нии наркотиков продолжается в среднем от двух до восьми часов. Одни люди целиком погружаются в себя и свои ощущения, иные же, наоборот, испытывают необыкновен­ный подъем, становятся исключительно деятельными.

Привыкание — это повышение сопротивляемости, повы­шение способности выносить большие, чем поначалу, дозы.

Привыкание тесно перекликается с синдромом лише­ния — синдромом абстинентности. Абстиненция — это му­чительное состояние, вызываемое острой потребностью в новой дозе наркотика, которое может начинаться спустя несколько часов после приема вещества. Абстиненция ха­рактеризуется очень сильными болями в мышцах и судоро­гами, причиной которых является повышенный тонус — мышечная напряженность. Пытку ломкой обычно не выдер­живают. Человек теряет в весе по несколько килограммов в день, не спит, не ест (только много пьет), под конец он не в состоянии даже поднять головы.

Различают физическую и психическую зависимость от наркотиков. При физической зависимости человек не может обходиться без наркотика: если прекратить его прием, то абстиненция может иметь смертельный исход. Психологи­ческая зависимость проявляется в стремлении постоянно употреблять наркотики ради удовольствия.

У людей, злоупотребляющих наркотиками, наркоманов, снижается интеллект, они становятся легко внушаемыми, плохо контролируют свои действия, подвержены слабоумию.

Алкоголизм, наркомания на последних стадиях практи­чески не поддаются излечению.

3. Продемонстрируйте меры первой доврачебной помощи при повреждении крупных сосудов руки

Крупными сосудами руки являются вены и артерии.

Артериальное кровотечение опасно для жизни. Артери­альная кровь — это кислородосодержащая кровь, она течет под большим давлением, поэтому артериальное кровотече­ние распознают по струе ярко-красной крови, фонтаном вы­рывающейся из раны. Меры доврачебной помощи: необхо­димо прижать пальцем сосуд выше места ранения и нало­жить на это место сначала чистый лоскут материи, а затем — жгут. Жгут накладывают не более чем на два часа, поэтому под него кладут записку, в которой указано время наложе­ния. После оказания первой помощи вызывают врача.

Давление венозной крови, содержащей углекислый газ, невелико, поэтому венозное кровотечение можно опреде­лить по таким признакам: кровь вытекает равномерно, име­ет темно-красный цвет. Остановить венозное кровотечение можно с помощью давящей повязки, которую накладывают на рану. Если давящая повязка не останавливает кровотече­ние, принимают те же меры, что и при артериальном крово­течении. После оказания первой помощи вызывают врача.

Билет № 29___________

1. Основные направления эволюции органического мира

Эволюция — это историческое развитие органического мира. Эволюционное развитие имеет два направления: био­логический прогресс и биологический регресс. Биологиче­ский прогресс характеризуется повышением численности особей, расширением ареала, видообразованием и является результатом успеха группы организмов в борьбе за существо­вание. Биологический прогресс достигается такими эволю­ционными преобразованиями как ароморфоз, идиоадапта- ция, общая дегенерация.

Ароморфозы — крупные морфофизиологические измене­ния, повышающие общий уровень организации и позволяю­щие расширить среду обитания. Они имеют широкое при­способительное значение, ведут к биологическому прогрес­су. На оснобе ароморфозов образуются крупные системати­ческие таксоны — типы (отделы), классы.


К примеру, ароморфозы позвоночных позволили им пе­рейти из водной в наземную среду обитания, распростра­ниться на суше повсеместно, став независимыми от темпе­ратуры окружающей среды. Выходу на сушу земноводных способствовали такие ароморфозы: две пары конечностей рычагового типа, легкие, следствием чего стал второй круг кровообращения, трехкамерное сердце. Земноводные зави­сели от воды, в то время как рептилии стали первыми истин­но сухопутными животными. Их ароморфными признаками были сухой роговой покров кожи, экономичное выделение воды, губчатые легкие, неполная перегородка в желудочке сердца, внутреннее оплодотворение. Птиц и млекопитаю­щих, по сравнению с рептилиями, сделали независимыми от температуры окружающей среды четырехкамерное сердце и, как следствие, — теплокровность.

У растений крупные ароморфозы привели их к выходу на сушу (от многоклеточных водорослей произошли споровые растения — мхи, первые папоротникообразные). В отличие от многоклеточных водорослей у наземных растений появи­лись ткани и органы, позволившие одновременно осуществ­лять почвенное (минеральное) питание корнями и воздуш­ное питание листьями путем фотосинтеза. По стеблю водо- проводящие ткани разносят воду и растворенные в ней минеральные соли от корней, органические вещества дви­жутся по стеблю от листьев; механические — скелетные — ткани поддерживают растения, покровные защищают от ис­парения воды.

Идиоадаптация — морфофизиологические изменения организмов, обеспечивающие приспособления к опреде­ленным условиям обитания, не повышающие уровня их ор­ганизации. Идиоадаптации — одно из направлений эволю­ционного процесса, они возникают на основе ароморфозов, способствуют появлению некрупных таксономических групп: семейств, отрядов, родов. После возникновения аро- морфных изменений, позволяющих расширить прежнюю среду обитания или занять новую среду, живые организмы начинают широко распространяться: за счет идиоадаптаций они приспосабливаются к различным условиям в занятой среде. Так, после того, как в результате ряда ароморфозов позвоночные, насекомые, растения вышли на сушу, они ста­ли заселять территории с разными условиями. Например, идиоадаптация конечностей у млекопитающих позволила им широко расселиться в открытых степных пространствах (бегательные конечности копытных), в воздушной среде (крылья летучих мышей), в воде (плавники ластоногих), в древесных экосистемах (хватательные конечности прима­тов), в почвенной среде (копательные конечности кротов). У растений идиоадаптивные изменения побегов — клубни, корневища, луковицы — стали приспособительными к пере­менным климатическим условиям.

Общая дегенерации — резкое упрощение организации (ут­рата органов, систем органов), часто проявляется при пере­ходе к паразитизму, прикрепленному образу жизни. Напри­мер, у таких паразитов как ленточные черви отсутствуют пи­щеварительная система, органы чувств, мышечная система. Общая дегенерация может рассматриваться как частный случай идиоадаптации, поскольку также обеспечивает при­способления к определенным условиям обитания.

Ароморфозы, идиоадаптации, упрощение из-за общей дегенерации носят приспособительный характер, организмы широко расселяются, у них происходит интенсивное видо­образование, рост численности, т.е. они встают на путь био­логического прогресса.

Биологический регресс — направление эволюции, обрат­ное прогрессу, оно сопровождается уменьшением числен­ности особей, числа популяций, слагающих вид, сужением ареала, биологический прогресс чреват вымиранием. Орга­низмы встают на путь биологического регресса, если не мо­гут приспособиться к изменениям условий внешней среды, не выдерживают конкуренцию с другими организмами. Сов­ременное состояние биосферы отличается тем, что из-за хо­зяйственной деятельности человека многие виды не выдер­живают давления антропогенных факторов и встают на путь биологического регресса, на путь вымирания. В настоящее время порядка 600 видов позвоночных находятся на грани полного истребления (некоторые киты, носороги, черепа­хи). Десятая часть всех растений находится в угрожающем состоянии. Скорость вымирания резко возрастает, сегодня за год в среднем вымирают 20—30 видов.

2. Бактерии, их строение, место в системе органического мира, роль в природе

Бактерии относятся к надцарству Прокариоты (доядер- ные организмы) в связи с особенностями их строения. Общие признаки доядерных организмов

Признаки Характерные черты
Формы жизни Одноклеточные (шаровидные, палочковидные, изогнутые) и колониальные. Размер клеток в среднем — 0,5—5 мкм
Среда обитания Свободноживущие обитают в воздушной, вод­ной, почвенной среде; симбиотические и парази­тические — в различных организмах
Строение клетки Отсутствует оформленное ядро: ядерное вещест­во лежит в цитоплазме, не ограничено от нее обо­лочкой. Отсутствуют многие органоиды, харак­терные для ядерных клеток: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр. Из органоидов при­сутствуют лишь рибосомы, но их размеры мень­ше, чем у ядерных клеток

Признаки Характерные черты
Размножение Размножаются простым делением клеток, мито­за и мейоза нет.
Питание Автотрофы (сине-зеленые водоросли и хемосин- тезирующие бактерии), гетеротрофы (сапрофит­ные, симбиотические и паразитические бакте­рии)
Энергетиче­ский обмен Паразиты и многие сапрофиты и симбионты по­лучают энергию без участия кислорода; наряду с ними есть и аэробные бактерии
Перенесение неблагопри­ятных усло­вий При неблагоприятных условиях покрываются плотной оболочкой — образуют споры. Споры устойчивы к кипячению, замораживанию, иссу­шению

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-23; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.